Урок ОПК "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Донести до детей назначение православной иконы через её сравнение с картиной, научить их выявлять отличительные характеристики иконы, привлечь внимание через знакомство с основными чудесами от икон.                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_ikona.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Муравьихинская средняя общеобразовательная школа»

УРОК « ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема « ИКОНА»

Подготовила:

учитель начальных классов

Чанаева Светлана Васильевна

Тема «Икона»

Цель: Донести до детей назначение православной иконы через её сравнение с картиной, научить их выявлять отличительные характеристики иконы, привлечь внимание через знакомство с основными чудесами от икон.                                    

ХОД УРОКА: I.Орг.момент   (1 СЛАЙД)                                                                          

II.Мотивационный этап.                                                                                                      У. Внимание на экран. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос:

 «Что изображено на этом слайде?

Д.( Ответы детей)

(1 СЛАЙД С МУЗЫКОЙ)

Калейдоскоп событий в мире

вращает времени рука,

и большинство людей  в забвение

уносит памяти река.

В короткой  памяти людской

лишь остаются единицы:

цари – избранники судьбы,

событий громких очевидцы,

ученые, художники, врачи,

актеры, гении, поэты

и чьи-то музы и вожди,

живут и ныне на портретах.

А есть еще одна закладка

от Бога в  памяти людской:

святые лики в наших храмах

с их неземною  чистотой.

Так не похожи на портреты,

они заказаны Творцом,

дающим счастье простым смертным

писать Божественным перстом.

В них только дух, не видно тела.

Портрет магической души

любовью к людям  беспредельной

сияет  в храмовой  тиши.

(2 СЛАЙД) Сообщение темы и задач урока

У. Тема нашего урока « ИКОНА»

На уроке вы узнаете:

Почему икона так необычна

Что такое «свет иконы»

Что такое нимб

III.Операционный этап

(3 СЛАЙД)

У. Храм заполнен иконами. Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это - люди. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».

Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям. Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа).

У.А сейчас я вам прочитаю старую притчу об иконе.

 Праведный старец, благочестивый христианин, проживая в доме своем, имел икону, изображавшую распятие Спасителя, и почитал ее. И когда переселился он в мир иной, икона осталась на прежнем месте, а дом его занял какой-то иудей. И поселившись там, на следующий день угощал некоторых своих единоверцев. Они же, увидев на стене образ Христа, начали осыпать хозяина проклятиями за то, что отступил он от веры их и стал исповедовать христианство. И клялся тот: «Не замечал я иконы до времени сего!» Тогда сказали ему нечестивцы: «Докажи на деле, что ты не христианин – возьми копье и пронзи бок изображенного иудея, как пронзили его распятого на кресте!» И схватил иудей копье и, желая уверить гостей в своей правоте и снять с себя обвинение, ударил копьем в икону. И хлынула из нее кровь, смешанная с водой. Оцепенели бесчестные иудеи от страшного зрелища, а, очнувшись, бежали из дома того. Христиане же, прослышав молву о случившемся, ворвались в дом еврея и спасли образ, еще сочившийся Божественной кровью. Они поместили его в священным храме, и стали воздавать ему величественное служение, ибо святыня так же блага для верных, как ужасна для нечестивых.

У. Чему учит эта притча?

Д. (Ответы детей)

У. А сейчас нам ребята расскажут о некоторых иконах

(4 СЛАЙД) ИКОНА СПАСИТЕЛЯ          

«Спас Вседержитель» часто просто «Спаситель» или «Спас» – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. По правилам эта икона ставится во главе иконостаса.

(5 СЛАЙД) ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ              

Казанская икона Божией Матери – чудотворная, одна из самых почитаемых в России. Она есть практически в каждом доме. Начиная с крещения, она сопровождает человека всю его жизнь. За помощью к ней обращались и обращаются не только простые люди, но и князья, цари, правители государства Российского. Народная заступница, она помогала победить врагов, освободить страну от захватчиков. В честь Казанской иконы Божией Матери во многих городах выстроены храмы и церкви. Любой человек, который попал в беду или испытывает какие-либо затруднения в работе или личной жизни, может обратиться с молитвой к чудотворному образу, и он обязательно получит помощь.

(6 СЛАЙД) ИКОНА БОГОМАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»          

Икона Божьей Матери «Нечаянная радость» создана в XVIII веке по сюжету о раскаявшемся грешнике из произведения святителя Дмитрия Ростовского «Руно орошенное». С тех пор эта икона и другие списки с нее являют чудесные события, связанные с исцелениями от болезней, по молитвам родителей с возвращением детей с пути порока и с духовным прозрением людей, осознавших свои духовные несовершенства. Молитва перед иконой и знание событий, которые связаны с рождением образа, вдохновляют человека на нравственное перерождение, а молитва за близких помогает обрести нечаянную радость отчаявшимся и дарует надежду на внезапное радостное избавление от бед и скорбей, если они присутствуют в их жизни

(7 СЛАЙД) ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА      

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, или иначе Николай Угодник, как стали его называть на крещеной Руси, в Православии едва ли не самый почитаемый святой после Богоматери. Недаром в храмах его святой образ чаще всего помещен в левом приделе рядом с иконами Матери Божьей. Имя святителя Николая, прославлено неисчерпаемым поистине списком изумительных избавлений, исцелений и других чудес, которые перечислить все просто невозможно. И сейчас горячие молитвы к нему помогают верующим решить многие свои проблемы, неразрешимые обычными, земными способами

(8СЛАЙД) СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ    

 Святой великомученик Георгий Победоносец почитаем в России как покровитель российского воинства и державной мощи Российского государства, а также небесный покровитель российской столицы. В последнее время его все чаще стали называть святым покровителем депутатов Государственной думы. Кроме того, святой великомученик Георгий Победоносец считается покровителем всех, занимающихся фермерским хозяйством: земледельцев и животноводов. Видя чудо исцеления от истязаний святого императором Диоклетианом, тысячи язычников уверовали в Христа. Из других прижизненных чудес особенно известно чудо святого Георгия о змие, ставшее основным сюжетом икон Святого великомученика Георгия Победоносца.

Работа с учебником с.52-54 СВЕТ ИКОНЫ

(9 СЛАЙД)

У. Работа в парах. (Прочитайте текст и заполните таблицу)

Проверка задания

(2 СЛАЙД)

У.Чтение вслух ИКОНА И МОЛИТВА С.54-55 –    

IV. Регулирующий этап.

Вопросы:

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие "света" связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

V. Рефлексия. 

У. И в завершении нашего урока я предлагаю вашему вниманию видеоролик о иконе Владимирской Богоматери-эта икона одна самых почитаемых икон.

( просмотр видеоролика)

Какие чувства вызвал у вас этот видеоролик?           

Д/з

Спросить у родителей какие иконы есть в вашем доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...