конспект
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сащихина Наталия Сергеевна

Конспект урока по ОРКСЭ (Основы светской этики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_orkse.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 9 ОРКСЭ «Свобода  и моральный выбор человека»

Цели : 

1. Образовательные:

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор»

2. Развивающая:

Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся, уметь мотивировать свою точку зрения.

3. Воспитательная:

Способствовать воспитанию у учащихся осознания себя как личности.

Задачи:

Личностные: сформировать понимание значения свободы, морально ответственного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;

метапредметные: осознание обучающимися связи свободы и морального выбора человека;

предметные: сформировать навыки смыслового чтения текста, способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся

Тип урока: комбинированный.

 

Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, анализ, отбор информации.

 

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

 

Оборудование:
учебник, текст притчи, мультимедийная установка

План занятия:
1. Орг. момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся.
3. Работа над новым материалом.

4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Чтение статьи из пособия для учащихся.

6. Работа с жизненными примерами.
7. Итог – тестовое задание

8. Рефлексия.

I. Эмоциональный настрой на урок (Слайд 1)

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

 II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. 

 -каким должен быть добродетельный человек? (слайд 2)

III. Работа над новым материалом (слайд 3)

- Какие слова вы представляете, когда слышите слово  свобода?
(4 слайд)

Проверка и дополнение

+ ЖИЗНЬ, ВЫБОР, ПРОСТОР, НЕБО, СЧАСТЬЕ, КАНИКУЛЫ, ВЕТЕР и др. (слайд 5)

У: Давайте посмотрим, какие определения слову «Свобода» существуют на сегодняшний день.  (слайд 6

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода -  это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Обсуждение (слайд 7)

  1. Что значит быть свободным?
  2.  Для чего нужна свобода?
  3.  Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

У: Посмотрим на изображения и скажем , кто из представленных пар чувствует себя свободным. ( слайд 9)

 IV. Работа с притчей.

Восточная притча (слайд 10)
(11 слайд) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?

 (12 слайд) Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

  1. Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
  2. Какой путь выбрали бы вы, ребята? (слайд 13)

 (14 слайд) Вывод.  Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

V. (15 слайд) Чтение статьи  на странице 22-23

  1. Найти ответы на вопросы.
  1. Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт?

VI. Мой выбор (слайд 16)
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
   а)пойду в магазин, куплю  компьютерную  игру, о которой долго мечтал;
  б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
  в)поступлю по- другому.

Обсуждение ответов. (слайды 17 – 19)

(20 слайд)Вопросы по сказкам : 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

VII. (21 слайд) Итог – тестовое задание

1. Что такое свобода?

а) Это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.

б) это делать то, что хочется.

в) гулять одному по улице.

  1. Что такое моральный выбор?

а) Это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится.
б)выбор в пользу всеобщей морали.

в) это выбор того, чего больше хочется.

3. Что  влияет  на  выбор?

а) стойкость характера.

б)окружающие люди.

4. Всегда  ли  у  человека  есть  выбор?

а) да.

б) нет

5. Вы - свободные люди?

а)Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

VIII. Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Все ли было понятно? Если «да», то поднимите цветного голубка, если «нет» - не закрашенного.

Домашнее задание

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

 В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

 Как она поступила?  Приходилось ли вам оказываться в ситуации

 морального выбора?