Конспект урока по ОРКиСЭ "Православие"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Павлова Юлия Сергеевна

Урок даёт представление о православной культуре

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie_otkr._urok.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ № 49

Учитель: Павлова Юлия Сергеевна

Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики

Класс: 4 «А»

Технологическая карта урока

Тема:  Православие                                                                                                                                        

Тип: открытие нового знания

Цель: дать представление о православной культуре

Задачи: - дать представление о принятии Русью христианства, о православном храме и православных праздниках

              - формировать умения работать с толковыми словарями

              -  развивать речь, внимание

              - формировать умения работать в группах  

              - способствовать нравственному воспитанию учащихся

         

Планируемые результаты

Предметные:

- знать историю принятия христианства на Руси

- знакомиться с устройством православного храма изнутри, обобщать сведения о правилах поведения в нём, о причинах посещения храма

- знать традиции проведения праздника Пасхи

- уметь давать определения некоторым терминам

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

- работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы

- уметь работать с информацией

Личностные:

- проявлять интерес к истории жизни своих предков

- воспитывать уважение к культуре своего народа

- формировать православные ценности

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы урока: Е. И. Николаева, Е. Н. Петрова «Я в мире людей» (учебник), карточки с заданиями, мультимедийная презентация

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент. Эмоциональный настрой (слайд № 1)

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Глазками пожелайте гостям и друг другу доброго в душе.

Актуализация знаний. Введение в тему.

- Какое слово объединяет эти слова и словосочетания? (слайд № 2)

- Каким одним словом можно заменить слова и словосочетания, данные справа?

- Какое словосочетание получилось? (слайд № 3)

Беседа:

- Кто в своих проповедях  говорил о любви к ближнему?

- Как называют людей, принимающих учение Иисуса Христа?

- Какие два направления христианства вы знаете?

- Сегодня мы будем говорить более подробно о православии (тема урока – на доске)

-  Как понимаете слово «православие»? Значение этого слова вам помогут узнать его корни. Сколько корней у этого слова? Назовите их. Итак, что такое православие? (слайд № 4)

- Что значит «славить Бога»? Как сказать по-другому?

Создание проблемной ситуации, включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов

- Всегда ли русские люди были православными?

- Вспомните, каким было верование Древней Руси.

- Что значит язычество?

- Как вы думаете, почему Древняя Русь отказалась от язычества и приняла православное христианство?

- Итак, первая задача нашего урока: узнать, как христианство пришло на Русь.

Учащиеся называют слова, подходящие по смыслу.

- выражение своих мыслей

Фронтальный опрос.

Учащиеся формулируют ответы.

Объяснение нового материала. Организация познавательной деятельности.

- Раньше восточнославянские народы жили отдельными племенами. Но к  концу IX в. на карте Восточной Европы появилось государство Киевская Русь. (слайд № 5)

- Главой Руси был великий князь киевский, его помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – княжеские дружинники. Князья пытались объединить людей нового государства. Но им никак не удавалось это сделать. (слайд № 6)

- Именно князь Владимир понял, что вера в одного, единого Бога соберёт вместе людей и поможет ощутить себя единым народом. (слайд № 7)

- Но перед ним встал вопрос: какую веру принять? Ведь на то время в разных странах исповедовались разные религии: ислам, иудаизм и две ветви христианства: православное и католическое.

Проблемный вопрос:

- Предположите, почему князь Владимир выбрал именно православное христианство.

 - Решил Владимир отправить послов в разные страны, чтобы посмотреть, у кого какая вера. Прошло время, вернулись послы. Давайте узнаем, что же было дальше.

- Почему же Владимир отказался от язычества и выбрал православное христианство?

- От какого народа пришло к нам православие?

- Решил князь Владимир стать православным христианином. Вначале он принял крещение сам.

- Как вы понимаете слово «крещение»?

- Итак, прочитайте точную формулировку слова «крещение»

(слайд № 8)

- Перед вами картина Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира». (слайд № 9)

- Чья фигура занимает центральное место на картине?

- Где сидит князь?

- Кто ещё изображён на картине?

- После того, как князь принял крещение, он приказал креститься киевлянам. (слайд № 10)

- Год крещения Руси – 988-й. (слайд № 11)

- Крещение – важное событие в русской истории. Как же изменилась Русь после крещения? Об этом вы прочитаете в учебнике на с. 93.

- Что такое иконопись, фреска, мозаика? Дома вы должны были написать значения этих слов.

- Новая вера наполняла жизнь людей смыслом. Люди стали стремиться к добру.

- Что такое добро?

- В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

- Прочитайте слова – качества человека, олицетворяющие добро. (слайд № 12)

- Расположите эти слова в том порядке, в котором они значимы для вас.

- Как вы думаете, что может произойти с человеком, который не обладает этими качествами, не стремится к добру, не выполняет Божьи заповеди? Будет ли при этом страдать его душа?

- Душа и тело связаны между собой. И если болеет душа, то человек заболевает телом. А если человек выполняет Божьи законы, совершает добрые поступки, то душа его чиста и сам человек, соответственно, здоров.

- объяснение значения слова «предки»

- выражение своих мыслей

Инсценировка:

Автор: Созвал князь бояр своих и старцев и сказал…

Владимир: Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними. Говорите перед дружиною.

1 посол: Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон; сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. 
2 посол: И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели.
3 посол: И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними».
2 посол: Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей.

Владимир: Так посему и быть.

- обобщение

- выражение своих мыслей

Учащиеся словесно описывают картину.

Учащиеся работают с информацией (текстом учебника).

- выражение своих мыслей

У учащихся заранее приготовлены конверты, в которых лежат карточки со словами. Они раскладывают карточки в том порядке, в котором эти качества значимы для них.

милосердие

отзывчивость

доброта

любовь к ближнему

верность

терпение

- выражение своих мыслей

Физкультминутка.

- Если мы будем совершать добрые дела и поступки, помогать другим людям, любить ближнего своего, то мы будем такими же сильными и здоровыми духом, как славные русские богатыри. Давайте покажем, какие они, эти богатыри.

Один из учащихся читает текст физкультминутки:

«Богатырь – вот он каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал.

Подрастём мы и, смотри,

Станем, как богатыри.»

Продолжение работы по теме урока.

- Важной частью духовной жизни православного человека является посещение храма. Вторая задача нашего урока: узнать о православных храмах. Перед вами храм Воскресения Христова

(слайд № 13) Давайте приоткроем двери этого храма и заглянем внутрь.  Но сначала я предлагаю вам поработать с текстом учебника на с. 93-94. Работать будете в группах. Каждой группе я предлагаю задание.

Учитель распределяет вопросы по группам.

Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы:

Задание (вопрос) первой группе: Как православный храм устроен изнутри?

Задание (вопрос) второй группе: Как принято вести себя в храме?

Задание (вопрос) третьей группе: Зачем люди приходят в храм?

- А ещё православные посещают храм в православные праздники на праздничное богослужение.

- Какие православные праздники вы знаете?

Учащиеся работают в группах, озвучивают результат работы.

Отчёт 1-й группы сопровождается слайдами (слайды № 14 – 17) и комментированием учителя:

- Притвор – это небольшое пространство между дверью и самим храмом. Входя внутрь храма, мы попадаем в общество, в котором живёт и действует живой Бог. Алтарь – самое святое место храма, где совершается главное богослужение Православной Церкви. Пространство храма от алтаря отделяет иконостас, на котором располагаются многочисленные иконы в определённом порядке.

Презентация ученика

- Угадайте, о каком православном празднике идёт речь.

- Последняя задача нашего урока. – узнать о традициях празднования главного православного праздника - Пасха. Эту часть урока приготовила Алеся в виде презентации.

Индивидуальная работа.

Загадку читает заранее подготовленный ученик:

«Весть летит во все концы:

Трубят Ангелы-гонцы,

В небесах поют Христа:

Он от тления восстал!

То не выдумка, не сказка,

Главный праздник – наша…!»

Ученик проводит презентацию по теме «Пасха».

Рефлексия деятельности.

- На этом наш урок подошёл к концу. Что нового узнали на уроке?

- Опишите свои чувства и ассоциации, связанные со словами «добро», «храм», «Пасха».

Учитель предлагает задание «Закончи фразу» (слайд № 18)

• Сегодня на уроке я узнал (а)…

Самым важным для меня на уроке было…

Мне было особенно интересно…

- А как бы вы оценили свою работу на уроке? Этому солнышку не хватает лучиков. А ведь солнышко согревает нас своим теплом, излучает добро. Выберите лучик того цвета, который отражает вашу реакцию на этот урок и прикрепите его на доску.

Учитель предлагает цвета на выбор:

Зелёный цвет –  «Мне было интересно»

Оранжевый цвет – «Мне было интересно, но кое-что осталось непонятным»

Серый цвет – «Мне было скучно» (слайд № 19)

Учащиеся производят самооценку своей деятельности.

- составление синквейна по группам:

- на тему «добро»

- на тему «храм»

- на тему «Пасха»

Каждый учащийся выбирает соответствующий лучик и прикрепляет его на доску.

Домашнее задание (слайд № 20)

Узнать названия православных праздников, описать любой праздник.

- Вы все хорошо поработали. Молодцы. (слайд № 21)

Учащиеся записывают домашнее задание.

- Закончим наш урок стихотворением:

«Давайте жить без горя и печали,

Улыбкой озаряя всех друзей!

Всем сердцем только нежность излучая,

Давайте жить и радовать людей!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...