Технологическая карта урока "Колыбель ислама"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока содержит цель, задачи, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы исламской культуры.
Учебник: Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 класс.
Тема: Колыбель ислама.
Цель: формирование первоначальных представлений об Аравии как о колыбели ислама.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к изучению основ религиозных культур;
- познакомить обучающихся:
- с особенностями жизни арабов на Аравийском полуострове накануне прихода ислама;
- со значением понятий «ислам», «мусульмане», «Кааба», «Аллах», «Коран»;
- с историей главного священного города мусульман – Мекки;
- обеспечить развитие у обучающихся умения:
- находить нужную информацию в учебнике, «считывать» информацию с рисунков, географических карт;
- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Планируемые результаты | |||
Личностные | Предметные | ||
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов; - воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | - обучающиеся узнают, что ислам является мировой религией и зародился в Аравии; - ознакомятся со значением слов «ислам», «мусульмане», «Аллах», «Коран»; - получат начальное представление о главном храме мусульман – Каабе в Мекке и других святынях ислама; - познакомятся с жизнью арабов-бедуинов, с условиями их жизни, занятиями, обычаями и ценностями; | ||
Метапредметные | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | - адекватное использование речевых средств информационно - коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; - понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Основные термины и понятия:
ислам – это религия мусульман;
мусульмане – это люди, исповедующие ислам;
Аллах – так в исламе называют бога;
Коран – это главная священная книга мусульман,
Кааба – это священный храм;
Мекка – это город, религиозный центр мусульман.
Средства наглядности: выставка фотографий с видами аравийского пейзажа, архитектурных строений городов Мекки и других городов Саудовской Аравии, а так же стран, где исповедуют ислам, географическая и историческая карты, мультимедийная презентация с изображением арабов в пустыне; Корана, Каабы, Чёрного камня Каабы, идолов. VII
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Методические приемы | Образовательный результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Подготовительный этап | ||||
1.1. Организационный момент | 1. Приветствует | 1. Приветствуют 3. Концентрируют внимание, волю. | Организационный диалог | Полная готовность обучающихся и оборудования к работе. Быстрое включение в деловой ритм. |
1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.. | 1.Организует положительный эмоциональный настрой на работу. Приём «Светофор». | 1. Положительно настраиваются на занятие. У каждого ученика полоска картона с одной стороны красная ( не готов поработать) и зеленая с другой стороны (готов поработать). После вопроса учителя поднимают полоску нужного цвета. | Психологический тренинг, пожелания. | Положительный настрой обучающихся. |
2. Проверка домашнего задания. | 2. Рассказывают о традициях, которые приняты в их семьях. | Рассказ Диалог | Взаимосвязь материала прошлого урока и переход к формулировки темы урока. | |
3. Подводит итог беседы. Обращает внимание на то что, в классе есть ребята, которые уже не однократно путешествовали со своими родителями по странам мира. | 3. Формулируют вывод о том, что семьи разные, традиции разные и неуважение этих традиций вызывает недоумение и неудовольствие членов семьи. | |||
4. Выясняет, важно ли знать нам религию той страны, в которую отправляешься? 5. Выясняет, на какие вопросы обучающиеся знают ответ. | 4. Предлагают свои варианты, аргументируют свою точку зрения. 5. Читают вопросы: - какую географическую область называют колыбелью ислама? - какова природа в этой местности и чем занимаются жители? - по каким обычаям они жили? - что такое ислам? - кто такие мусульмане? - у какого народа возникла исламская религия? - что такое Кааба? Как она выглядит? - объясните значение слов «ислам», «мусульмане», «язычники», «идол», «Аллах», «Коран». | Диалог Чтение и анализ вопросов. | Активизация имеющихся знаний и умений. Формулировка темы урока. Постановка учебной цели, осознание целевой установки занятия. | |
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | 1. Организует работу 4-х групп. Распределяет вопросы и задания. Приложение 2. 2. Актуализирует знания и опыт обучающихся по теме урока. | 1. Согласуют свои действия, распределяют работу между собой. Повторяют правила работы в группе. Оговаривают критерии оценки работы. Приложение 1. | Организационный диалог | Активизация имеющихся знаний и умений. Развитие внимания, быстроты мышления. |
2. Основной этап | ||||
2.1. Изучение нового материала | 1. Организует и координирует работу обучающихся в группах. 2. Помогает в выполнении заданий по мере необходимости. | 1. Работаю в группе с текстом учебника, картой, дополнительным материалом. 2. Отвечают на вопросы, фиксируют результаты работы в рабочих тетрадях. 3. Контролируют правильность ответов обучающихся и оценивают работу каждого члена группы. | Наглядный. Групповая работа. Самопроверка и взаимопроверка. Чтение и анализ текста учебника, работа с географической картой. Поиск информации. | Построение алгоритма деятельности. Осознание обучающимися уровня приобретенных знаний, умений (рефлексия). |
2.2. Закрепление и применение знаний | 1. Организует осмысление знаний в соответствии с поставленными целями. 2. Организует выполнение работы на карточке «Проверь себя» и самопроверку. | Представляют результаты своей работы: 1. Отвечают на вопросы 2. Выполняют практические задания (Приложение 3). 3. Анализируют, обобщают, делают выводы. | Опрос: фронтальный, индивидуальный Самостоятельная работа с использованием карточек. | В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль и контроль. Первичное закрепление. |
3. Заключительный этап | ||||
3.1. Рефлексия | 1. Организует саморефлексию обучающихся. | 1. Проводят критическую оценку своей деятельности на данном занятии. 2. Показывают рефлексивные цвета-настроения. | Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся. | Овладение способами самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки; Соотнесение приложенных усилий с полученным результатом своей деятельности. |
3.2. Подведение итогов | 1.Подводит итоги занятия: - соотношение цели занятия и уровень ее достижения; - оценочные суждения о мере участия всех обучающихся или каждого в работе на данном занятии 2. Оценивает знания и умения обучающихся. | Проводят само и взаимоконтроль | Беседа. Индивидуальная, коллективная форма организации деятельности обучающихся | Реализация цели занятия. |
Приложение 1.
Правила работы в группе:
• Выслушивать своего товарища, не перебивать его.
• Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами.
• Помогать, если возникнут затруднения.
• Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.
• Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих одноклассников.
• Распределять обязанности между членами группы.
Если ты поработал, в конце урока подумай и ответь на вопросы:
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
Оценочный лист группы.
Группа № ______ | Женя | Даша | Олеся | Кристина | Виталий |
Выслушивает своих товарищей, не перебивает их. | |||||
Вежливо и доброжелательно общается с одноклассниками. | |||||
Помогает, если возникает затруднения. | |||||
Работает активно, серьёзно относится к полученному заданию. | |||||
Радуется успехам одноклассников. | |||||
Поднимает руку, желает отвечать. | |||||
Знает ответ на интересный вопрос. | |||||
Всего баллов: |
Приложение 2.
Карточки для работы в группе.
Карточка № 1.
- какую географическую область называют колыбелью ислама?
- покажите её на географической карте?
- какова природа в этой местности и чем занимаются её жители?
Дополнительный материал: Географический очерк. (из Энциклопедии «Кругосвет»).
Карточка № 2.
- кто такие язычники? По каким правилам они жили?
- как вы понимаете значение слова «идолы»?
Карточка № 3.
- каково значение слов «Ислам», «Мусульмане» «Аллах», «Коран»?
- у какого народа возникла исламская религия?
Карточка № 4.
- покажите на географической карте город Мекку.
- что сделало Мекку известной?
- что такое Кааба? Как она выглядит? Найдите описание храма Кааба в тексте.
Приложение 3.
Проверь себя.
1. Допиши предложения.
Колыбелью ислама является ________________________________________________________.
Мировая религия – это _____________________________________________________________.
2. Составь предложения, соединив слово из левой части с его пояснением в правой части таблицы.
1 | Ислам | это город, религиозный центр мусульман | |
2 | Мусульмане | это священный храм | |
3 | Кааба | это главная священная книга мусульман | |
4 | Аллах | так в исламе называют бога | |
5 | Коран | это религия мусульман | |
6 | Мекка | это люди, исповедующие ислам |
Проверь свою работу и оцени результаты своей работы.
8 – 7 правильных ответов – отлично, очень внимательно работал на уроке;
6 – 5 правильных ответов – хорошо, внимательно работал на уроке;
4 – 3 правильных ответов – не очень внимательно работал на уроке;
2 – 1 правильных ответов – очень невнимательно работал на уроке.
__________________________________________________________________________________
Колыбелью ислама является Аравия.
Мировая религия – это религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Ислам – это религия мусульман.
Мусульмане – это люди, исповедующие ислам.
Кааба – это священный храм.
Аллах – так в исламе называют бога.
Коран – это главная священная книга мусульман.
Мекка – это город, религиозный центр мусульман.
Ресурсы:
- Марченко О.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику Д. И. Латышиной, М. Ф. Муртазина «Основы исламской культуры») под редакцией М. Ф. Муртазина.
- Д. И. Латышиной, М. Ф. Муртазина учебник «Основы исламской культуры».
- Категория: Ислам в Википедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-1487944-1696423269.jpg)
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...