РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу « Основы религиозных культур и светской этики»
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Панова Екатерина Валентиновна

Модуль «Основы  мировых религиозных культур » для 4  класса  АВТОРЫ: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева   КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 34 ч (1час в неделю) –   34 уч. недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_4_kl.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 313

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу « Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы  мировых религиозных культур »

для 4  класса

АВТОРЫ: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

34 ч (1час в неделю) –   34 уч. недели

 

 

Учитель:Панова Е.В..

Первая .квалифик.категория

_______________________

(подпись)

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол № ____ от ______________

Председатель МО

______________(Ф.И.О.)

ПРИНЯТО                

Решением  педагогического совета

Протокол №_____от _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 313

_________________В.Ю.Морозова

Приказ № ____от _____________

2013-2014 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 (п.5 ст.13; п.6 ст.28);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования»;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства

образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312

  • Учебным планом ГБОУ СОШ № 313
  • Основной образовательной программой ГБОУ СОШ № 313

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур» издательство «Просвещение» 2012г

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

  • Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей: ·
  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; ·
  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ·
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; ·
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; · об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; ·
  • осознание ценности человеческой жизни; · воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

  • Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Место предмета  в учебном плане ГБОУ СОШ № 313

Учебный план ГБОУ СОШ № 313 в соответствии с Базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса «Основых религиозных культур и светской этики» в  4 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).

Общая характеристика курса

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Освоение учебного содержания каждого из блоков, входящих в учебный курс, должно обеспечить

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: · общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии; · единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся — в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей: · Патриотизм · Социальная солидарность · Гражданственность · Семья · Труд и творчество · Наука · Традиционные российские религии · Искусство и литература · Природа · Человечество.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

УМК представлен

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. (руководитель авторского коллектива),

Ярлыканов А.А..

Автор уроков 1, 30 А.Я. Данилюк.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КУРСА 

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты: · знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России · готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; · знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; · понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; · формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; · первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; · становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; · осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ  (17 часов) Почему 17? Должно быть 34

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.

Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ.

Формы и виды учебной деятельности,  рекомендуемые для организации занятий в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики»  основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
  • наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса,  воспитания художественного вкуса,  способствуют формированию культурной эрудиции);
  • практических,  проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы  (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
  • репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)
  • Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку,  создает,  при правильной ее организации,  эффект включенности в общую работу класса.  
  • При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся,  степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений,  степень заинтересованности,  уровень   владения общекультурным материалом,  степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.  Одна из задач,  о которых  должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.  Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Формы  учебной работы

Драматизация  (театрализация)  предоставляет  возможность для самопрезентации учащихся.  Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания,  либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.  Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария,  распределении ролей,  режиссуре,  сценографии,  костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе.  

Интервью.  Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной,  так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.  Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.  

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности,  который проходит через все уроки курса,  способствуя  систематизации и усвоению учебного материала.  Содержание глоссария составляют понятия,  наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.  При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно,  но и объяснить,  почему данное понятие является значимым для конкретной культуры.  Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока,  подводя таким образом его итоги,  а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Сочинение. Сочинение  позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала,  уровень развития когнитивных навыков,  а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения,  которую учащийся,  по тем или иным причинам,  не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.  Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными,  стимулирующими фантазию,  образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью.  Например,  на уроке по иудейской культуре группе учащихся можно предложить представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе,  пребывавшем в плену.  

Эссе. Размышления на определенную тему по собственному выбору. ( Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека.  Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали,  и предложить написать об этом.)

Создание галереи образов. Формирует образное восприятие изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне.  Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал:  фотографии,  иллюстрации,  репродукции картин,  фотографии и изображения культовых сооружений,  фотографии музейных экспозиций,  костюмы,  ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку,  оформленную учащимися,  или,  благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий,  иметь виртуальный характер  (например,  в виде презентации,подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно,  чтобы каждый  «экспонат»,  помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией,  работа над которыми –  еще один этап закрепления теоретических сведений.

Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.  Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся,  а также задач,  выдвигаемых учителем.  Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи,  скульптуры, архитектуры  позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала,  осуществить процесс «свертывания»  информации.  Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий,  поиска справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет,  например,  ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com),  где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D  модели залов.)

Домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер.  Каждый учащийся должен выполнить 2-3 творческие и 3-4  поисковые работы за период изучения курса.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

 

  1.  

Россия  - наша Родина.

1

 

II.

Основы мировых религиозных культур

28

 

  1.  

Культура и религия

1

 

  1.  

Культура и религия

1

 

  1.  

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

 

  1.  

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

 

  1.  

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака

1

 

  1.  

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

 

  1.  

Хранители предания в религиях мира

1

 

  1.  

Человек в религиозных традициях мира

1

 

  1.  

Священные сооружения

4

 

  1.  

Священные сооружения

1

 

  1.  

Искусство в религиозной культуре

1

 

  1.  

Искусство в религиозной культуре

1

 

  1.  

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

 

  1.  

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

 

  1.  

Религии России

1

 

  1.  

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

 

  1.  

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

 

  1.  

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

 

  1.  

Религиозные ритуалы в искусстве

1

 

  1.  

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

 

  1.  

Праздники в религиях мира

2

 

  1.  

Семья, семейные ценности

2

 

  1.  

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

 

III.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

5

 

  1.  

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

 

1

 

  1.  

Подготовка творческих проектов.

1

 

  1.  

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

 

  1.  

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

 

  1.  

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

 

 

Всего

34

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Тип

урока

Содержание урока

Планируемые результаты

Вид

 контроля

Домашнее задание

Дата

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1. 

Россия  - наша Родина.  

1

Беседа. Практичес-кая  работа. Устный журнал

Формирова-ние основ российской гражданской идентичнос-ти, чувства гордости за свою Родину

знать/понимать:

ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России

Тематический

С.4-5, вопросы и задания

Основы мировых религиозных культур (25 часов)

2.

Культура и религия    

1

Беседа.

Устный творческий рассказ

Развитие образного мышления, познавательного интере-са,  воспита-ние худо-жественного вкуса,  спо-собствование формиро-ванию куль-турной эру-диции

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур

Текущий

С.6-7, вопросы и задания

3. 

Культура и религия    

1

Беседа, комменти-рованное чтение

Текущий

С.8-9, вопросы и задания

4. 

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

Самостоя-тельная работа с источниками информа-ции

Освоение фактических знаний, развитие памяти, совершенст-вование навыков учебного труда

Текущий

С. 10-11, вопросы и задания

5. 

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Составить рассказ о возникновении религии

6. 

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака

1

Комбинированный

Развитие образного мышления, познавательного интере-са,  воспита-ние худо-жественного вкуса,  спо-собствование формиро-ванию куль-турной эру-диции

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

Текущий

С. 16-17, «Обсудим вместе»

7. 

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

Комбинированный

Освоение фактических знаний, развитие памяти, совершенст-вование навыков учебного труда

Текущий

С. 17-21, вопросы и задания

8. 

Хранители предания в религиях мира

1

Беседа, комменти-рованное чтение

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

Зачёт

С. 22-23, вопросы и задания

9. 

Человек в религиозных традициях мира

1

Комбинированный

Тест

С. 28-29, вопросы и задания

10. 

Священные сооружения  (Православие. Ислам)

1

Комбинированный

Развитие образного мышления, познавательного интере-са,  воспита-ние худо-жественного вкуса,  спо-собствование формиро-ванию куль-турной эру-диции

Текущий

С. 31-33, презента-ция

11. 

Священные сооружения (Иудаизм. Буддизм)

1

Комбинированный

Текущий

С. 30-31, 33, вопросы и задания

12. 

Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам)

1

Комбинированный

Текущий

С. 34-36, вопросы и задания

13. 

Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм)

1

Комбинированный

Текущий

С. 36-37, вопросы и задания

14. 

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Православие. Ислам)

1

Комбинированный

Понимание значения нравственности, морально- ответствен-ного поведения в жизни человека и общества

знать/понимать:

описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей

Текущий

С.24-27, подготовь рассказ «Добро и зло»

15. 

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Иудаизм. Буддизм)

1

Беседа.

Устный творческий рассказ

Зачёт

Подгото-виться к сочинению

16. 

Религии России

1

Беседа, комменти-рованное чтение

Развитие образного мышления, познавательного интере-са,  воспита-ние худо-жественного вкуса,  спо-собствова-ние формиро-ванию куль-турной эру-диции

знать/понимать:

основы светской и религиозной морали,их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе

Текущий

С. 40- 46, вопросы и задания

17. 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира  (Православие. Ислам)

1

Комбиниро-ванный

Текущий

С. 46-49, вопросы и задания

18. 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира  (Иудаизм. Буддизм)

1

Беседа. Практичес-кая работа

Текущий

С. 50-51, вопросы и задания

19.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

Беседа, комменти-рованное чтение

знать/понимать:

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной

культуры;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий

Текущий

С. 52-53, Расскажите об обрядах ислама, правосла-вия (на выбор).

20. 

Религиозные ритуалы  в искусстве

1

Комбиниро-ванный

Беседа.

Развитие образного мышления, познавательного интере-са,  воспита-ние худо-жественного вкуса,  спо-собствова-ние формиро-ванию куль-турной эру-диции

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

Тематический

С. 54-57, вопросы и задания

21. 

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

Устный творческий рассказ

Текущий

С. 62,

Написать небольшой рассказ об одном из религиоз-ных праздников

22. 

Праздники в религиях мира (Православие. Ислам)

1

Комбиниро-ванный

Текущий

С. 63-66,

Подготовь рассказа на тему: «Религиоз-ные празд-ники в хрис-тианстве».

23.

Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм)

1

Беседа. Практичес-кая работа

Зачёт

С. 62-63, 66-67, вопросы и задания

24.

Семья.

1

Комбиниро-ванный

Развитие представле-ний о значении нравствен-ных норм и ценностей для достой-ной жизни личности, семьи, общества

знать/понимать:

ценности нравственности духовности в человеческой жизни

Текущий

С. 74-75, вопросы и задания

25.

Семья, семейные ценности

1

Комбиниро-ванный

Тематический

Сообщение

26.

Долг, свобода, ответственность, учение  и труд

1

Беседа.

Устный творческий рассказ

Зачёт

С. 76-77, вопросы и задания,

презента-ция

III.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

8

27. 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

1

Беседа.

Устный творческий рассказ

Развитие способностей к общению в полиэтни-чной и мно-гоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общес-твенного ми-ра и согла-сия.

знать/понимать:

ценности нравственности духовности в человеческой жизни

уметь:

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества

Тематический

С. 72-73, вопросы и задания

28.

Защитники Отечества.  (Религия и Татарстана)

1

Беседа. Практичес-кая работа

Совершенствование уме-ний практи-ческой дея-тельности в конкретной сфере, раз-витие само-стоятельнос-ти мышле-ния и позна-вательного интереса.

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России и Татарстана

Тематический опрос

С. 78-79, вопросы и задания

29.

Защитники Отечества (герои России и Татарстана).

1

Беседа.

Устный творческий рассказ

Зачёт

Сообщение

30.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Беседа. Практичес-кая работа

уметь:

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам

Проектные работы, презентации

Творческая работа

 31.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

Беседа.

Устный творческий рассказ Проектные работы, презента-ции

Освоение фактических знаний, развитие памяти, совершенст-вование навыков учебного труда

Проектные работы, презентации

Творческая работа

 32.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Беседа. Практичес-кая работа

Презента-ция твор-ческих проектов

уметь:

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить презентацию по выбранным темам

Проектные работы, презентации

Презента-ция творческих проектов

33.

Урок – экскурсия в краеведческий музей

1

Урок – экскурсия

Освоение фактических знаний, развитие памяти, совершенст-вование навыков учебного труда

уметь:

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение

Опрос

Подгото-вить сообщение

34.

Урок – экскурсия

1

Урок – экскурсия

Опрос

 

Всего

34


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур  ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ также можно найти на тематических интернет-сайтах: 1. Основы религиозных культур и светской этики — http://orkce.apkpro.ru 2. Электронная гуманитарная библиотека — www.gumfak.ru 3. Государственный музей истории религии — www.gmir.ru Основные ресурсы сетиобщественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с введением комплексного курса: 1. сайт Общественной палаты — http://www.oprf.ru 2. сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — http://www.ombudsman.gov.ru 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беглов А. Л., Саплина Е. В.. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. М. «Просвещение» 2010.
  2. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А.. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М. «Русское слово».2011.
  3. Сахаров А. НКочегаров., К. А.. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. М. «Русское слово».2012.
  4. Студеникин М. Т.. Основы светской этики. 4 класс. М. «Русское слово». 2012.
  5. Студеникин М. Т.. Основы светской этики. 5 класс. М. «Русское слово». 2012.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.

Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина  «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...