Конспект урока по ОРКСЭ " Совесть"
план-конспект урока по орксэ на тему

Овчарова Светлана Викторовна

конспект урока по ОРКСЭ по теме: " Совесть " для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_orkse_sovest.doc51 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_sovest.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Совесть

Цель: воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

                                     Ход урока

1.Организация деятельности

 Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

 

2.Актуализация опорных знаний по теме. 

- В прошлом век жил великий педагог - Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский.  Он написал много поучительных рассказов, которые полезно почитать. И с одним из его рассказов  вас  познакомить сегодня на уроке…( рассказ читает ученик)  Называется он... Слайд 1.

"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский

Рассказ для детей

Катя  и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки   и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала  Катя.- Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

-  Почему так ответила Лида? Разве соловей ей может сделать замечание.

- Кто ей об этом сказал, что будет стыдно? (Она сама себе сказала)

-Что помогает человеку  отличить добро от зла?( Совесть)

- Так о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? ( о совести)

- И так тема нашего урока «Совесть».

 Слайд 2.

 - Сегодня на уроке мы узнаем и разберемся  …

  • Что такое совесть.
  •  Различаются ли понятия стыд и совесть?
  • Нужна ли человеку совесть?

 Откройте учебники на с.48 и прочитайте первый абзац. Работа с учебником

-учащиеся читают первый абзац.

Слайд 3

-Что мы знаем о Древней Греции?

-Еще в те далекие времена людей уже волновали какие понятия?

 

Чувство стыда испытывал, наверно,  в жизни хоть раз каждый человек. Мы с вами о стыде говорили много на прошлом уроке. Посмотрим, за что вам бывает стыдно. Слайд 4

-Чем отличается понятия «стыд и совесть». Как вы поняли? Слайд №5

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД И ПОПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ЧЕМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕСТЬ. Зачем она нам дана. Слайд 6

 Работа в парах.

 Перед вами лежат афоризмы ( на листочках), раскрывающие понятие совесть. Выберите тот афоризм, который лучше всего объясняет, что такое совесть.

( Ученики выбирают афоризмы, а учитель помещает их на доску. Затем смотрят какая схема получилась.)

 

( На доске получается схема)

      Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука.    

 Если что-то не так, что начинает делать совесть?

  совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

-Прочитаем еще одно определение совести. Которое даёт в толковом словаре С.И. Ожегов ( учитель читает определение из словаря)

- По мнению Демокрита чего ДАЖЕ  надо стыдиться?

- Рассмотрим картинку внизу учебника. О чем нам она повествует? А с вами такое бывало. Вас мучала СОВЕСТЬ ? Что с вами в этот момент происходило.

  -Я предлагаю выбрать первое сердечко такого цвета, который может показать, что творилось  у вас  в душе, когда вас мучала совесть.

- Ну вот, вы выбрали свои сердечки, теперь покажите их друг другу и поговорим почему у вас получились такие цвета.

 - Философы считали, что человек рождается либо совестливым или нет, А ВЫ как ДУМАЕТЕ, КАК  можно развивать в себе чувство совести?

Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:

  Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.  

-А МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ИСПЫТЫВАТЬ ТАКИЕ МУКИ, МОЖЕТ НАМ НЕ НУЖНА СОВЕСТЬ И ЛЕГЧЕ И ЛУЧШЕ БЫТЬ БЕССОВЕСТНЫМ?

Физминутка

Гимнастика для глаз

 ( Немного отдохнули, а теперь продолжим работу дальше)

У меня в руках полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашёл другое решение озвучит его.

( Разбор ситуаций. )

- Молодцы! Все группы выбрали правильное решение, в которых бы поступили честно. А что значит поступать честно? ( по совести)

Можно ли обмануть другого человека? А себя?

Какое здесь главное предложение. Слайд 7.

  - ЧИТАЕМ ДАЛЬШЕ.

Выберите второе сердечко такого цвета, когда ваша совесть спокойна.

-          

СЛАЙД 8  ПОКА положите выбранные сердечки перед собой и давайте ПРОЧИТАЕМ ПОСЛОВИЦЫ  И ПОГОВОРКИ О СОВЕСТИ.

 

( Чтение и разбор пословиц)

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)

 Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)

Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)

В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

- А что даёт чистая совесть человеку?

Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.

Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.

Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

 Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

ОТВЕТИМ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРОКА?

Слайд 9

 РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. Дочитаем содержание и найдем ответ на вопрос в учебнике.

В последнем абзаце нашей темы содержится еще один важный момент. Прочитаем.

- Приведите примеры.

- Умейте находить «Золотую середину»

7. Рефлексия. Оценка.

-Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким».  Откройте глаза.

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .

Не забывайте использовать слова…..Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

 -ПРЕКРЕПИТЕ СВОИ РИСУНКИ С СЕРДЕЧКОМ К ДОСКЕ, КОГДА У ВАС СОВЕСТЬ СПОКОЙНА.  Почему  вы использовали такие цвета?

Я желаю, чтобы только такие красивые цвета отражали ваше внутреннее состояние.

Домашнее задание

А дома мне бы хотелось чтобы вы:

1)Расспросите  родителей о значении совести в их жизни.

2) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

Слайд 2

Тема урока: «Совесть» Что такое совесть? Различаются ли понятия стыд и совесть? Нужна ли человеку совесть ?

Слайд 3

Древнегреческий философ Демокрит 460г. – 370г. до н.э.

Слайд 4

Результаты анкетирования: Стыдно за обман Стыдно за грубость к другим людям Стыдно за нарушение дисциплины Стыдно за глупую шутку Стыдно за отказ в помощи близкому человеку.

Слайд 5

Стыд – ЭТО ПРЕЖИВАНИЕ ПОЗОРА ПЕРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ Совесть – это стыд перед самим собой.

Слайд 7

СОВЕСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ ГОВОРИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО ПРАВДУ

Слайд 8

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Вода все отмывает, кроме нечистой совести. Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. В ком стыд, в том и совесть.

Слайд 9

Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному. Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений. Чистая совесть даёт свободу – от злобы и душевной пустоты. Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке. Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

Слайд 10

Что человеку необходимо, чтобы не испытывать муки совести, а жить с чистой совестью?

Слайд 11

Воспитывать волю

Слайд 12

Хвалить ? Ругать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Совесть 4 класс

Материал к уроку ОРКСЭ "Совесть" , презентация, приложение...

План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")

Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние»

Конспект урока по ОРКС  в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло. Совесть".

Цель урока: создание условий для понимания значений понятий "Добро" и "Зло", "Совесть"....

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Совесть"

Конспект урока по теме: " Совесть"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние", 4 класс

Конспект урока для учащихся 4 класс по предмету ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"...