Разработка урока по ОРКСЭ «Милосердие».
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Шушпанова Ирина Вячеславовна

Разработка открытого урока по ОРКСЭ «Милосердие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Милосердие».

Тип урока:  комбинированный.

Цели:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции. Воспитывать  в учениках чувства милосердия и сострадания.

Задачи:

  • Предметные:
  • формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, сердоболие,  добро как об основополагающих в этике;
  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности;
  • Воспитательные:
  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Основные понятия:  милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Формы и виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

Ход урока:

  1. Приветствие ребят.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Меня зовут Ирина Вячеславовна.

  1. Настрой на работу.

- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

  1. Введение в тему.

- А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

4. Работа над новым материалом.

Вступительная беседа.

  • Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
  • Сегодня мы с вами  совершим  путешествие в одну чудесную планету,  это планета называется «Милосердия и сострадания». На этой планете  много домов, зелени и живут самые разные люди. Я вам раздам путеводители по городу, которые помогут нам быстро ориентироваться (учитель раздаёт ребятам маленькие красненькие сердечки)
  • У вас есть маленькое  сердечко, которое поможет вам ответить на  самые сложные вопросы, которые у вас возникнут.

Сегодня в путешествии мы познакомимся с понятиями: милосердие, сострадание и милостыня. 

И так отправляемся в путь по нашей планете

2. И первая наша остановка Притча. 

Вы внимательно  послушайте одну притчу и подумайте о поступке этого героя.

Чтение притчи учителем:

    Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, - не прекращая своего занятия.
— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
— Да, я могу изменить очень  много... для этой звезды!

   Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

Обсуждение прочитанного.

- Как вы считаете, правильный поступок совершил мальчик?

- Что он сделал для каждой морской звезды, которую кинул в море?

- Ребята, а как бы поступил стариц, если бы не увидел доброе дело мальчика?

- А как бы поступили вы?

А как часто бывает, что помощь нужна людям, животным, но мы проходим мимо.

- Правильно ли мы поступаем?

3.  Ребята, мы с вами продолжаем путешествовать и попадаем на одну из станций нашей планеты станция   «СЛОВАРНАЯ».

Работа над понятием Милосердие и сострадание.

 - Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ.

У каждого из вас есть маленькое доброе сердце - милосердие.

- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ?

- Давайте запишем это слово «милосердие»  и выделим корни в нём.

МИЛОСЕРДИЕ

Какое словосочетание у нас может получиться с этими корнями?

(милое сердцу, хорошее, доброе)

Давайте запишем с вами определение.

Милосердие - способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

Демонстрируется Слайд, на котором написаны слова:

  • СО-ЧУВСТВИЕ
  • СО-СТРАДАНИЕ
  • СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ

- Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)

- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека.

 - Какое самое сильное? (Сострадание)

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?

(Ответ: переживать за другого)

      Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную.

 - А что означает приставка «СО»,  общая в выделенных понятиях?

- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?

    Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.

- Обратимся к  себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?

Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?

 и напишите ответ.

- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?

- Хотелось бы вам его расширить  и углубить этот опыт?

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия (в основе лежит Любовь.)

4. Станция Сказочная

А сейчас я хочу отправить вас в сказку, которая тоже учит добру. Послушайте.

(Демонстрируется слайд, на котором написаны волшебные слова из сказки)

Учитель: «Лети, лети, лепесток,

 Через запад на восток,

 Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

 Лишь коснешься ты земли -

 Быть по-моему вели!» 

- Узнали, откуда эти строчки?

- А кто главная героиня сказки?

(Демонстрируется слайд, на котором на фото – В. Катаев)

- Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?

- Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?

- А что ей принесло радость по-настоящему?

(Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).

(Демонстрируется слайд с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик)

- А что бы вы пожелали для себя, если бы у вас был такой цветок?

А сейчас я вам предлагаю поработать с путеводителями.

Откройте их на первой странице и попробуйте нарисовать два лица девочки Жени, на первом лице вы изобразите настроение Жени в ожидании чуда. На втором настроение Жени в тот момент, когда она сочувствует.

Слайд: Два настроения девочки Жени

- Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?

(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою  чувств).

     - И все-таки. А в чём же Женя проявляется милосердие?

Игра «Цветок милосердия» Запишите те, которые нам нужны.

БЕСКОРЫСТИЕ     СОСТРАДАНИЕ

МЕСТЬ          ЗЛОРАДСТВО     ОБИДА     СЧАСТЬЕ      ДОВЕРИЕ              ЖАЛОСТЬ             ПРОЩЕНИЕ             РАВНОДУШИЕ       ДОБРОТА             ЛЮБОВЬ               ПОМОЩЬ                 ЖАДНОСТЬ

 - А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

- Вспомните ситуации в своей жизни, когда по отношению к тебе проявили милосердие.

Физминутка (две половинки)

5. А вот и станция. Поляна Доброты

Работа с карточками

  1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье                                            

Хлеб                                                     больной                                                                  

Утешение                                               сирота                                                  

Приют                                             обиженный                                                        

Покаяние                                               нищий                                                          

Прощение                               провинившийся                                                      

Целебный сок

2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Поделиться – отобрать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Одно из дел милосердия - милостыня.

От какого слова произошло слово милостыня.

Милость – это встреча двух рук: одна выражает просьбу, а другая подает.

 – Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь?

 - Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что – ни будь  хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.

– Скажите, когда вы творите милостыню, оказываете помощь, то стремитесь привлечь внимание других людей к вашим действиям или стараетесь делать это незаметно?

- Каждый ли человек нуждается в милосердии?

- Может  ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью к кому – то и ни разу не испытав благодарности,  за оказанную  помощь, поддержку?

 - Получается, что милосердие, так или иначе сопровождает человеческую жизнь, верно?

- Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие должно стать законом жизни каждого человека?

- И если все будут соблюдать этот закон, каждый человек сможет чувствовать себя надёжно и спокойно, так?

  - Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах, ни одного учебного заведения.

- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?  

- Профессии, каких людей вы бы назвали?

  Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.

- Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?

-  Обратитесь мысленно к себе.  Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие?

Напишите на сердечке.

Подумайте и закончите фразу:

Я думаю, что нести благо людям – это значит …

Чтобы заслужить репутацию доброго человека, я должен …

Работа с учебником

7. Следующая станция. Сад  Добродетелей

Ребята, в городе Милосердия и Сострадания мы встретились с разными людьми. Вы многое узнали о милосердии

- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей

Ребята, а сейчас поработайте в парах.

ЗАДАНИЕ. Представьте, что душа человека - это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые,  плохие. Решите,  что вы оставите на этом дереве добродетелей.

Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.

(В путеводителях у вас есть это задание. Выполните его.)

ЧЕСТНОСТЬ

ДОБРОТА

ЛЕНЬ

ПОСЛУШАНИЕ

ТЕРПЕНИЕ

ЛЖИВОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

УПРЯМСТВО

ТРУСОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

СОВЕСТЬ

Что же у нас растет на дереве добродетелей?

(Один ученик выбирает из готовых листочков  нужные и помещает их на дереве.)

Ответ: Честность, терпение, милосердие, трудолюбие, доброта, послушание, совесть

8. Прощальная.

  • Ребята, мы с вами покидаем город Милосердия и сострадания.
  • Чтобы стать милосердным что нужно делать?

Научиться любить ближних

Учиться прощать врагов

Подавать милостыню нуждающимся

-Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми.

9.  Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

11. Домашнее задание.

Познакомьте родителей с нашим путешествием по Планете Милосердия.

А задание у вас написано на путеводителе.

Задание: Мы уверены, что вокруг тебя есть немало добрых людей. Расскажи об одном из них вместе с родителями.

          Запиши дела, поступки милосердия «Лучики добра»

Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

Разработка открытого урока по ОРКСЭ "Милосердие"

Сценарий урока по духовно-нравственному воспитанию...

Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс

Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современ...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Милосердие и сострадание".

Конспект урока по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса. Тема "Милосердие и сострадание". Раскрыть перед обучающимися духовно-нравственные понятия как "милосердие", "сострадание"...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" ,модуль " Основы православной культуры"

Пояснительная записка содержит:1.1. Актуальность (важна эта тема тем , чтобы  дети были добрыми).1.2. Педагогическая целесообразность (школьники должны научиться оказывать бескорыстную помощь бли...