"Основы мировых религиозных культур". Тема: "Православие".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Клюкина Виктория Викторовна

Данный конспект урока может быть полезен учителям четвертых классов, которые преподают курс ОРКиСЭ по мудулю "Основы мировых религиозных культур".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkise.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Центр повышения квалификации специалистов

Колпинского района Санкт-Петербурга

ТЕМА: «Православие»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Выполнила:

учитель начальных классов

Клюкина Виктория Викторовна

Санкт-Петербург

2015

Тема урока:  «Православие» (модуль ОМРК)

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «православие» и его традициями.

Задачи урока:

 - обучающие

  1. Расширить представления детей о православной культуре.
  2. Формировать у обучающихся комплексное представление об иконах, православных праздниках, молитве.

- развивающие

  1. Способствовать  развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

- воспитательные

  1. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Предполагаемые результаты урока:

  Личностные:

Учащимся предоставляется возможность для понимания  точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные:

Учащимся предоставляется возможность развития познавательных и регулятивных действий, ставить цель, на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи,  моделировать  понятия, уметь  использовать   текст , структурировать знания по теме урока .

Предметные:

 Учащимся предоставляется возможность развить умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями по  освоению знаний по теме «Православие».

Оборудование урока:

мультимедийное оборудование, презентация, выставка книг, рабочая тетрадь для учащихся; толковые словари Даля, Ожегова,  учебник «Основы  религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур»  4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.Б.Амиров,  О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва; под редакцией Т.Д.Шапошниковой»

Технологии, методы и приемы, используемые на уроке:

  1. Элементы технологии проблемного обучения (формулирование проблемы, урок ориентирован на решение данной проблемы)
  2. Обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в паре)
  3. Здоровьясберегающая технология (физкультминутки)
  4. Методы контроля и самоконтроля.
  5. Методы работы с книгой (учебник, словарь, книга)

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое.

Ребята, сегодня, как и всегда вы будете работать индивидуально и в группах.

  1. Объявление темы урока, создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

На интерактивной доске появляются название стран:

Украина

Белоруссия

Россия

Болгария

Греция

Румыния

Сербия

Учитель задает вопрос:

 - Как вы думаете, что может связывать это страны?

Предполагаемые ответы детей: (похожий язык, история, обычаи и т.д.) Кто-то даст ответ: вера, церковь, првославие.

На доске появляется слово: ПРАВОСЛАВИЕ

Учитель спрашивает:

 - Что вы можете сказать об этом слове? Какое оно?

Один из учеников говорит о том, что оно – сложное. Два корня:  -прав, -слав.

Учитель просит подумать ребят и дать определение термина «православие» (может быть дана небольшая подсказка: славит, правильное, Бог) Работа может происходить в паре.

Несколько составленных определений учитель выслушивает, а затем просит проверить правильность своих рассуждений по учебнику на стр. 100.

Учащиеся читают определение и оценивают свою работу, свой вклад в работу в паре (на столе – оценочный лист)

Запись определения в тетрадь-словарь.

Учащиеся определяют тему урока и его цель (они появляются на доске).

Далее учитель просит вспомнить алгоритм изучения религии.

На доске, по ходу ответов учеников, появляется схема:

праздники

обряды

молитвы

Православие                                  символы                          

              храмы                             Священная книга

Учитель просит определить задачи урока.

Учащиеся говорят о том, что задачами урока являются знакомство с православными молитвами, храмами, основными праздниками.

  1. Актуализация новых знаний.

Учитель говорит: «Давайте прочитаем притчу «Молитва и труд – два весла нашего корабля в житейском море» (Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
– Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».
– Зачем это? – спросил он.
– Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
– Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно.
– Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,
а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
– Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

Учитель спрашивает: «О чем эта притча? Какова ее главная мысль?» (Возможны разные ответы.  Все они, по-своему, правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).

Учитель просит подумать ребят над тем, что же такое молитва. К кому мы обращаемся с молитвой.

Учащиеся говорят о том, что с молитвой мы обращаемся к Богу.

Учитель спрашивает о том, а знают ли учащиеся, с какими молитвами обращаются люди к Господу Богу.

Учащиеся определяют, что есть молитвы, где мы просим Бога о чем-то.

Учитель со слов учеников говорит, что это молитва-просьба (учащиеся читают в учебнике определение молитвы-просьбы)

Учитель читает молитву, в которой молящийся благодарит Бога (учащиеся определяют, что это молитва-благодарение)

Учитель говорит о том, что самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая.

Названия трех видов молитв учащиеся записывают в тетрадь.

  1. Применение новых знаний.

Затем учитель просит поработать в парах. Учитель читает три разные молитвы, они же появляются на доске, и просит определить их вид.

Учащиеся оценивают свою работу в паре в оценочном листе.

Учитель спрашивает о том, а какая главная молитва к Богу?

Ученики вспоминают (кто-то может прочитать ее наизусть) Молитва появляется на доске.

  1. Актуализация новых знаний.

Учитель спрашивает: «А только ли Иисусу Христу молятся православные»?

Учащиеся вспоминают святых, перечисляют их, кому тоже можно молиться.

На доске появляются лики святых.

Учитель спрашивает: «Когда православные молятся, куда они направляют свой взор?

Один из учащихся говорит о том, что на икону.

 - А что же такое икона? Молятся иконе?

Учащиеся дают свои варианты ответов.

Учитель просит проверить свои знания,  найдя ответ в словаре Даля.

Учащийся читает ответ, все записывают новое определение в свою тетрадь словарь.

  1. Применение новых знаний.

Звучат отрывки из молитв. На доске – иконы святых. Учащиеся должны выбрать икону с изображением святого, к которому обращена данная молитва.

(Икона Иисуса Христа, Божьей Матери, Николая Угодника, Ксении Блаженной, Серафима Саровского)

Учащиеся работают в паре. Оценивают свою работу. Определяют то, что они знали, а что узнали на уроке.

  1. Физкультминутка.

Учитель просит детей закрыть глаза, отдохнуть  и послушать. Вспомнить, где они и когда могли это слышать.

Звучит колокольный церковный звон.

Дети, отдохнув, вспоминают, что это колокольный звон, слышали они в церкви, храме. Вспоминают, что звучит он в честь какого-нибудь праздника, или когда зовет на службу прихожан.

Учитель останавливается на двух понятиях: «храм», «церковь». Просит детей подумать: в чем отличие этих двух слов (работа в паре)

Здесь ребята могут догадаться, что «храм» - это здание,  а «церковь» - собрание верующих людей. Если учащиеся сами не доберутся до смысла слова «церковь», можно опять обратиться к словарю.

Новые понятия записываются в тетрадь-словарик.

  1. Актуализация новых знаний.

Учитель раздает на парты листы с текстом. Текст разный (описание православного храма, основные части (строение), формы православных храмов).

Дети читают, выделяют главное, добавляют какую-то информацию, которой они уже владели.

  1. Применение новых знаний.

Здесь педагог использует интерактивную доску, показывая храмы, где учащиеся должны определить форму , строение храма и т.д. Работа проходит в парах. Ученики оценивают свою работу.

  1. Рефлексия.

Учитель просит учащихся вспомнить тему, цель, задачи урока. Просит сказать, в какой степени ребята справились с ними? Все это они отображают на своем листе оценивания.

  1. Оценочная деятельность.

Учащиеся оценивают свою работу сами, подводя итог на своем листе контроля. Учитель выделяет тех учеников, которые активно работали на уроке, оценивает их работу.

Ученики вспоминают, что одна из задач на уроке не выполнена, а именно не выделены основные православные праздники.

  1. Домашнее задание.

Учитель просит ребят дома выбрать один из православных праздников и подготовить небольшой рассказ о нем.

Домашнее задание:

1). стр.101-107 – в учебнике

2). работа со словарем

3). По желанию: подготовить сообщение о православном празднике, храме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...