Методическая разработка урока по теме: "Всё начинается с семьи".
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Это первый урок по теме: "Всё начинается с семьи" в модуле: " Светская этика" в 4 классе.  В нём раскрывается широкое и узкое понимание слова "семья", а также значения  слов: "род", "генеалогическое древо", возникновение имён, фамилий и отчеств, вводится понятие "традиция". На уроке выполняют учащиеся мини-проект "Генеалогическое древо". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_o_seme.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Всё начинается с семьи

4класс

Модуль « Основы светской этики».

Учебник. Николаева Е. И., Петрова Е. Н. «Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей»  Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

Автор: учитель начальных классов ГБОУ сош № 237 Красносельского района

Г. Санкт - Петербурга Лавриненкова Галина Геннадьевна

Цель: формирование представления о семье как части общества.

Формирование нравственных понятий и ценностей.

Задачи:  1.Расширить представления детей о семье, роде, показать важность семейных традиций как связывающая нить поколений.

2. Продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознано и произвольно строить речевые высказывания,  формировать позитивный опыт семейных отношений.

3. Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье, чувство уважения к себе, своей семье.

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Обучение в сотрудничестве ( групповая работа).
  • Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
  • Развивающее обучение.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

 

Регулятивные УУД: Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные УУД:

Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

Осознавать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах семьи.

Коммуникативные УУД; соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в работе группы, принимать коллективные решения.

Оборудование:

-мультимедийный проектор

-компьютер

-презентация для урока

-учебник

-словарь С. И. Ожегова

-рисунки на тему: « Семья»

-семейные фотографии

-таблица «Генеалогическое древо»

-шаблоны: «Генеалогическое древо»

-карточки с названием праздничных дат (о семье, детях)

-карточки (пословицы, имена, отчества людей)

-сигнальные карточки

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Желаю вам хорошего настроения и  удачной  работы.

  1. Определение  темы урока

Самостоятельно определите тему урока, прочитав текст на карточке. ( Один  ученик читает вслух)

У меня есть  мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

Назовите тему урока. О чём мы будем говорить?

  1. Актуализация знаний о семье.

Всё начинается с семьи.

Слайд (семья)

- Как вы понимаете слово «семья»? (Ученики высказывают свои мнения)

4. Изучение нового материала.

1) Понятие слова «семья».

Это слово объясняется так:

 Семья – это брачный союз между мужчиной и женщиной, основанный на любви для продолжения рода.

Давайте узнаем, а что означает слово «семья».

Слово «семья» имеет корень «сем», происходит от семени и относится к  продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.

-Найдите,  из каких слов состоит слово семья. (семь-я)

Слайд  (семь - я, 7-я)

А кто догадается, почему?

Слово «семья»  состоит из  слова «семь» и местоимению «я». (Это связано со средним числом детей в семье в давние  времена.)

 В старину семьи всегда были большими. В наше же время существуют семьи и большие,  и маленькие.  В состав большой семьи входят:  мама, папа, дети, бабушка, дедушка. ( Слайд). Бывают семьи поменьше: родители и дети. (Слайд).  А бывает и так, что в семье один из родителей. (Слайд).

Существует широкое и узкое понятие слова семьи.

В Ветхозаветных книгах, а теперь и научно доказано, что человеческий род произошёл от двух людей Адама и Евы, т.е. одного мужчины, и  одной женщины.

.В широком понимании слова: получается: все люди на планете Земля это одна огромная семья, включающая в себя множество семей, состоящих из людей разных национальностей.

Песня «Я, ты, он она, вместе целая страна…..»

В узком понимании слова – это моя семья, это наши самые близкие люди: бабушка, дедушка, мама, папа, сестрёнка или братик и я…,СЕМЬ-Я, объединённые заботой друг о друге и общими интересами.

Поработаем в группах.

Соотнесите начало пословиц с продолжение (т. е. соедините две части)

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В родной семье и каша гуще.

Где любовь и совет – там и горя нет.

Семьёй дорожить – счастливым быть.

Дом согревает не печь, а  любовь и согласие.

При солнышке тепло, при матери добро.

В гостях хорошо, а дома – лучше.

На что клад, коли в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Прочитайте пословицы.

Какими качествами по-вашему должны обладать люди, живущие рядом? (любовь, согласие, уважение, терпение, взаимовыручка…)

Для чего люди создают семью? ( Чтобы быть  рядом с тем человеком,  которого любишь.  В семье мы появляемся на свет, семья помогает нам жить, она защищает нас от неприятностей, радуется нашим удачам и успехам, жалеет нас.

2) Понятие слова «род», генеалогическое древо.

Со словом «семья» тесно связано понятие  рода.

Прапрабабушки и прапрадедушки – это наши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. От них идёт наш род. Слайд (понятие рода)

 Род – это ряд поколений, все родственники, которые имеют общего предка.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название генеалогическая таблица, или генеалогическое древо.

Генеалогия  это наука о родословной человека. Слайд (на этом же слайде понятие генеалогия)

Всегда люди интересовались о своих предках, чем занимались, как их звали.

И эту информацию передавали из уст в уста, а затем, при появлении письменности записывали свою родословную.

Давайте посмотрим на пример изображения составления генеалогического древа.

Работа с таблицей.

Там где изображены корни это наши прародители: прапрадедушки  и прапрабабушки,  от которых и идет ваш род. От них родились - ваши дедушки и бабушки,  от них – ваши родители, а от них появились вы.

3) Возникновение имён, фамилий, отчеств.

В былые времена так как к  людям нужно было  обращаться друг к другу,  появились имена.

По христианской традиции ребёнку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был близок ко дню рождения ребёнка. Считается, что каждый человек имеет своего ангела – хранителя, который оберегает человека со дня крещения. В наше время детей называют и  по святцам, и в честь кого-то из членов семьи или дают имя, которое нравится или модно.

Ребята, кто хочет рассказать,  почему вас так назвали.

Кроме имени каждый человек имеет фамилию и отчество.

. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям..  Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий городов: Москва – Москвин и т.д.

Ученик

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёткин,

Мокрицын,  Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

(С. Михалков)

4) Работа по учебнику.

Прочитайте про отчество в учебнике с.32 (1 абзац) и ответьте на вопрос: Зачем оно даётся человеку? (Дополняет имя, проясняет родство в кругу семьи, отличает его от тёзки, называя по имени-отчеству, это является выражением уважения.)

А теперь выполним задание в группах (в паре)  о происхождении отчества.

Вы должны определить от кого произошло отчество (Соединить имена и отчества левого столбика с правым.)

Иван Борисович                 Василий Михайлович                                                                                                                                    

Анна Васильевна            Борис Сергеевич

Юрий Михайлович             Пётр Андреевич

Дарья Петровна                  Михаил Юрьевич

Светлана Юрьевна               Павел Матвеевич

Геннадий Павлович             Семён Иванович

Галина Анатольевна            Юрий Михайлович

Сергей Семёнович               Анатолий Петрович

Валентин Игоревич               Иван Николаевич

Роман Дмитриевич                Сергей Ильич

Надежда Сергеевна                Игорь Максимович

Юлия Ивановна                     Дмитрий Данилович

Самооценка (сигнальные карточки: зелёный –  справились, жёлтый – испытывали затруднение, красный – не поняли)

5) Видеофрагмент

  - Прекрасным примером любви и верности в семье является

история о святых  Петре и Февронии. Это образец христианского супружества.

Там встретится слово «худородна» или «худородная». Прочитайте в словаре С. И. Ожегова, что оно означает? (Ученик  читает толкование слова).

Худородный  бедного рода, незнатного происхождения.

Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: В чём секрет крепости семьи Петра и Февронии?

Видеозапись («Баллада о Петре и Февронии»  песня Светланы Копыловой)

В чём секрет крепости семьи Петра и Февронии?  ( в любви, в верности, в терпении, в  уважении, в заботе, в доброте, в понимании, в согласии, в милосердии…)

 День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года. (Слайд ) а с 2008 года всероссийский День семьи, любви и верности стали отмечать 8 июля.

Еще одним примером любящей семьи можно назвать семью последнего русского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны, четырех дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их брата цесаревича Алексея. Несмотря на то, что семья была царской, все ее члены были очень простыми человечными, очень любящими и верными друг другу  людьми.

(Слайд)

Физкультминутка.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы -  счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

6) Введение понятия «традиции».

 Укреплению семьи помогают семейные традиции.

А как вы понимаете эти слова? Слайд (традиции

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.(Малый академический словарь русского языка)

К ним прежде всего относятся: совместно проводимые праздники, важные для семьи события,  семейные обеды,  совместные семейные игры, чтение по вечерам совместно выбранной книги, семейные походы, ежегодная семейная поездка к морю, поездка в выходные дни  всей семьёй к бабушке и дедушке, совместное посещение  выставок, зоопарка, поездка на каток, в лес за грибами, создание семейного генеалогического дерева, совместное коллекционирование чего-нибудь, занятие фотографией,  крещение.    Даже называть новорождённого в семье в честь какого-то близкого родственника-это тоже семейная традиция.

Традиции передаются из поколения в поколение, они основаны на повторяемости.

А  какие традиции есть в ваших семьях?

 (Дети рассказывают о семейных традициях. 3 человека.)


Очень часто семейные традиции настолько прочно и естественно входят в нашу жизнь, что мы даже сами зачастую не понимаем, что это – традиция. Но, тем не менее, это очень сплачивает семью, помогает помнить о людях, живущих с тобой под одной крышей, да и не только под одной, а и о дальних родственниках, прививает элементарное внимание к людям, и не позволяет забыть свои корни.

  1. Закрепление нового материала.

Каждый член семьи, как бы далеко он не находился от дома, должен знать, что дома его ждут и любят, обязательно выслушают, поймут и помогут в трудную минуту, подставив плечо. Человек должен иметь чувство семьи, ощущать себя её частью.

Какая бы  ни  была ваша семья, но она ваша семья, ваша опора. Недаром пословица гласит: Моя семья – моя опора.

Поясните  пословицу, составив генеалогическое древо: бабушки с дедушками –внизу кроны, мама с папой – в середине кроны, а ещё выше вы.

Практическая работа (на листках напечатано генеалогическое древо, дети подписывают на кружочках свой род и приклеивают к дереву.)

Кто выполнит работу сами, прикрепите на доску.

Выставка работ на доске.

А сейчас по цепочке прочитаем стихотворение о семье.

Ученики ( читают по цепочке)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья  - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат.

Слайд:

8 марта Международный женский день

15 мая – Международный день семьи.

1 июня – Международный день защиты детей.

8 июля – День семьи, любви и верности в России.

20 ноября  Всемирный день ребёнка.

30 ноября День матери России

Учитель: Семья – это первое, с чем ты встречаешься в жизни. В семье тебя учат добру, справедливости, заботе, почитанию старших и младших, взаимопониманию, сотрудничеству и многому другому.

  Семья – самое дорогое, самое ценное, что у нас есть. Будет счастлива семья – будет счастлива страна. В единении наша сила.

В конституции нашей страны записано, что обязанность родителей заботиться о детях. Но и ты, когда вырастишь, должен будешь заботиться о них. (Слайд)

5.Рефлексия.

Что самое интересное было в уроке?

О чём вам хочется рассказать друзьям?

  1. Подведение итогов.

                 Что такое семья?

Что объединяет членов семьи?

Что такое генеалогическое древо?

Какие семейные традиции вы можете назвать?

       Домашнее задание:

 Выберите одно из предложенных заданий:

-Поговорить с бабушками и дедушками, узнать как звали их родителей и         дополнить своё генеалогическое древо (в корневой части).

- Найти и прочитать стихотворения о семье.

                   -Подготовить сообщение о своей семье.

                    -Выполнить рисунки о семейных традициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Методическая разработка урока по теме "Семья" для 4 класса.

Этот урок был разработан по УМК Биболетовой М.З. для участия в конкурсе "Учитель года" в 2011 году и имел хорошие отзывы комиссии конкурса....

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Методическая разработка урока на тему «Ценность рода и семьи»

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики») Тема «Ценность рода и семьи» ...