Методическая разработка урока на тему «Ценность рода и семьи»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Быстрова Татьяна Александровна
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики») Тема «Ценность рода и семьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по курсу ОРКСЭ

(Модуль «Основы светской этики»)

Тема «Ценность рода и семьи»

4 класс

Учитель - Быстрова Татьяна Александровна

МОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением

 отдельных предметов»

г. Ухта Республика Коми

2016г.

Тема урока: Ценность рода и семьи

Класс:  4 класс

Цель: создание условий для   освоения учащимися социокультурных категорий – семья, родители, взаимопонимание, для социального самоопределения учащихся и формирования навыка выполнения присущих им социальных ролей, для воспитания ценностного отношения к своей семье.

Задачи урока:

- Расширение представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях членов семьи, семейном благополучии.

- Знакомство с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.

- Формирование  стремление проявлять ответственность в семейных отношениях.

- Обучение  ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых социокультурных категорий.

- Обучение  приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Формы работы: беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с определениями, учебник для 4-го класса «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Светская этика». Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И., толковый словарь Ожегова.

Раздаточный материал:

Карточки с надписями.

Сказка А. Исаакян.  У солнца.  

Использование ИКТ:

Отрывок из социального ролика «Бусы из бирюзы»

Ход урока

  1. Мотивация.  Вхождение в тему.

Учитель:

- Говорят «Время проходит, но сказанное слово остается». Надеюсь, что сказанное сегодня надолго останется в вашем сердце. Начнём урок.

-  Ребята, предлагаю прочитать рассказ.

-О чём произведение?

-Почему так важно для героя было найти дом, семью?

Давайте поговорим о семье.

  1. Беседа.

-Что такое семья? Как вы считаете, что является основой семьи?

Любовь 

-Что такое любовь?

- Давайте обратимся за помощью. Словарь в учебнике.

-В семье всё делают с любовью, желая добра другому.  Можем мы так сказать о семье пастуха?

-В чём проявляется любовь? Как вы можете ощутить любовь близких?

ЗАБОТА ПОДДЕРЖКА ПОНИМАНИЕ ПРОЩЕНИЕ  ТЕРПЕНИЕ

-Как отец может проявить заботу о семье?

(Отец-добытчик, защитник, глава семьи. Его слово - закон. УВАЖЕНИЕ)

-А как у вас в семье?

-Почему уважают и почитают отца?

-Чему можно научиться у отца? (Бытовые умения, нравственные качества ценности.)

-Чему вы учитесь у вашего папы? (вы можете присматриваться к тому, что в доме выполняют отцы)

- Почему это важно сейчас? (Станете взрослыми, создадите семью.) Согласны?

- В нашем рассказе не сказано о том, чем же занималась мама.

Говорят, что мама – хранительница очага.

- Как вы понимаете это?

- Как уют создаётся в доме? Вы замечали, что делает мама?

-Это трудно, как считаете?  

-Чем бы вы хотели быть похожи на маму? Почему?

-Что вы можете сделать, чтобы постараться стать похожими на родителей? (Уже сейчас присматривайтесь, как и что делают родители, учитесь. Приучайте себя трудиться, воспитывайте силу воли и ответственность.)

-Вернёмся к рассказу. Почему автор сравнил семью с солнцем?  Что такое солнце?

- Что должно быть в семье, чтобы её можно было бы сравнить с солнцем?

-Что значит в доме тепло?

- Кто же ответственен за то, чтобы в доме было тепло? (Все члены семьи.)

-Какова же ваша роль в семье?

- А у детей есть, какая- то ответственность в семье?

Забота    помощь    поддержка    послушание    уважение

- На Руси говорили:

«Почитай отца твоего и мать». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.

- Эти правила существуют в наше время?

- На каком этапе вы сейчас находитесь? (В большей мере вы должны слушать родителей)

- Почему? (большой опыт, плохого не посоветуют.)

- Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается.

-Случалось у вас такое? Почему вы обижались на родных?

-Чего нам часто не хватает в общении с близкими?

 ПОНИМАНИЕ      ПРОЩЕНИЕ      СДЕРЖАННОСТЬ      ТАКТИЧНОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ

-Мы забыли сказать о важном предназначении семьи. На вас дети лежит большая ответственность. Какая?

-Дети - продолжение рода.

-Что такое род? Какие у вас ассоциации возникают?

- На Руси говорили: «Как тебя, молодца, да именем зовут.

                                     Да какого ты роду-племени

РОД- ряд поколений происходящих от 1 предка.

-Вы знаете свой род, своих прабабушек и прадедушек? Почему?

-Вам есть чем гордиться? (Род славен предками. Одни прославляли его праведной жизнью, другие–воинскими подвигами, третьи –трудолюбием, четвёртые –добротой и приветливостью. К доброму роду по -доброму и относятся.)

Издавна говорили «Свято храни честь своего рода»

-Как вы понимаете? (Дорожи добрым именем рода и семьи. Бывает, что по одному человеку о всей семье судят.)

На Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…в наше время.

-Если ваш представители вашей семьи и рода ничем не отличились, что вы можете сделать?

-Как вы можете это сделать? (Соблюдать моральные правила, быть нравственным человеком.)

-Чтобы к этому прийти нужно … уже сейчас трудиться и прилагать старания. Говорят «БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЧЕСТЬ СМОЛОДУ»

Ответственность

-Что у нас получилось? Все семьи разные, но что-то их объединяет.

ЛЮБОВЬ      ЗАБОТА     ПОДДЕРЖКА     ПОНИМАНИЕ      ТЕРПЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ      УВАЖЕНИЕ     ПОСЛУШАНИЕ        ЖИЗНЬ

-Если в семье будут все эти добродетели, тогда ваша семья счастливая, как солнце.

-Какова тема урока?

-Посмотрим оглавление учебника.  Мы начали изучать новый раздел «Каковы истоки правил морали» Все слова понятны?

-Как понимаете название главы, о чём в этом разделе будем говорить?

-Первая тема, которую предлагают авторы - «Ценность рода и семьи». Почему?

- Сможем ли мы сейчас сказать, в чём ценность рода и семьи?

-Предлагаю сравнить ваше мнение с авторским в учебнике на с.45. Посмотрите на схему, которую предлагают. О чём она говорит?

- Хотели бы что-то изменить или добавить в схеме?

-А как бы вы изменили её, если бы в центре вместо мальчика была героиня следующего видеоролика.

Видео

-Зачем подарок хотела сделать?

-А если нет средств то, как порадовать?  Дополни схему.

-Что отдала девочка? За что могла дать самую высокую цену?

-Что означают слова «Дала больше, чем могла»?

  1. Рефлексия

 На листках выберите одно предложение и закончите его.

- Хочу сказать своим родителям, что…

- Благодаря своей семье, я…

- Я горжусь, потому что…

- Берегите свои семьи, они самое дорогое, что есть у человека. Я надеюсь, всё сказанное сегодня поможет вам свою семью сделать счастливой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты....

Методическая разработка урока по теме: "Всё начинается с семьи".

Это первый урок по теме: "Всё начинается с семьи" в модуле: " Светская этика" в 4 классе.  В нём раскрывается широкое и узкое понимание слова "семья", а также значения  слов: "род"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...

Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...

Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"

Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...