Из опыта работы
статья по орксэ на тему

Васильева Ольга Викторовна

Из опыта работы по курсу "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Введение в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках.

    Поэтому в середине прошлого учебного года – состоялся разговор с родителями о необходимости развития у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, о понимании их значения в жизни современного общества, а также о сопричастности школьников к ним. Тема разговора не оставила родителей равнодушными, мнений было много и разных.

    Администрацией школы проведено анкетирование родителей с целью учета запросов семей обучающихся на изучение их детьми культуры религий, нерелигиозной гражданской (светской) этики и истории традиционных религий в России, для обеспечения добровольного выбора родителями школьников модулей учебного курса .

   Была проведена курсовая подготовка учителей по определенному модулю на базе ГОУ Педагогическая академия последипломного образования.

Проанализировав анкеты родителей (законных представителей) обучающихся 4-х классов о запросе на изучение данного курса нами был сделан вывод о положительной оценке родителями нового учебного курса.

Письменными заявлениями родители (законные представители) обучающихся подтвердили согласие и выбор модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Для изучения учениками 4 классов определены 3 модуля курса ОРКСЭ: «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы светской этики».

Я прошла курсовую подготовку и работаю по модулю «Основы мировых религиозных культур».

При проведении уроков по модулю «ОМРК» я учитываю закономерности развития личности в детском и подростковом возрасте. Уроки провожу в соответствии с учебным и календарно-тематическим планами, выстраиваю обучение по данному модулю с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, навыков изучающего чтения, умений ведения диалога и построения монологической высказывания и др.

Работаю по ученику, который называется «Основы мировых религиозных культур». Авторы:  Беглов , Саплина, Токарева.

Темы интересны и доступны. Например, возникновение религий мира, священные книги, священные сооружения, паломничества и святыни, праздники ,а также понятия добро и зло, нравственные заповеди в религиях мира, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Лично мне интересен этот модуль тем, что идет знакомство с различными мировыми религиями в сравнении и не делается акцент на какой-то одной религии.

Конечно, так как предмет этот новый и пока еще нет достаточного методического оснащения, я испытываю определенные трудности при подготовке к урокам. Приходится использовать и знания, полученные на курсах, и свой собственный жизненный опыт, искать информацию в книгах и интернет ресурсах.

Большую помощь оказывают ученики. Они с удовольствием приносят на каждый урок дополнительную информацию, помогают учителю при объяснении нового материала. Мною учитывается жизненный опыт обучающихся, осуществляется связь с практическими умениями детей.

Успешно работаем в группах, используем различные творческие задания, головоломки, кроссворды. Практически на каждом уроке используем презентации, которые помогают наглядно представить тот или иной материал.

Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие проекты к урокам.

На родительском собрании они рассказали, что сами с большим интересом прочитали весь учебник.

Действительно, мои ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто учитель просто направляет беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Иногда у меня создавалось впечатление, что они знают больше меня. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием.

Учебно-методический комплект по модулю достаточно хорошо отработан и является единой комплексной системой, формирующей у детей мотивацию к осознанному нравственному поведению. Однако необходимо его дополнение, включающее рабочие тетради, мультимедийное сопровождение. Необходима также дополнительная проработка трудных для детского восприятия терминов и выражений.

Мне интересно преподавать курс «Основы мировых религиозных культур». На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку.

Модуль «Основы мировых религиозных культур» в целом соответствует целям и задачам, планируемым результатам ФГОС, соответствует концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, а также соответствует программе духовно-нравственного развития обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...