Технологические карты уроков ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во все мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

         Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур и светской этики, имеет сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением.      

         В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит  к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_po_svetskoy_etike_soloveva_e.v.docx104.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Московской области «Академия социального управления»

Кафедра человековедения и физической культуры

Итоговый практико-значимый проект

«Технологические карты уроков»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики» (72 ч.)

                                                        

                                                                      Слушатель:  

                                                              Соловьева Елена Викторовна,

                                                        учитель начальных классов

                                                        АОУ гимназия № 9

                                                        Г.Королев

                                                                      Московской области

                                                                      Научный рук. проекта:

                                           Жданова О.И., к.п.н.,

                                                                доцент кафедры человековедения

                                              и физической культуры

                                                 

2015

Введение

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во все мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур и светской этики, имеет сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением.         

        В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит  к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению.

        Из шести модулей ОРКСЭ я работаю по курсу «Основы светской этики». Я считаю, что, какой модуль выбрать, зависит от личности учителя ,к чему готов учитель ( и профессионально ,и морально). Только тогда можно донести идеи нравственности до своих учеников. Родители учащихся меня поддержали.

        Я не могу сказать, что воспитанием этических качеств у детей я не занималась раньше. Как раз наоборот, я не мыслю обучение без воспитания и всегда придерживаюсь этих установок в своей работе с учениками и их родителями.  Я считаю, что преподавание предмета ОРКСЭ нужно начинать именно с «Основ светской этики», а потом выбрать другой модуль.

Цель данной работы: разработать технологические карты уроков по ОРКСЭ

Я надеюсь, что на уроках в диалоге мои ученики узнают, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом.

Технологическая карта урока № 13.

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Альтруизм и эгоизм.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание альтруизма как нравственного ориентира для подражания и, напротив, понимание эгоизма как анти-нормы поведения и личностных ориентиров.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия «альтруизм» и «эгоизм».

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее. Понимание своих эмоциональных проявлений

Формирование альтруизма как элемента позитивной «Я- концепции».

Формирование ценностного отношения к альтруизму как способу мышления и поведения.

Цель урока

Осознание личного опыта пребывания в альтруистическом и эгоистическом состоянии сознания.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Альтруизм, эгоизм, состояние альтруизма, состояние эгоизма

Средства ИКТ, используемые на уроке

Приспособления для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к книге: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений». — М.: Просвещение, 2010. 63 с.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

В.А.Сухомлинский «Рождение эгоиста», «Пахарь и крот»

Афоризмы про альтруизм и эгоизм

Мультфильм «Сладкая сказка»

Диагностика личностной установки “альтруизм – эгоизм”

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

В начале урока учащиеся рассаживаются по группам (5 человека), и им показывается

— Наша тема звучит сегодня немного сложно: «альтруизм и эгоизм». Кто знает, о чем идет речь?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

5 минут

Как  вы   понимаете  слова  «бессердечие»  и   «бездушие»? Означает ли  это,  что  у человека нет сердца, нет души? Почему некоторые люди поступают таким образом?

Дайте определение понятию «эгоизм».

Эгоизм (от латинского ego - я) - себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде; предпочтение своих личных интересов интересам других людей; пренебрежение к интересам общества.

Эгоизм есть чрезмерная любовь к себе.

  Аристотель.

Подумайте, почему люди становятся эгоистами? Как это происходит? Что или кто этому способ-ствует?

Эгоизм начинается с того, что человек сосредотачивает все свои помыслы вокруг себя, все его духовные силы направлены на удовлетворение собственных желаний. Желания других людей для него не существуют, он глух к их нуждам и потребностям.

 Знаете ли вы, что такое альтруизм?

Альтруизм (от латинского - один из двух, равный, такой же) - система нравственных принципов, предполагающих предпочтение интересов других своим собственным интересам.

Альтруизм есть порыв к самопожертвованию,                    добровольное принесение себя в жертву другим.

 Н.Фёдоров.

Какой из принципов вам ближе? Почему?

                      Тот самый человек пустой,

                                                                Кто     весь     наполнен     сам     собой.

                                                        М. Ю. Лермонтов

  • Ребята, один и тот же человек может вести себя и как альтруист, и как эгоист. В чем это проявляется, как вы думаете?
  • Как вы думаете, ребята, от чего это зависит? (От того, какой человек; от того, насколько человека любят; оттого, что он таким вырос; от вредности; от того, что он добрый и т. п.)

Просмотр мультфильма «Сладкая сказка»

- Кого в мультфильме можно назвать эгоистом, а кого – альтруистом?

  • Вы все правильно говорите. И еще человек зависит от НАСТРОЕНИЯ. В четверках дайте определение тому, что такое настроение.
  • Ребята, как вы думаете, что такое настроение? (Настроение — это состояние, эмоционально окрашенное в яркие или темные тона; через настроение воспринимается все происходящее с нами.)
  • Ребята, вы знаете, что настроение бывает хорошим и плохим. И вы догадываетесь, от чего оно зависит.
  • Приведите примеры, как хорошее и плохое настроение проявляются в жизни.
  • Ребята, а от чего настроение зависит? (От погоды; от других людей; от того, какой был сон; от того, что кто-то сказал обидное; от того, что кто-то похвалил; оттого, сделаны уроки или нет и т. п.)
  • Нашей целью с вами является сегодня исследование своего личного опыта, связанного с проявлениями альтруизма и эгоизма.

Как вы думаете — у вас больше альтруистического или эгоистического поведения.

Коммуникативные

УУД: форма групповой рефлексии

Коммуникативные

УУД: «Распознавание эмоций» (так как переживания очень интимные, опрос в это время не ведется).

Познавательные

УУД: «Визуализация понятия» — работа со словом «настроение» в четверках

Коммуникативные

УУД: форма групповой рефлексии

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Теперь мы работаем в четверках.  У каждой группы – два текста. Прочитайте их, попробуйте ответить на вопросы.

В.А.Сухомлинский «Рождение эгоиста»

Вопросы:

  1. Будут ли довольны родители Андрейкой, когда состарятся? Почему?
  2. Почему, по мнению автора, эгоиста ожидает крах, падение в жизни?

В.А.Сухомлинский «Пахарь и крот»

Вопросы:

  1. Для чего Пахарь пахал землю? Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?
  2. Как можно назвать Крота? Какой принцип заложен в его отношение к жизни?
  3. А как можно назвать Пахаря? Каким принципом руководствуется он?

Обсудите в группах, что для вас ближе – быть эгоистом или альтруистом и почему?

Познавательные

УУД: «Прием информации».

Познавательные УУД: (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

КоммуникативныеУУД: «Распознавание эмоций»

(свои мысли ребенок может озвучить в малой группе или на весь класс — по желанию).

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Каждая из групп рассказывает о выполнении задания.

Обобщение  учителя

— Ребята, вы уже поняли, что раз мы с вами можем испытывать эмоции, ведущие к эгоистическому поведению и альтруистическому, то это есть у всех людей.

Диагностика личностной установки “альтруизм – эгоизм” 

Ответьте на вопросы теста.

Коммуникативные

УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные УУД

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

8 минут

  • На экране вы видите картинку,  это «Сосуд самоценности».
  • Когда сосуд налит любовью и уважением к себе, когда у нас все получается, когда у нас хорошее, приподнятое настроение — мы можем быть альтруистами. Когда нам не хватает любви к себе — нам не хватает и любви к другим. Тогда у нас сниженное настроение и мы становимся эгоистами. Основными эмоциональными состояниями, когда нам хорошо, являются радость, веселье, интерес. Основными эмоциональными состояниями, когда нам плохо, являются гнев, страх, печаль.

Договоримся условно называть состояние выше 50% — альтруизмом, а ниже 50% — эгоизмом.

  • Закройте на несколько секунд глаза и представьте, что вам с закрытыми глазами нужно определить, каково ваше настроение сейчас: оно в верхней части сосуда или в нижней?

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам

Ребята, на экране вопросы для оценки сегодняшней информации по теме «Альтруизм и эгоизм». Проведите работу в своих малых группах

  1. Сегодня я узнал(а).
  2. Я понял(а)...
  3. Я почувствовал(а)...
  4. Я научился(лась)...
  5. Я смог (смогла)...
  6. Было интересно...
  7. Меня удивило...
  8. Мне захотелось...
  9. Урок дал моей жизни...

Коммуникативные

УУД: «Сосуд самоценности».

Познавательные

УУД: рефлексия в малой группе.

Домашнее задание

2 минуты

Задумывались ли вы над проблемой «дать» и «взять»? Почему одни с детства до глубокой старости находятся в состоянии обиженных, униженных, просящих, берущих, завидующих, а другие вне зависимости от материального уровня благосостояния, жизненных обстоятельств, физической и психической нагрузки наоборот - всегда готовы отдать, помочь, поддержать. И это их нормальное состояние, они не чувствуют себя обделёнными из-за того, что поделились последним, истратили собственные силы и время, помогая другим.

                        Задание на дом:

- Что значит жить для людей?

- Сочините сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей»

В.А.Сухомлинский Рождение эгоиста

Андрейка - один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой - не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

  • ты у нас самый красивый! - говорит мама.
  • ты у нас самый умный! - говорит папа.
  • ты у нас самый счастливый! - говорит бабушка.
  • ты у нас самый удачливый! - говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он -орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

  Пахарь и крот.

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет.                Спрашивает Крот:

-        Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
        Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

-        Но ведь вы же - кроты, а мы -люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.


Диагностика личностной установки “альтруизм – эгоизм”

Шкалы: альтруизм, эгоизм

Назначение теста: Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению альтруизма.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них “да” или “нет”, исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации. 

Тест

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?
4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?
7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других людей?
8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
9. Ваша отличительная черта – бескорыстие?
10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?
14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?
15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?
17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту:  Проставляется по 1 баллу при ответах “да” на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13,17 и ответах “нет” на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Ответ "Да"     1    4    6    7    9    13    17    2
Ответ "Нет"    5    8    10    12    14    16    18    20

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Технологическая карта урока № 14

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Дружба

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

П. перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса  

Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

формирование представления о дружбе и позитивном отношении к людям 

Цель урока

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей

Основные понятия, изучаемые на уроке

Дружба, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для креплении таблиц, картинок

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Набор пословиц о дружбе

Рассказы «О дружбе журавля и лягушки»

Притча «Настоящий друг»

Клип из любимых детских мультфильмов на песню группы "Барбики" о дружбе.

Мультфильм «  Самый большой друг» Режиссёр: Носов Петр

Друзья-товарищи. Автор: С. Я. Маршак

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Учитель. Ребята! Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций?

– Мы вспомним 10 законов дружбы. Я постараюсь научить вас умению мириться после ссоры. Помощниками нашими будут герои многих вам знакомых произведений и ваш личный опыт. Мы будем играть и в процессе игры учиться поступать правильно.  

– Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит? (Ответы детей.)        

– Спасибо!

Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Мультфильм «Самый большой друг»

Индивидуальное задание: Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: «Какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях?»

– Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением.

 Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». А вы поместите туда объявление о поиске друга. Необходимо изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать.

-Возьмите листы бумаги, которые лежат у вас на парте, карандаши, и напишите по 3-5 качеств характера, которыми должен обладать друг, по одному требованию на каждом из листов. (3 минуты на выполнение задания)

-Время истекло. Давайте же посмотрим, какого друга мы хотели бы видеть рядом с собой…

(капитаны групп по очереди выходят к доске и приклеивают стикеры рядом с объявлением о поиске друга, вслух зачитывая всему классу)

-Сколько качеств характера вы написали? (много).

- А обладаем ли мы всеми этими качествами? (Нет!)

- Вы бы откликнулись на такое объявление? (нет).

-Почему? (дети выдвигают свои версии)

Вывод.

-Естественно, ведь нелегко соответствовать такому высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами как «преданность» и т.д. И потом самое главное: в этом объявлении ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен

- Что для вас значит дружба?

- Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга?

- Что надо делать, чтобы найти друга?

- Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?

-Послушайте сказку «О дружбе журавля и лягушки»

--Кто такой настоящий друг?

Коммуникативные УУД: форма индивидуальной рефлексии или работа в малой группе.

                                 

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная работа.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Задание по карточке (карточка для каждого ученика): прочитайте притчу «Настоящий друг»

-Запишите, какие качества необходимы для дружбы. Вспомните пословицы о дружбе.

– Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры».

– Составьте диалоги про то, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (Ответы детей.)

Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.

– Как лучше всего мириться со взрослыми? Выберите вариант ответа:

а) признать свою ошибку и извиниться;

б) продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры.

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная и групповая работа.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

– А теперь давайте послушаем добрую песенку о дружбе.

Песня группы "Барбики" о дружбе.

– Ребята! Быть добрым и все ссоры разрешать самым сильным оружием – УЛЫБКОЙ! Давайте сейчас все улыбнемся друг другу. Ведь так здорово, что есть на свете друзья.

В заключении прочитаем стихотворение С.Маршака «Друзья-товарищи»

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

- Ребята, выполните, пожалуйста, в малой группе технику «Синквейн» с понятием «дружба».

- Что вы вынесли сегодня с урока?

Познавательные УУД: «Синквейн».

 

Домашнее задание

Написать другу письмо

ПРИТЧА «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

О ДРУЖБЕ ЖУРАВЛЯ И ЛЯГУШКИ

Однажды журавль пил воду из болота. Вышла из болота лягушка и говорит:

- Братец журавль, давай побратаемся.

- Послушай, лягушка, — отвечает журавль, — боюсь, из этой дружбы ничего не выйдет.

- Почему? — спрашивает лягушка.

- Потому, что ты живешь под водой, а я летаю под облаками. Ни я к тебе в гости не смогу ходить — задохнусь, ни у тебя нет крыльев, чтобы летать со мной, — ответил журавль.

- Ну, ты придешь к болоту, я выйду к тебе — так и будем встречаться, — говорит лягушка.

Журавль согласился. Стали они дружить. Прилетал он иногда к болоту побеседовать с лягушкой. Прошло время. Как-то в одну из встреч друзья мирно беседовали.

- Братец журавль, — вдруг восклицает лягушка, — я ничего, кроме этого болота, не видела. А ты летаешь в поднебесье и видишь сверху все вокруг. Что если ты возьмешь меня с собой и покажешь мне мир?

- Но как ты полетишь, лягушка? — удивился журавль.- Ведь у тебя нет крыльев.

- Ну и что ж, что крыльев нет? Посадишь ты меня между крыльев, я крепко буду держаться за тебя, ты и поднимешь меня в небо.

Сколько ни отговаривал журавль, лягушка настаивала на своем. Журавль был вынужден посадить лягушку между крыльев н поднялся над болотом. Только поднялись они над болотом, как лягушка не удержалась и полетела вниз. Хорошо еще упала в воду, покалечилась, но не погибла.

Спустился журавль к болоту и говорит:

- Не предупреждал ли я тебя, лягушка, что из дружбы нашей ничего путного не получится? Ведь говорят же, что дружба с неровней приводит к беде.

С. Я. МАРШАК. ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ.

 День стоял весёлый

Раннею весной.

Шли мы после школы —

Я да ты со мной.

 Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, —

Шли куда попало

В первый тёплый день.

 Шли куда попало —

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

 А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

 Весело расстались —

Что нам унывать?

Весело друг с другом

Встретимся опять!

Технологическая карта урока № 18

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Род и семья – исток нравственных отношений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

П. перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса  

Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Цель урока

Формирование представлений о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.

Основные понятия, изучаемые на уроке

доброта, любовь, милосердие

Средства ИКТ, используемые на уроке

 устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Пословицы о семье

Притча  «Семь дочек», «Две матери», «О Родине», «Волшебная копейка»

Фотографии с семьями

Песня группы Инь-Янь «Гимн семье»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Освоение темы, постановка и решение проблемы.

Формируемые УУД

11 минут

   – С каким настроением пришли на урок? Прочитайте пословицы. О чем будем вести диалог на уроке?

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье - достаток в дому,
раздоры в семье - пропадать всему.

Тема урока – «Род и семья – исток нравственных отношений»

– Предлагаю вам сегодня подумать, поразмышлять, чтобы понять смысл данной темы.  

Игра «Дети – родители».

Дети делятся на три группы: «Дети», «Родители», «Эксперты».

В о п р о с ы  группе «Родители»:

Как вы заботитесь о детях?  

 Какими вы видите своих детей в будущем?

– Огорчают ли вас дети?

В о п р о с ы  группе «Эксперты»:

– Всегда ли дети ведут себя достойным образом?

В о п р о с ы  группе «Дети»:  

Как могут дети проявлять свою заботу о родителях уже сейчас? А в будущем?

– Как вы проявляете  заботу о своих родителях? (Чем вы можете помочь, если у родителей неприятности на работе, если плохо себя чувствуют?  Как повысить настроение папе, маме? Как помочь маме вести домашнее хозяйство? Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне/дочери настоящего помощника? Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына/дочери?

Принято ли вести разговор за чашкой чая? Рассказывают ли родители о том, какая любимая игрушка у них была в детстве, любимая книга, любимая театральная роль в детском саду?)

Регулятивные УУД:    рефлексия своих чувств

ичностные компетенции: Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

 Чтение учителем притчи  «Две матери».  

–  Какую мать можно считать счастливой? Почему?

–  Если бы в наших силах было изменить ход событий, чтобы вы изменили в этой истории?

– В погоне за славой и известностью сын Белокосой женщины растерял важные человеческие  качества. Его сердце тоже стало «больным». Давайте полечим сердце сына.

На парте у каждого шаблон сердца, вырезанного из бумаги. На нем ученики пишут ручкой качества: доброта, любовь, милосердие и т. д.

Учитель. Я думаю, что вы счастливые дети, потому что «счастлив тот, кто счастлив дома». Семейное счастье и благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

9 минут

Работа в группах.

Прочитайте тексты, ответьте на вопрос «Что для нас семья?

1 группа Причта «Волшебная копейка»

2 группа Причта  «Семь дочек»

3 группа Притча о Родине

- О каких семейных ценностях мы говорим?

Семейные заповеди:

– свято храни честь своей семьи;

– люби свою семью и делай её лучше;

– будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

– подари родителям радость;

– умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

– жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

– Откуда мы родом? «Из детства!» – скажете вы и будете правы.

Детство  было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки – знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди.

 Прошлое есть и у вашей семьи. Значит, история вашей семьи является частью истории страны. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия!

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Игра «Дом моей мечты».

Учитель. Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая группа может построить дом своей мечты. Пусть ваша команда  превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом.

«Кирпичики»:

– зависть, ложь, обман, предательство, обида, грубость, корыстолюбие, трусость, лень, малодушие, безответственность, лицемерие, неуважение, пренебрежение, непорядочность;

– доброта, честность, порядочность, благодарность, сострадание, трудолюбие, отзывчивость, сочувствие, справедливость, воспитанность, доброжелательность, принципиальность, смелость, обязательность, помощь,  уважение, ответственность.

 Выступления представителей строительных бригад с защитой проектов «Дома моей мечты».

В заключении послушает Песню «Гимн семье» 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

 

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

 Подведение итогов   рефлексии по пунктам:

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Я научился (лась)…
  5. Я смог (смогла)…
  6. Было интересно…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…
  9. Урок дал моей жизни…

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

Написать сочинение «Моя семья»

Материал к уроку

Притча  «Две матери».

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

– Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, – говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Вот для чего хочется жить…

– А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, – сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, но молчали о сыновьях.

Наконец, Чернокосая первой спросила:

– Кем же стал твой сын?

– Выдающимся музыкантом, – с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города, его искусство пользуется огромным успехом.

– А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

– Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

– Все-таки счастье тебя обошло, – сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», – сказал он на прощанье и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, передавал приветы от внуков, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких ни шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.

Причта  «Волшебная копейка»

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

Притча «Семь дочек»

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. 

 

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь. 

 

– Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, – проговорила вторая. 

 

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – щебетала третья. 

 

– Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – говорила четвёртая. 

 

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая. 

 

– Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, – сказала шестая. 

 

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Притча о Родине

Жил Человеку там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
         Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
         Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
         Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
         Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
         Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
         Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
        - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
        - «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
         Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.
         Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
         А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
        Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
         Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
         И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье,
которое не купишь ни за какие богатства мира.
        Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

Гимн семье

Группа Инь-Ян

Хрустальным голосом капели

Звенит ребячий смех чудесный

И мать сидит у колыбели,

Дитя лаская тихой песней.

 

И дом молитвой освященный

Стоит открытый всем ветрам,

И учит бабушка внучонка

Словам: «отчизна», «мама», «храм».

 

Припев:

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

 

Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства

Страны моей, моей России.

 

Семья - источник изначальный

Небесным ангелам хранимый.

И грусть, и радость, и печали -  

Одни на всех, неразделимы.

 

Припев:

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

 

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни Господь очаг семейный,

Любовь любимых охрани.

Технологическая карта урока №23

 1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Совесть

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий: стыд, совесть, раскаяние, чувства, воля

П. Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление его выполнять, отвечать на вопросы, обобщать собственные представление

Р. Умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

К. Формирование умений высказывать свои мысли используя различные выразительные средства; умений понять и принять точку зрения другого человека

Формирование и развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)

Цель урока

Помочь учащимся осознать чувства совести как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «совесть» и «стыд»

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро и зло, совесть и раскаяние, благородство, долг, доброта, честность, справедливость, достоинство

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Н. Чербаев «Рассказ для детей»                                               

И. Крылов «Свинья под дубом»

В. Странник «Размышления о совести…»

А. Барто «Совесть».

Плетнёва Г. С. «История про Пиню»

Рассказы про совесть «Брат и сестра»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

В начале урока предлагаю разгадать кроссворд.

  1. Что нужно совершить, чтобы добиться успеха? (поступок)
  2. Чего боится  трус?  (позор)
  3. Что не дает человеку уснуть? (вина)
  4. Что помогает преодолеть все трудности? (вера)
  5. К чему стремятся правдолюбцы? (истина)
  6. Что мучает человека? (стыд)
  7. Что мешает человеку в делах? (лень)

Тема урока (разгаданное ключевое слово) записывается в тетрадь. «СОВЕСТЬ».

В несметном нашем богатстве

 Слова драгоценные есть:

 Отечество, Верность, Братство

 И есть еще – Совесть и Честь

 Для чего нам совесть?

Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?

В чём она нам помогает?

На все эти вопросы мы с вами попытаемся найти ответы.

Личностные

компетенции:

«Вижу, слышу,

чувствую».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Прочитайте Историю про Пиню, которую написала Г.С. Плетнёва. Попробуйте объяснить смысл выражений:

«Совести нет»                             «Совесть потерял»                           «Совесть проснется»                 «Стыд жжет, он и совесть разбудит» «Жить по совести»

Случалось ли вам быть на месте Пини»?

Познавательные

УУД: «Визуализация

понятия».

Познавательные

УУД: «Прием

информации».

Коммуникативные

УУД: «Войти в образ

героя».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  3. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  4. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

Прочитайте рассказ Николая Чербаева. Обсудите в группах, что значит совесть?

Коммуникативные

УУД: работа в малой

группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

12 минут

Совесть – это внутренний судья, который дает понять нам, отступили мы от принятого нами же нрав-ственного закона или нет. Совесть связана с нашим представлением о себе, как о хорошем человеке, с нашей «Я-концепцией».

Найдите в словаре В.И.Даля определение совести.

Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение .

Первым, кто попытался понять, что такое совесть , был древнегреческий философ Демокрит. В то время ещё не было слова « совесть», и Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него.

Чтение рассказа «Брат и сестра»

 

Коммуникативные

УУД: форма

групповой

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

12 минут

Рефлексия по образовательным результатам

Мы с вами сегодня много говорили о таких понятиях, как «совесть», «долг», «стыд».

 Что нового вы узнали?

Какие цели мы ставили в начале урока?

Какие достигли?

Составление пословицы.

Глаза – …,

душа – …,

совесть – ... .

( порука мера вера)

(Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука (ответственность).

Коллективная проверка .

Учитель заканчивает урок стихотворением С.Михалкова

КЛАД

Однажды деревянный дом

Сносили в тихом переулке,

И дети, в старом доме том,

Нашли сокровище в шкатулке.

Открылся взору клад монет,

Что тусклым золотом светился

И неизвестно сколько лет

В своем хранилище таился.

От глаз людских, от глаз чужих

Кто в этом доме прятал злато?

Кто, не забрав монет своих,

Потом навек исчез куда-то?

— Ну, что ж, друзья!— сказал Вадим.

Нам нарушать закон не надо!

Зато, когда мы клад сдадим,

Нам всем положена награда!

Был обнаружен звонкий клад

В монетах золотой чеканки,

И в тот же день, из рук ребят,

Он принят был в районном банке.

— Ну, вот и все!— сказал Вадим,

Всех увлекая за собою,

И все, за вожаком своим,

Пошли веселою гурьбою.

Был у Вадима лучший друг

И даже тот не знал, шагая,

Что у дружка, в кармане брюк,

Лежит монета дорогая...

Понятия такие есть,

Как Стыд и Совесть, Долг и Честь!

Звучит музыка спокойная  « Аве Мария»,  дети на малень-ких  листочках записывают аморальный поступок, за который мучает совесть. Затем рвут его на мелкие части.

Наверное,  многим стало легче.

Домашнее задание: составить синквейн «Совесть»

.

Найти

Формируемые УУД

Познавательные

УУД: «Визуализация

понятия».

Коммуникативные

УУД: форма

групповой

рефлексии.

Коммуникативные

УУД: форма

групповой

рефлексии.

Методический материал

Рассказ про совесть  «Брат и сестра»

Сережа и Аннушка оставались дома одни, и брат сказал сестре:
— Пойдем, поищем, не осталось ли дома чего-нибудь вкусного и полакомимся.
— Если б ты меня повёл в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобой.
— Пойдем в кладовую; там мы найдем что-нибудь съестное, и никто нас не увидит.
— Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед; он колет на дворе дрова.
— Ну так пойдем в кухню, — уговаривал брат сестру: — там стоит целый горшок меда и мы намажем себе по большому куску хлеба.
— В кухне увидит нас соседка; она, верно, теперь сидит у окна и прядет.
— Ишь какая ты трусиха, Анюта! — сказал настойчивый лакомка; пойдем, если так, в погреб кушать яблоки; там уже, наверное, нас никто не увидит.
— Ах, милый Сережа! Неужели ты думаешь, что в погребе никто нас не увидит? Разве ты не знаешь о том, что госпожа Совесть видит через стены и от неё и в темнице нельзя скрыться?

Сережа испугался.

— Правда твоя, сестрица, — сказал он. — Совесть – она видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому мы не должны идти против госпожи Совести, и не делать ничего такого, за что бы было нам стыдно.

Г.С. Плетнёва «История про Пиню»

Однажды в одной добропорядочной муравьиной семье появился малыш. Он так быстро перебирал ножками, как будто пинался, за что его назвали Пиня. Рос он бойким, горластым и очень непослушным.

Как-то утром он вышел из дома, прихватив остаток пирога, и отправился гулять. Идет, во весь голос орет. Выглянул Жук из-под листочка:

– Совесть у тебя есть? Все еще спят, а ты кричишь.

– У меня только кусочек сладкого пирога, а совести нет, – подумал Пиня, заглядывая в карман штанишек, и с визгом помчался дальше.

Заметив медленно идущего Червяка, решил подшутить. Дернул за листочек – вся холодная роса обрушилась из цветка на несчастного прохожего. Выронив от неожиданности тросточку, Червяк ойкнул и сжался от страха.

А Пиня прыгал вокруг дрожащего старичка и смеялся.

– Совсем совесть потерял! – сердито зажужжал шмель, пытаясь хлопнуть муравьишку крылом. Испугался проказник, понесся что было сил, не разбирая дороги, чуть в пруд не свалился. Спрятался за камешек, отдышался, заворчал с обидой:

– И ничего я не терял. А пирог – вот он.

Достал Пиня пирог и давай его уплетать. Нарядная Бабочка осторожно присела рядом, надеясь на угощение, но сладкие крошки мигом исчезли во рту муравьишки. Отдохнув, Пиня от нечего делать принялся бросать камешки в белые лилии. Ломаются с хрустом лепестки, а озорник хохочет на всю округу. Стрекоза хотела защитить нежные цветы, но камень угодил и в нее. Тут из воды Лягушка вынырнула, вслед за ней еще несколько, да как заквакают:

– Что ты делаешь, хулиган! Невежа! Как ты смеешь обижать беззащитные цветы? Вот бросим тебя в пруд, глядишь, и совесть у тебя проснется.

Вмиг очутился муравьишка в воде! А плавать-то не умеет. Захлебывается, маму на помощь зовет, только спасать его никто не торопится.

На его счастье мимо пролетал Вéтрушко, он-то и вытолкнул тонущего на берег. Лег тот на песочек, еле дышит, а Вéтрушко дознается, порхая над водой:

– Кто ты, откуда? Зачем в воду полез, коли плавать не умеешь? Почему один гуляешь? Отвечай, а то улечу, вдруг опять что-нибудь с тобой случится или обидит кто?
– Это он всех обижает! Никому от него покоя нет. Невоспитанный! Без совести живет! – зашумели жители водоема.

– Как это без совести? Быть такого не может! – удивился Вéтрушко.

– Никакой совести у меня не было, а только кусочек пирога, но я его съел. Живу я с мамой и папой, есть еще братья и сестрички, а никакая совесть с нами не живет! – в отчаянии закричал Пиня, по привычке топая ногами и взмахивая кулачками.
На шум вышла тетя Улитка, и все наперебой стали рассказывать о случившемся. Уважаемая тетушка покачала головой, вздохнула и, ласково поглаживая Пиню по спине, произнесла:


– Маленький ты еще, глупый, хотя уже должен понимать, что хорошо, а что плохо.

Страшно было в воде? И другим бывает страшно, когда беда настигнет. Как же домой пойдешь, солнышко скоро закатится, темнота тропинка накроет, без провожатого не обойтись. Только вот кто тебе помогать будет?

Залился малыш горючими слезами, но тут Вéтрушко зашуршал:

– Ладно, провожу тетя. Родители, поди, с ног сбились, ищут тебя, непутевого, плачут, переживают.
Вспомнил Пиня тут о маме и папе, почувствовал какой-то жар в груди и застонал.

– Это стыд жжет, он и совесть разбудит, – сказала тихо Улитка, наклоняясь к несчастному Пине. – Надо у всех, кого обидел, прощения попросить, тогда совесть никогда не покинет тебя, тогда и жить будешь правильно, по-совести.

– Я многих обидел. Успею ли до темноты всех обойти? – снова захныкал бедняга.
– Хватит хныкать! Беги за мамой! Вдвоем мигом управимся! Спасибо, добрая тетя Улитка! Спокойной ночи, друзья! – прошумел Вéтрушко и полетел, увлекая за собой Пиню.

Все жители муравейника вышли встречать пропавшего малыша, а Шмель, Червяк и Жук искренне простили его. С тех пор Пиня стал послушным, добрым, а если кого-то нечаянно обижал, – просил прощения, потому что в его муравьиной душе теперь жила Совесть.

Николай Чербаев  Рассказ для детей.

 

            Что такое совесть? Что мы понимаем под этим словом? Понятие совести многогранное. Совесть проявляется, как в чем- то малом, так и в чем- то  большом. О проявлении совести, или об ее отсутствии мы говорим, когда обсуждаем поступок, совершенный взрослым человеком, или даже ребенком. В понятие совести мы можем вложить совершение какого-либо поступка, и тогда мы говорим – человек поступил по совести, или наоборот – не по совести.

*  *  *

                        Было мне тогда лет семь. Жили мы в селе. Родители мои были членами колхоза и, как большинство селян, работали в колхозе. Я теперь не помню когда, но было Постановление Правительства, толи РСФСР, толи СССР о налогообложении крестьян за выращивание плодовых деревьев. Налоги тогда платили практически со всего. В обязательном порядке надо было сдавать государству яйца, молоко, масло и прочее. Семьи были большие. В каждой крестьянской семье было до 7 детей. У моих родителей нас было пятеро. Зарплаты в колхозе не было. Конечно же, жить было тяжело. И кто же будет разводить сады, если каждая яблоня учитывалась. По этой причине, я теперь так думаю, в нашем селе садов практически ни у кого не было. А тогда я был маленьким и совсем не думал и не понимал, почему у нас не было сада. И, конечно же, яблоки были необыкновенным лакомством.

            Было солнечное теплое лето. Несмотря на то, что у родителей много забот и хлопот, мы – дети, используя свое беззаботное детство, целыми днями резвились на улице: купались, загорали, играли в войну. Казалось тогда, что лето было нескончаемо долгим и теплым. Это теперь, когда мы стали взрослыми, нам кажется, что годы летят, словно птицы.

            Я и мой друг Коля шли на озеро. День был солнечным. Солнце нагрело песок на дороге так, что наступать на него босыми ногами было горячо. И мы, увидев сбоку дороги редкие островки зеленой травы, прыгали на нее, охлаждая перегревшиеся пятки. Выйдя за огороды, мы пошли краем поля, засеянного табаком. Там была проложена дорога от гужевых повозок. В колхозе было много лошадей и, на них выполняли большой объем работы: возили питьевую воду на поля или на луг для колхозников, дизельное топливо для заправки тракторов, траву для скота, вывозили навоз. Дорога была значительно заросшая травой, и идти по ней было уже совсем не горячо. От жары воздух звенел и, вдали над полем было заметно испарение влаги. От этого воздух делался дрожащим и не совсем прозрачным. Мы срывали цветки с медуницы, высасывали из них сок, и это вызывало наслаждение.

            Впереди появилась гужевая повозка. Она двигалась нам навстречу медленно, видимо разморенная жарой, лошадь шла медленно. Освобождаясь от назойливых мух, она постоянно встряхивала головой и, раздувая ноздри, фыркала.

Когда повозка подъехала близко, то я узнал свою маму, она ехала с поля на колхозный двор. Какую она тогда выполняла работу я уже не помню, но мне запомнилось  другое.

            Мама позвала меня к себе. Я, конечно, обрадовался и быстро побежал, а друг Коля остался ждать меня поодаль. Она достала из сумки два красно-зеленых яблока. Но они были разной величины. Отдавая мне яблоки, мама сказала: «Которое побольше - возьми себе, а которое поменьше, отдай Коле». Принимая от мамы яблоки, я в мыслях сразу же не согласился с этим. Что-то мне изнутри подсказало, что нельзя так делать, так будет неудобно перед Колей. Но и маму можно было понять. Ведь если бы у нее было много яблок, то она бы и не подумала делить их между нами по величине. А так как это тогда для нас было редкостью, то из жалости ко мне, она именно так решила их поделить. Я взял яблоки. Мама поехала дальше, а я медленно пошел к Коле, соображая, как мне правильно поступить. Я думал, а расстояние между нами сокращалось, и мне надо было принять решение. Подойдя к Коле, я протянул ему руку с большим яблоком. Коля взял яблоко, и мы пошли дальше, откусывая на ходу сочные сладкие кусочки. Я шел и думал, а знает ли Коля, что я ему отдал большее яблоко, а себе оставил меньшее. Если бы он знал, то, наверное, понял бы, что я из-за уважения так поступил. Но Коля, как мне кажется, не понял, а я ему и не говорил об этом. Он с наслаждением ел яблоко, а я не стал жалеть о своем поступке и никогда не жалел, что поступил так, как мне подсказала моя совесть.

 

 

Заключение

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Применение различных методов обучения на уроках ОРКСЭ в их оптимальном сочетании при изучении тем обеспечивает практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности.

Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных). При организации работы в группе учитываются личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает «эффект включённости» в общую работу класса. При организации работы в группах важно создать условия  для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Для подготовки к урокам есть масса замечательного дополнительного материала (литературные произведения, мультфильмы, песни, серии «Ералаша»). Только приходится долго подбирать нужное, то что необходимо именно твоему классу. А это бывает трудно. С целью работы я, по-моему, справилась. Я попробовала написать технологическую карту для уроков ОРКСЭ. Справилась я или не справилась, жизнь покажет.

Источники

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 20

  1. С.В.Баныкина, Е.А. Башмакова, О.И.Жданова, Л.А.Лобарева, В.В.Онишина, И.И. Чернова-Бахметова. Технология преподавания учебного модуля «Основы светской этики».- М., Изд-во Ювента, 2014

  1. Диагностика личностной установки “альтруизм – эгоизм” / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...