Урок ОРКСЭ для 4 класса
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ для 4 класса на тему "Храм. Устройство православного храма". В разработке описаны устройство православного храма, что позволяет: 

 – обобщить знания о назначении и устройстве православного храма; 
– дать представление о формах и цветовом решении храма и его внутреннем устройстве.
– развить интерес к знаниям о храме;
– сформировать мотивацию к изучению православной культуры; обогатить и активизировать историко-культурный словарь учащихся.
– воспитать ценностное отношение к храму как духовному, историческому и культурному наследию; 
 – сформировать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в православной культуре; 
 – усвоить правила поведения в храме; 
  – осознать, что в культуре православного народа имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ для 4 класса2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Маркина Валентина Юрьевна

Должность

Учитель начальных классов

Место работы

Негосударственное общеобразовательное учреждение религиозной организации «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Район

г .Арзамас

Название модуля курса ОРКСЭ

Основы православной  культуры

Тема урока:

Храм. Устройство православного храма.

Урок № 14.

Цели:

сформировать целостное представление о православном храме и его внутреннем и внешнем устройстве.

Задачи:

Образовательные (предметный результат) – обобщить знания о назначении и устройстве православного храма; дать представление о формах и цветовом решении храма и его внутреннем устройстве.

Развивающие (метапредметный результат) –  развить интерес к знаниям о храме, сформировать мотивацию к изучению православной культуры; обогатить и активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательные (личностное развитие) – воспитать ценностное отношение к храму как духовному, историческому и культурному наследию;

сформировать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в православной культуре;

усвоить правила поведения в храме;

осознать, что в культуре православного народа имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация слайдов, толковый словарь С.И.Ожегова, таблицы «Знаю, слышал, хочу узнать», нетбуки для детей.

Формы организации образовательной деятельности

коллективная,  фронтальная,  групповая, работа в парах, индивидуальная

План урока с хронометражем

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (2 мин.)
  2. Постановка учебной цели (2 мин.)
  3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала (5мин.)
  4. Восприятие нового материала  (13 мин.)
  5. Физкультминутка (1 мин.)
  6. Дальнейшее восприятие нового материала (13 мин.)
  7. Первичное закрепление изученного (4 мин.)
  8. Итог урока. Рефлексия (3 мин.)
  9. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, настройте себя на рабочий лад, улыбнитесь друг другу. Давайте начнем наш урок, как обычно, с молитвы.

Пение молитвы хором: «Царю Небесный..»

2. Постановка учебной цели.

Учитель: А сейчас давайте послушаем запись и попытаемся определить тему нашего урока.

Звучит музыка: «Иже херувимы» (Обиходная) Жуковский церковный хор. (отрывок)

Учитель: Скажите, ребята, где вы могли услышать такое пение?

(Такое пение мы слышали в храме, это Херувимская песнь).

Учитель: Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема сегодняшнего урока?

Прием «Дерево предсказаний» - ребята высказывают свое мнение.

(Тема нашего урока «Храм». Можно поговорить о видах храма, его устройстве, о поведении в храме).

Учитель: Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока «Храм».

3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Знаете ли вы значение слова «храм»? Давайте поработаем по группам.

Работа со словом «храм» по группам.

  1. Найдите значение слова «храм» в словаре С.И.Ожегова.
  2. Запишите, как вы сами понимаете значение этого слова.
  3. Нарисуйте храм (компьютерная графика- работа с нетбуками).

Учитель: Посмотрим, что у нас получилось.

(Ребята представляют результаты работы в группах)

Учитель: Молодцы, все хорошо поработали, с заданием справились верно. Все значение этого слова поняли правильно. А сейчас я предлагаю подобрать к слову храм слова-синонимы и записать их в тетрадь. Будет очень хорошо, если вы подберете к данным словам и имена прилагательные.

(Учащиеся работают в парах: белокаменная церковь, красивый храм, златоглавый собор, дом Божий, часовня, святилище, молельный дом,…)

Проверка задания.

Учитель: Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды и у меня есть для вас кроссворд в виде храма, который позволит нам повторить некоторые сведения о его устройстве.

3204_1H (1)

Кроссворд «Храм» (автор - Дворнякова О.Н.).

Вопросы:

  1. Ступеньки, ведущие в храм (Паперть).
  2. Он похож на пламя горящей свечи (Купол).
  3. Самая «громкая» часть храма (Колокольня).
  4. Он находится на «макушке» храма (Крест).
  5. Название большого храма (Собор).

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, еще раз на изображение храма на кроссворде. Сколько куполов имеет данный храм? (один купол) Что символизирует одноглавая церковь?

(Эта форма символизирует единого Бога).

Учитель: Давайте вспомним, сколько еще глав может завершать здание храма и что они символизируют.

(Две главы – два естества Христа – Божеское и человеческое.

Три главы – три Лица Святой Троицы.

Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав – 7 таинств и 7 вселенских соборов.

Девять глав – 9 чинов ангельских.

13 глав – Иисуса Христа и 12 апостолов.

33 главы – 33 года земной жизни Христа).

  1. Восприятие нового материала.

Учитель: Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидный купол напоминает о воинстве, духовной брани и силами тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи и слова Христа, обращенные ко всем верующим: «Вы – свет миру».  

А важен ли цвет купола и если важен, то какое имеет значение? Давайте подумаем. Посмотрите в окно, какого цвета купола на арзамасских храмах?

(Золотого цвета купола Благовещенского храма и Казанской церкви (это символ небесной славы); синие купола со звездами на храме Николаевского женского монастыря (посвящены Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии); зеленого цвета купола церкви в честь Смоленской иконы Божией матери, Спасо-Преображенского собора (это цвет  Святого Духа, обычно зеленые купола украшают Троицкие храмы).

Учитель: А сейчас давайте посмотрим презентацию «Православный храм» и сделаем вывод: «Какие виды храмов бывают и что они обозначают?».

Просмотр I части презентации.

Учитель: Назовите, с какими видами православных храмов мы познакомились? Что символизирует каждый вид храма?

(Шатровые, ярусные, церкви – ротонды (в виде круга – символ вечности; вечность Царствия Небесного); в виде креста ( посвящен распятому за нас на Кресте Господу);в виде корабля (корабль в Царство Небесное, по образу Ноева Ковчега).

Учитель: Какие храмы нашего родного города вы увидели в презентации? Назовите их форму. (Воскресенский собор – форма креста; церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» - в форме корабля; церковь в честь Рождества Христова – шатровый храм).

А какие по форме храмы мы посетили во время наших паломнических поездок?

Обращение к классному альбому. Прием «Телеграммы».

Учитель: Продолжаем нашу работу и давайте опять обратимся к презентации, которая нас познакомит с внутренним устройством храма. Но перед началом работы, давайте вспомним, как устроен храм. Мы ведь часто бываем в храме и его устройство вам немного знакомо. Возьмите в руки листы с таблицами «Знаю, слышал, хочу узнать» и заполните его первую графу «Знаю», вписав в неё те части храма, о которых вам известно.

(Дети самостоятельно заполняют 1 графу таблицы: алтарь, иконостас, клирос…)

Таблица «Знаю, слышал, хочу узнать»

Знаю

Слышал

Хочу узнать

Учитель:  В ходе просмотра презентации заполняем другие графы таблицы, вписывая во 2 графу те названия, о которых вы слышали, но забыли вписать в 1 графу, то есть еще не прочно усвоили эти понятия. В 3 графу впишите те названия частей храма, которые вам не были известны совсем.

Просмотр II части презентации. Работа с таблицей.

Проверка результатов работы – зачитывают 1-2 человека.

5.Физкультминутка.

Учитель: Чтобы продолжить работу, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, рядом с партами.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает, наступает тишина.

Снова в храм идти пора.

6. Дальнейшее восприятие нового материала.

Учитель: В храме существуют не только особые правила поведения, называющиеся церковный этикет, но и правила чтения молитв. Многие считают, что наши просьбы не всегда доходят до Бога, а почему?  Давайте попробуем ответить на этот вопрос после просмотра отрывка из притчи «Немая молитва».

Просмотр отрывка из притчи «Немая молитва».

Учитель: Ребята, вы поняли, что важно не просто придти в храм, но и от всего сердца молится за своих близких, друзей, за родную страну, за себя. Эта молитва должна исходить от сердца, быть «пламенной». И тогда, если просьба угодна Богу и будет полезна для души человека, она обязательно будет услышана.

7.Первичное закрепление изученного.

Учитель: Мы попутешествовали по храму, узнали, как называются его  внутренние части, а теперь поиграем и заодно проверим свои знания.

Игра «Доскажи словечко»:

Храм на три части разделен.

Сначала входим мы в … (притвор).

Затем пройдем в другую часть.

Народ здесь молится, крестясь.

И хорошо известно нам,

Что это собственно есть … (храм)

Между второй и третьей частью

Стоит высокая стена.

Она украшена прекрасно –

На ней и крест, и образа.

Ответьте громко мне сейчас:

Это стена - … (иконостас).

Там престол, где Господь восседает,

Иерей службу там совершает.

И святится то место, как в старь,

И мы знаем, что это … (алтарь).

Учитель: Ребята, а теперь скажите, каким, ложным или правдивым, является следующее высказывание: «Я не скажу – и никто не узнает, я совершу – и никто не увидит». Так ли это?

(Это высказывание ложное, так как Бог все видит и все слышит).

8. Итог урока. Рефлексия.

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА

Меня зовут_______________________________________________________

Я работал в группе с _______________________________________________

У меня хорошо получилось_________________________________________

_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________

__________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________

__________________________________________________________________

Главные идеи ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Я узнал___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Меня удивило, что__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________Мне нужно больше узнать о__________________________________________

__________________________________________________________________

Мои вопросы______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Учитель: Ребята, все молодцы, работали хорошо, все повторили, надеюсь, дома вы так же продуктивно поработаете.

9.Домашнее задание (по микрогруппам)

Класс делится на микрогруппы и каждая получает своё домашнее задание:        

  1. Учебник, стр. 48 – 51 - читать и отвечать на вопросы; поделиться своими знаниями о храме с друзьями и родителями и взять у них интервью, что нового они узнали, что им понравилось.
  2. Подготовить исследовательские работы на темы:
  • «История строительства (реставрации) православного храма в нашем городе» (по выбору).
  • «Православный храм нашего города».
  • «Что полезного я могу сделать для храма».
  1. Подготовить выставку поделок, рисунков, фотографий, книг, икон,…
  2. Подготовить презентацию о наших паломнических поездках по святым местам Нижегородской области.

Список литературы:

1. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательного учреждений/А.В. Кураева - М.: Просвещение, 2010.

2. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики.- Изд-е 2-е.-М.:ОПК, 2007.

3. БородинаА.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник.-М.: ОПК,2008

 4. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. - Клин, 2004.

5.Миллер С. Психология игры/ С. Миллер. – СПб.: Речь, 1999.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М., 1994.

7.Актуальные проблемы современного обучения и воспитания. Выпуск 3. -Арзамас, АГПИ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"...

Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс

Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...