Региональный компонент
учебно-методический материал по орксэ на тему

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южно­русских и украинских говоров, а также, диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России.

Ни одна область и край России не имеют столь ярко выраженных оригинальных языковых особенностей, как Кубань.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетические диалекты

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских говоров, а также, диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России.

Ни одна область и край России не имеют столь ярко выраженных оригинальных языковых особенностей, как Кубань.

Об изначальном своеобразии языковой ситуации на Кубани убедительно говорит такая байка.

Как-то собрались в старину васюринцы и воронежцы в казённый лес на работы. Казак Воронежской станицы потерял сумку с харчами, а васюринский нашел ее. И между ними состоялся такой разговор.

- Сосед, а сосед, ты не находил моей сумки?

- А яка вона? Що там було?

- Холщовая. В сумке той - сумочка, а в энтой сумочке пирог, соль и кусок зайца.

- Ни, хлопче, найшов я торбу, та в ний була торбыночка, паляныця и шматок вытрищакы. И силь булла. Но я всэ зъив...

- Нет, это не моя...

Если говорить об основных фонетических признаках кубанского диалекта, то нельзя не отметить прежде всего ярко выраженного гэканья, то есть употребление взрывного «г»:

горόд (огород),

гόлка (иголка),

гόстрый (острый),

так же в середине слова: кукургýза (кукуруза).

Устойчивой особенностью является так же «в» в начале слова, там, где в русском литературном языке эта приставка отсутствует:

вýлэця (улица),

вдáрыть (ударить),

вузόл (узел),

вýлик (улей),

вогόнь (огонь),

вýмный (умный),

вýтка (утка),

взнавáть (узнавать).

Замена «е» на «и»:

цвитόк (цветок), хлиб (хлеб), тúтка (тетка), кúсто (тесто).

Вместо «о» - «и»: ниж (нож), силь (соль).

Кубанские диалекты

Характерным и не вполне устоявшимся в кубанском диалекте является употребление «ы» вместо «и»:

крычáть - кричать

одрúзать -  отрезать.

Так же не вполне устойчивым, особенно в окончаниях, является замена «е» на «э»:

малэнькый - маленький

вэрбá - верба

вэтэрáть - вытирать

бэ'сэда - беседа.

Постоянной является замена «ф» на «х» или «хв»:

хурáжка - фуражка

хвамылия - фамилия

хванэра - фанера

охфицэ'р - офицер

тилихвон - телефон

поштрахувать - оштрафовать.

Иногда замена «ф» на «кв»:

квасоля - фасоль.

Исчезновение гласной «И» в начале слова:

спортынь - испортить

стория — история.

Замена «ж» на «з»:

зэлизо - железо.

Замена «з» на «дз»:

дзвон - звон

дзилинчать - звенеть.

Устойчива замена «ц» на «ч»:

чиплять - цеплять.

Донской  говор

Быть байдэкэ. Бить баклуши, слоняться без дела. Байдык – палка, посох.

Зараз. Сейчас, немедленно, тотчас. Вот расскажу зараз.

Казак-мамай. Народно-поэтический образ народных картин. Происхождением уходит в глубокую древность. Откапываемые в древних курганах скелеты в простонародье называются мамаями.

Майдан. Центральная площадь станицы.

Нэ з маныча взята. Так говорят о благородной невесте., в отличие от взятых с Маныча. Когда девушку долго не брали замуж, её брали с собой на Маныч, куда ездили за солью, с надеждой на то, что там ей отыщут жениха.

Винцэрáда. Брезентовый плащ.

Изόк. Саранча, кузнечик.

Кры'лес. Балконная галерея вокруг дома.

Притвόры. Оконные ставни.

Теклешúться. Раздеваться.

Кубанский   говор (из адыгейского языка)

Сáлдус – бывалый, опытный воин. Прибывший из России только на третий год становился умником, т.е. опытным воином, салдусом.

Загадка

Лэжыть лáса простяглáся: як встанэ, нэбо достанэ.

                                                    (дорога)

Лáсый – охочий до чего-то.

Кубанский   говор (шутливое)

Боже поможы! Так приветствуют занятого какой-то работой человека. Тот отвечает: Спасиба! Или шуточный ответ: Казалы Богы, шоб и вы помоглы. Или: Казав Бог, шоб и ты помог.

Кэбэта. Голова. Ты думаешь своей кэбэтой?

Ловкый. Красивый. Ловка жинка - красивая жена (женщина). Убый, Господи, того, у кого жинка ловка.

Опьять. Опять, снова. Опьять за рыбу гроши (начинать говорить о чем-то хорошо известном, решенном, уже не требующем обсуждения).

Шыбздик. Маленький мальчик.

Бабий ум. Шутливое название перекати поля.

Убы'й. Убый тэбэ блоха задкы. (шуточное пожелание)

Щось. Что-то. Щось мини нэ з рукы в ваший хати прясты. (говорят шутливо, когда уходят из компании, гостей).

Устаревшие   слова

Анчýтка – грязный  ребёнок.

Бáдый – ведро, обычно деревянное, привязанное к колодезному шесту, которым достают воду из колодца.

Батувáть – грубо и небрежно нарезать что-либо.

Брунéть, брунúть – реветь.

Буркáлы – глаза. Открый свои буркалы, (смотри внимательно, не туда смотришь, куда надо смотреть)

Вы'варка – бак, большая кастрюля для кипячения белья.

Вы'кот – большой вырез горловины у платья или рубахи.

Гаманόк – передний  нагрудный карман на рубахе или куртке.

Гόйдалка – качели.

Жэгýчка – крапива.

Зозýля – кукушка.

Калгáка – скалка, качалка.

Кандéка – черпак, кружка.

Лόскот – щекотка. Бояцця лоскоту (бояться щекотки).

Лядахá – ленивый  человек.

Ны'зка – скрепленные  между собой сплетенные в косу лук, чеснок.

Швόрка – веревочка, тесемка.

Устаревшие  слова

Пранцювáть – трудиться, работать.

Нáципка – прищепка.

Грэча'ныкы – блины.

Гýдзык – пуговица.

Кульбабá – одуванчик.

Кы'ця – кошка.

Бубонúть – говорить  быстро и невнятно.

Букéчик – крестик.

Гибéрка – портниха, швея.

Гильцэ' – свадебное  обрядовое деревце, украшенной цветами и печеным тестом.

Ачáпаца – прийти в себя, опомниться.

Бáбчить – лечить, выхаживать.

Беспирúч – беспрерывно, постоянно. Дождь идэ беспирич.

Розмόва – разговор, беседа.

Скы'бка – долька арбуза, дыни, ломоть хлеба.

Хусты 'на – платок.

Чапýра – цапля.

Пословицы и поговорки станица Отрадная

Вадить старцов. Жить бедно, в нищете.

Всыпать па первае число. Сильно побить, отомстить.

Вчирашний день искать. Заниматься пустым, ненужным делом.

В тибе блох многа. Т.е. ты очень балованный, капризный.

Дать па шапки. Выгнать.

Дурна курятина. Т.е. дело плохо.

Забить памараки. Провести, обмануть.

3-за угла мишкой прибитай. Дурной, глупый, взбалмошный.

Залить за шкурку сала. Насолить кому-либо, досадить.

Мадам Фу-фу – голова в пуху. Так говорят о тех, кто старается показать себя.

Ни старикуй! Не вмешивайся в разговор взрослых.

У нивой сирить зимы снегу нивыпрасиш. То есть очень скупой.

Шутки и прибаутки станица Отрадная

А то сароки унисуть. Так говорят тому, кто умывается или кого умывают, т.е. слишком будешь чист.

Каму абнавить, таму и снасить. Так приговаривают тому, кто надевает новую рубашку или другую одежду.

Хоч люби, хоч нет: дених нету не капек. Ваня, Ваня полети на небо. Там твайи детки кушають катлетки. Так причитают дети божьей коровке, посадив ее на ладонь.

Ни паднимай хвост. Не груби.

Ни на ту ногу стал. Сердит.

Матай сибе на ус. Хорошенько запоминай.

Сматывать удочки. Уходить.

Как в воду сматрел. То есть угадал, узнал.

Фразы станица Отрадная

Атарви да брось. Дело плохо.

Байды збивать. Бездельничать.

Вынасить сор ис хаты. Показывать свои недостатки.

Диржать фасон. Одеваться по последней моде.

Камарь носу ни патточыть. То есть очень точно, очень хорошо.

Мазолить глаза. То есть надоедать.

Разбить кувшин. Поссориться.

Хочь волками вой. Быть в безвыходном положении.

Пословицы и поговорки Черноморских станиц

Билого свита нэ бачить. Быть в хлопотах.

Брэшэ и нэ моргае. О наглости.

Выпэктэ сирку. Потрепать нервы.

Заглядать в жмэньку. Скупиться.

И куры, и гусы. Все без разбору.

Кружало дэ лэжало.  Что-то украли, осталось только место.

На вэрби – груши. О чем-то невероятном.

Обое рябое. Один другого стоит. Два сапога – пара.

Палку ткны дэрэво выростэ. О плодородной земле.

Тот, кто не уважает

обычаи своего народа,

не хранит их

в своем сердце,

тот позорит не только свой народ,

но, прежде всего

не уважает самого себя,

свой род,

своих далеких предков.

Традиции и обычаи казаков

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычаи;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон!

Kазак не может      считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры  и  гостеприимны. В  основе  характера казака была  какая-то двойственность то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через   покаяние   от   грехов,   молись   единому   Богу   Иисусу   Христу  и добавляли если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.  

Чрезвычайно   строго   в   казачьей   среде,   наряду   с   заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой   необходимостью   каждой   казачьей   семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

1.    Уважительное отношение к старшим.

2.    Безмерное почитание гостя.

3.    Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Слово казака

Kазаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожской Сечи. Из преступлений самым великим считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи, связь с женщиной и содомской грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства.

Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница-виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.

Кроме шибеницы, запорожцы в редких случаях применяли заимствованный у ляхов гак (крюк), на котором осужденный подвешивался за ребро и оставался в таком положении до тех пор, пока кости его не рассыпятся. Пользовались они иногда острой палкой или колом. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.

Конь у казака

y терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимай папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем.

Крещение казака

Имя выбиралось по святцам: то, которое приходилось на день рождения ребенка, то, которое было ближайшим впереди (а иногда и «чуть вперед-чуть назад»), или то, которое приходилось на день крещения.

Главными участниками крестильного обряда являются не родители, а восприемники младенца – кумовья. На Кубани до недавнего времени сущест-вовало несколько типов кумовьев (приглашенные, встречные, откупные, вы-звавшиеся, «нариченные», т.е. заочные). Приглашенных кумовьев выбирают по желанию родители младенца из родственников, друзей, товарищей, сосе-дей. В кумовья из родственников выбирают людей своего поколения родных братьев и сестер (брат со стороны матери и сестра со стороны отца или наоборот) или двоюродных. Отказываться «увести дытыну в хрэст» счита-лось грехом. Не могли быть восприемниками у одного ребенка муж и жена.

После крещения ребенка крестные и родители считались в «духовном родстве». В быту отношения «духовного родства» рассматривались как отношения родства вообще. Народная традиция предписывала соблюдение запрета на брак или прелюбодеяние между кумовьями. Браки между воспри-емниками расценивались как нарушение отречения от сатаны, произ-носимого ими за крещаемого младенца. Кумовья не должны были ругаться, «наводить друг на друга склоки». Им нельзя было взаимно крестить («откре-щивать») детей, т. к. в противном случае будут всю жизнь ссориться.

Крестные родители выступали, как настоящие родители ребенка. Поэтому считалось, что крестные отец и мать дороже родных. Крестные да-рят ребенку подарки в дни календарных праздников, важных событий личной жизни крестника (крестины, первая годовщина, дни ангела, свадьба, проводы на воинскую службу и т.п.). В случае безвременной смерти родителей крест-ника, крестные должны были «доводить его до ума». В свою очередь, крест-ники должны были молиться за крестовых родителей, поминать их после смерти, каждый год под Рождество носить крестным кутю/вечерю. Этому придавалось важное нравственно-воспитательное значение, и носить вечерю крестным ребенок начинал с З-5 лет, за что получал конфеты, мелкие деньги и т.п. В семье воспитывалось уважительное отношение детей к крестным, считалось грехом их обидеть. Крестник обязан поддерживать их в старости.

По возвращении из церкви кумовья, передавая ребенка бабке или родителям, объявляли о принятии ребенка в конфессиональную общину и об изменении своего положения в ней: «Мы брали у вас не крещённое, не молитвенное, а принесли вам крещенное и молитвеннное», «Я отсюда шла [имя], а сюда пришла кума». Возвращение в дом родителей после крещения словесно оформлялось как первое появление кумовьев и младенца: «Ну, здравствуйте! Поблагословите нас…» Крещеного ребенка передавали по очереди всем присутствовавшим в доме – каждый должен был его первый раз поцеловать девочку «штоп хлопцы любили», мальчика «штоп девчата любили».

Честь казачья

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюсты, но особенно соседние православные народы.  В 1574г. молдавский господарь Иван пригласил к гетману Смирновскому, преемнику Ружинского, просить помощь против турок. В таком деле единоверным братьям, конечно отказу быть не могло. Смирговский выступил в Молдавию с небольшим отрядом в полторы тысячи казаков. Сам господарь с боярами выехал навстречу гетману. В знак радости молдаване палили из пушек. После знатного угощенья казачьим старшинам поднесли серебряные блюда, полные червонцев, причем было сказано: «После дальнего пути вам нужны деньги на баню» Но казаки не захотели принимать гостинцы: «Мы пришли к вам, волохи, не за деньгами, не для жалованья, а единственно затем, чтобы доказать вам нашу доблесть и сразиться с неверными, коли к тому будет случай» - ответили они озадаченным молдаванам.  Со слезами на глазах Иван благодарил казаков за их намерение.

Казак в быту

Eще одна характерная деталь казачьего быта, одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.

Не принято было неволить: хочешь – пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице – она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.

Да, было когда-то и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа - с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где мой батя?».

По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы - это было заботой о нравственности устоев молодежи - ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца

У Терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты.

У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги – за приданое – так называемую «кладку» - отец жениха.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Казак в обществе

Kазаки всегда отличались вежливостью. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье - «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!» Казаки отвечали-«Слава Богу». Встрою, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин!».

При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди  женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя» «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради» Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь» «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста»

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже  в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии - нищему (считалось – лучше  всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Казаки и родители

 Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Действовало неписаное правило: «Старший сказал – закон». И это не обязательно были отец или дед, а просто старшие по возрасту. Старики особо чтились. Их слово часто оказывалось решающим при обсуждении того или иного вопроса. Взаимоотношения родителей и детей были основаны на безусловном повиновении, независимо от их возраста.

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Отношение к старшим

yважение старшего - одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания. «Перед лицом седого вставай, почитай лицо  старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш»

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять  шапку и поклониться)

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение прейти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать - «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше Особенно почиталась старшая сестра, которую. До седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она занималась их воспитанием.

Отношение к женщине

yважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены - по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина  не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью Кто и что в семье должен делать - четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо  женщина – будущее  твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.

В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие - старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.

Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало   мужчине,   на   котором   лежала   главная   обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов, и примером в этом являлась жена казака – мать  его детей

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать ущи», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.  На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене – индивидуально  каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко  «мать», а то и по имени-отчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....

Национальный Региональный компонент "Художественная культура Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Художественная культура Красноярского края" 3 класс...

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 2 класс. Автор программы: Раицкая Г.В...

Национальный Региональный компонент "Природа и экология Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Природа и экология Красноярского края" 2 класс Автор программы: Раицкая Г.В...

Региональный компонент по литературному чтению 4 класс (1-4) по учебнику «Родная речь» Головановой, Горецкого, Климановой. Автор: Фурманова Е.В. Тематическое планирование.

Этот материал содержит не только тематическое планирование по литературному чтению с региональным компонентом, но и разработанные уроки с региональным компонентом....

Учебно-тематическое планирование по курсу "Гражданское образование" с добавлением регионального компонента

Расширение образовательного пространства курса "Гражданское образование" путём введения в социальное проектирование и исследование,  включающего в себя изучение регионального компонента...