ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
календарно-тематическое планирование по орксэ (2 класс) на тему

Архипова Светлана Васильевна

УЧИТЕЛЯМ , ВЗЯВШИМ НА СЕБЯ НЕЛЁГКИЙ ТРУД ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОПК, ПРЕДЛАГАЮ  СВОЮ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.d._opk_2.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа  по внеурочной деятельности»Основы  православной культуры»»  для 2-3 классов разработана на основе примерной программы«Духовно нравственная культура России»,для общеобразовательных школ, начальная школа. Авторы- составители:  игумен Георгий (Шестун),Е.П.Бельчикова, Т.М. Сливкина. – Самара: ,2014г.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства.

Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций.

Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Цель  программы: 

  • духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
  • совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.

Задачи программы:

__        изучение православной религиозной традиции;

—        изучение истории христианства;

—        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого      Завета;

—        изучение православной этики;

—        ознакомление с православным календарём

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с особенностями православного богослужения

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—        предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

—        воспитание патриотизма;

—        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—        оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

—        возрождение православных основ семьи;

—        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества

 При обучении детей по программе «Основы православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•единства образовательного и воспитательного процессов;

•рефлексивного обучения;

•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Пути, средства , методы достижения цели.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4Демонстрационные

Методы обучения:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем

2) комментированное чтение;

3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

4) сократический урок;

 5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением  и творческим заданием;

6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

   

  Аудиторные  занятия.

  • Беседа
  • Сообщения
  • Встречи со священнослужителями
  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов

Внеаудиторные  занятия

-Посещение храма

  • -Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации

Сведения о сроках реализации программы

Полный курс рассчитан на 3года обучения по 1 часу в неделю.

Согласно плану школы  всего на изучение  курса «Основы православной культуры России» в начальной школе выделяется 102 часа, из них   по 34 часа во 2-х, 3-х классах (1час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

Таблица распределения   часов по годам обучения.

2 класс

Разделы, темы

Часов по плану

Число аудиторных

занятий

Число внеаудиторных

занятий

1

В нале было слово

1

1

2

Сотворение мира. Рай

1

1

3

Матерь Господа Нашего

1

1

4

Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники

1

1

5

Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского

1

1

6

Образ Богородицы: язык и символика одежды

1

1

7

Плоды земные

1

1

8

Мир пироды

1

1

9

Казанская Икона  Божией Матери – хранительница русского дома

1

1

10

Вера и суеверия

1

1

11

На пути к высотам мудрости

1

1

12

Чистота телесная и духовная

1

1

13

Красота внешняя и внутренняя

1

1

14

Нравственные понятия: добро и зло

1

1

15

Люби  ближнего как самого себя

1

1

16

Рождественская ёлка

1

1

17

Крещение господне

1

1

18

Церковная седмица и государственная неделя

1

1

19

Дела милосердия

1

1

20

Отношение к родителям

1

1

21

Урок нравственности

1

1

22

День Защитника Отечества

1

1

23

Православная и народная традиция. Пост

1

1

24

Иисус Христос – Спаситель мира

1

1

25

Чудеса  в жизни и в сказках

1

1

26

Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления

1

1

27

Вербное воскресение

1

1

28

Пасхальная седмица

1

1

29

Ученики Иисуса Христа

1

1

30

День славянской письменности и культуры

1

1

31

Посещение храма

1

1

32

Творческие работы.

1

1

33

Экскурсии

1

1

34

Экскурсии

1

1

Итого

34 часа

12

22

                                       

                                                                                     Содержание курса

  1.  Урок – беседа. В нале было слово. Слово – помощник. Бессловесность. Устное народное      творчество. Библия.
  2. Урок – сообщение. Сотворение мира. Рай.  Блаженство. Первые люди в раю
  3. Экскурсия в храм. Матерь Господа Нашего. Икона. Иисус Христос. Дева Мария - Богородица.                                  4. Урок – беседа. Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники. Молитва. День Ангела.
  4. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского. Житие. Псалтирь. Преподобный.
  5.  Интеллектуально – познавательная игра. Образ Богородицы: язык и символика одежды. Грех. Материальная и духовная защита.
  6. Урок – беседа. Плоды земные. Откуда хлеб на стол пришёл? Нравственная задача.
  7. 7.Акция по уборке пришкольного участка. Мир природы. Природа. Умиротворение.
  8. Экскурсия в храм. Казанская Икона  Божией Матери – хранительница русского дома. Красный угол. Праздник примирения и согласия.
  9. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Вера и суеверия.Заповедь «Не сотвори себе кумира». Доброе имя.
  10. Урок – викторина. На пути к высотам мудрости. Честь. Благочестие. Репутация. Долг чести.
  11. Урок - беседа. Чистота телесная и духовная. Мысли. Желания. Воля. Чистая душа.
  12. Творческие проекты учащихся. Красота внешняя и внутренняя.
  13. Обыгрывание проблемных ситуаций. Нравственные понятия: добро и зло. Фреска. Обида. Вежество.
  14. Встреча со священнослужителем. Люби  ближнего как самого себя. Гордость. Гнев. Зависть. Недовольство.
  15. Урок – концерт. Рождественская ёлка. Рождество Христово. История праздника.
  16. Экскурсия в храм. Крещение господне.Таинство крещения.
  17. Урок – сообщение. Церковная седмица и государственная неделя. Церковный календарь.
  18. Акция «Помоги ближнему». Дела милосердия. Притча. Милосердие.
  19. Обыгрывание проблемной ситуации. Отношение к родителям.Заповедь Божия « Чти отца твоего и матерь твою»
  20. Творческие проекты. Урок нравственности. Полезные и вредные привычки.
  21. Творческие проекты. День Защитника Отечества. Отечество. Как быть полезным своему Отечеству.
  22. Творческие проекты. Православная и народная традиция. Пост. Говеть.
  23. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Иисус Христос – Спаситель мира. Икона «Святая Троица». Библейские рассказы.
  24. Просмотр и обсуждение  видеоматериалов. Чудеса  в жизни и в сказках. Чудо. Чудотворные предметы. Чудотворцы
  25. Урок – сообщение. Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления. Благовещение. Архангел.
  26. Урок – беседа. Вербное воскресение .История праздника.
  27. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Пасхальная седмица. История праздника. Пасха в царской семье. Традиции каждой  семьи
  28. Урок – сообщение. Ученики Иисуса Христа. Андреевский флаг. Апостол Андрей Первозванный. Святые первоверховые апостолы Пётр и Павел
  29. Творческие проекты. День славянской письменности и культуры. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Знакомство с церковнославянскими буквицами
  30. Посещение храма. Храм внутри. Правила поведения в храме

31,32Творческие проекты. Рассказ о православных храмах  Самары

33,34. Экскурсии. Экскурсии (святой источник)

3 классс

№ п\п

Разделы,       темы

Часов по плану

Число аудиторных

занятий

Число внеаудиторных

занятий

1

Аз и Буки – начало науки

1

1

2

Начать  с азов

1

1

3

Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства.

1

4

Традиции празднования именин

1

1

5

Семья преподобного Сергия Радонежского

1

1

6

Покров Пресвятой Богородицы: история праздника

1

7.

« В поте лица твоего будешь есть хлеб»

1

1

8

Природный и духовный мир

1

1

9

Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери

1

1

10

Язычество древних славян

1

1

11

Уроки нравственности

1

1

12

Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)

1

1

13

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

1

1

14

Выбор пути духовного и земного.

1

1

15

Заповеди о любви. Совесть

1

1

16

Рождество Христово

1

1

17

Крещение  Господне

1

1

18

Любовь к детям. Христос и дети

1

1

19

Дела милосердия

1

1

20

Отношение святых отцов к животным

1

1

21

Урок нравственности

1

1

22

День защитника Отечества

1

1

23

Общение с миром. Время очищения

1

1

24

Строение семьи. Мир в семье

1

1

25

Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем»

1

1

26

Благовещение  Богородицы

1

1

27

Вход Господень в   Иерусалим: историческое событие

1

1

28

Пасхальная седмица

1

1

29

Радоница – Вселенская Пасха

1

1

30

День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла

1

1

31

Посещение храма. Внутреннее устройство храма

1

1

32

Труд – основа жизни

1

1

33- 34

Экскурсии

2

Итого

34часа

10часов

24часа

                                                                                              Содержание курса

1.Библиотечный урок. Аз и Буки – начало науки. Азбука. Букварь. Библиотека твоей семьи.

2.Урок - беседа. Начать  с азов. Начать с азов (аз есмь…).  Азы церковнославянского языка: А – АЗЪ.                               Словарная работа :Аминь. Аллилуйя.

3.Урок - сообщение. Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства. Описание жизни Богородицы.

Б-БУКИ, В – Веди. Словарная работа: образ.

4.  Праздник «День именинника. Традиции празднования именин. Отличие именин от дня рождения. Азы церковнославянского языка: Д- ДОБРО. Словарная работа: ангел – хранитель.

5. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Семья преподобного Сергия Радонежского.Семья отрока Варфоламея. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители. Азы церковнославянского языка: Е – ЕСТЬ. Словарная работа: обитель, монах.

6. Урок – сообщение. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника. История события 10 в. по РХ в Греческой империи. Явление присвятой Богородицы во Влахернском храме.  Азы церковнославянского языка: Ж – Живете.

Словарная работа: жизнь.

7. Экскурсия в пекарню. « В поте лица твоего будешь есть хлеб». Ветхозаветная история «… в поте лица твоего…» (Быт.3:17). Уважительное отношение к труду хлебороба.  Азы церковнославянского языка: З – ЗЕЛО, s – ЗЕМЛЯ

Словарная работа: хлеб, земля.

8. Творческие проекты. Природный и духовный мир. Постоянство и изменчивость Божьего мира.

  Азы церковнославянского языка: И- ИЖЕ, i - И .

9. Творческие проекты. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери.

Празднование праздника иконы Казанской Божьей Матери в России («Казанская» летняя и «Казанская» зимняя.

Азы церковнославянского языка: К- КАКО

10. Урок- беседа. Язычество древних славян. Изображение идолов в русских народных сказках, былинах. Элементы языческой культуры в русской жизни. Азы церковнославянского языка: Л- ЛЮДИ. Словарная работа: язычество, капища.

11. Обыгрывание проблемной ситуации. Уроки нравственности.  «Грех – родоначальник всех зол в мире… от первого падения человека».Азы церковнославянского языка: М – Мыслите, Н-НАШЪ. Словарная работа: добродетель                    12. Урок – беседа. Игра «Трапеза». Традиции семейной трапезы (Филипповский пост). Подготовка к трапезе. Моё место за столом. Отношение к еде и сотрапезникам. Благодарение за трапезу.  Азы церковнославянского языка:  О- ОНЪ, W- ОМЕГА. Словарная работа: трапеза

13. Урок – сообщение. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Описание события введения во храм. Израильская традиция посвящения Богу. Азы церковнославянского языка: П – ПОКОЙ. Словарная работа: лик.

14. Обыгрывание проблемной ситуации. Выбор пути духовного и земного. Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности. Азы церковнославянского языка: Р – РЦЫ. Словарная работа: распутье

15. Обыгрывание проблемной ситуации. Заповеди о любви. Совесть. Как любить самого себя? Чистая совесть – что это? Как ты проявляешь любовь к родителям? Азы церковнославянского языка: С – СЛОВО. Словарная работа: совесть, любовь дочерняя и сыновья, братская любовь

16. Урок  - инсценировка. Рождество Христово. О празднике Рождества Христова, «Дары Волхвов». Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО (твердь,  тварь, творец, утварь). Словарная работа: сочельник

17. Выставка творческих работ. Крещение  Господне.  Как подготовиться к празднику Крещения. Чудо Крещенской воды. Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО и Х – ХЕРЪ – греческие буквы в русском алфавите

18. Урок – беседа. Любовь к детям. Христос и дети.  Новозаветная история: Христос и дети (Мф. 19:13 -15; МК. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-16) Любовь родителей к детям

Азы церковнославянского языка: Ц –ЦЫ, Ч ЧЕРВЬ. Словарная работа: благословление

19. Акция «Помоги ближнему». Дела милосердия. Новозаветная история: Как накормили апостолов Воскресшего Христа (Лк. 24: 36 -43). Накормить алчущего и напоить жаждущего. Азы церковнославянского языка: Ш-ША, Щ – ЩА

Словарная работа: алкать, алчущий

20. Урок - сообщение. Отношение святых отцов к животным. Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (16 в.)  Азы церковнославянского языка: Ю –Ю

21. Обыгрывание проблемной ситуации. Урок нравственности. «Не осуждай – не будешь осужден». Грех ябедничества. Прощение и Прощённое воскресение. Азы церковнославянского языка: Ъ – ЕРЪ, Ь –ЕРЬ, Ы – ЕРЫ; Словарная работа: суждение, осуждение, ябеда.

22. Праздник «Защитники Отечества». День защитника Отечества. Утренник «Встань за веру, русская земля!» Встреча с ветеранами войны и труда. Азы церковнославянского языка: L ЯТЬ

23. Урок – сообщение. Общение с миром. Время очищения. «Имеющий уши, да услышит» ( Откровение Иоана Богослова, глю3; п. 22): умение слушать и слышать. Азы церковнославянского языка: Т –ТЬ

24. Творческая работа «Семья – это 7 Я!!!» Строение семьи. Мир в семье. Мироустроение семьи. Взаимоотношения в семье. Просите ли вы прощение друг у друга? Умеете ли вы прощать? Жития святых: прп. Тита Печерского, бывшего воина.  Азы церковнославянского языка: ОУ – U; у – ОУКЪ;

25. Урок – беседа. Значение Имени Божия: «Имя  Твое паче всякого имени призываем». Иисус; Спаситель; Мессия; Эммануил; Господь Саваоф; Азы церковнославянского языка: Э –Я

26. Творческая работа. Иконы   с изображением Пресвятой  Богородицы. Благовещение  Богородицы. Дева Мария и архангел  Гавриил. Азы церковнославянского языка:  Я -  ЮСЬ;

27. Урок  – сообщение. Вход Господень в   Иерусалим: историческое событие. Вход Господень в Иерусалим – историческое событие.  Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.

 28. Выставка творческих работ. Пасхальная седмица.Русская традиция празднования пасхальной седьмицы.

Азы церковнославянского языка:  повторение изученных букв. Словарная работа: благовест

29. Творческая работа. Радоница – Вселенская Пасха. История возникновения  традиции празднования Радоницы. Смысл понятия «Радоница». Правила поведения на кладбище. Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.

Словарная работа: Радоница

30. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла

Особенности начертания букв.

31.Урок – экскурсия. Посещение храма. Внутреннее устройство храма. Внутреннее убранство храма: притвор, средняя часть, алтарь, иконостас, царские врата. Храмовые иконы

32. Встреча со священнослужителем. Труд – основа жизни. Труд духовный, физический, умственный.

33,34. Урок – экскурсия. Экскурсии по святым местам. Святой источник. Храм Кирилла и Мефодия г. Самара. Православный центр

4.Предполагаемые результаты реализации программы.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о  истории Ветхого и Нового Завета, о  главных мировых религиях  христианских церквей , истории  Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному  искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам,  развитие  ценностных отношений школьника к другому человеку.

Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Личностные результаты

_Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-Развитие  навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.

-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих  задач.

-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения  и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-Овладение навыками  смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения  речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.

5.Формы  и виды контроля.

1.Выставки работ.

2.Конкурсы.

6.Методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—        учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

—        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—        учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

—        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—        основное усвоение  материала достигается на занятиях  под контролем учителя;

—        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «Основы православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•единства образовательного и воспитательного процессов;

•рефлексивного обучения;

•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Основная  сумма знаний полностью соответствует уровню знаний начальной общеобразовательной школы для младших школьников по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы  возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.

 Проведение занятий предполагает не столько кратковременность  времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания,  и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.

И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «Основы православной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории  христианства.  

Рекомендует привлекать  священников,  православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи;

 посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (акция добра и милосердия);   а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 

Технические средства обучения

Музыкальный центр.

CD\DVDпроигрыватель.

Телевизор.

Мультимедийный компьютер

Мультимедиа-проектор.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и  набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Экран (на штативе или навесной).

Фотоаппарат.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные обучающие  программы.

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.

DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи;

DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы;

DVD- фильмы, творчество  художников

                                       

 Литература для учителя

1.Учебная программа курса «Основы православной культуры». Авт. Игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан     ( Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.И. Булкина, М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2008.-180с.

2.Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010.

3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008

          4.Библия. Ветхий и Новый Завет

         5.Книги о художниках и художественных музеях.

          6.Словарь искусствоведческих терминов.

          7.Портреты русских и зарубежных художников.

Литература для учащихся

  1. «Духовно нравственная культура России». Книга для учащихся 1 и 2 классов по курсу « Основы православной культуры»/ Сост. Игумен Георгий (Шестун),  Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.-216с.

   2. Кириллица – священная азбука/ Сост. Игумен Георгий  (Шестун),  Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.- 216с.

3.Детская Библия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."

Данный материал  знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....

Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.

Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе

Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры,  традиций, в том числе и религиозных,  своей страны и своего народа. Только человек ...