Урок Церковнославянский язык. Буква Хер
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шмелева Вера Геннадьевна

Предлагаю технологическую карту урока, в которой отражены все этапы работы, деятельность учителя и учеников, наглядные и методические материалы. Это интересно всем, кто говорит на русском языке и старается узнать и сберечь его историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tssya_2.doc599 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О._Шмелева Вера Геннадьевна______________________________________ 
Предмет: _Церковнославянский язык____________________________________
Класс:___4___________________________________________________________
Тип урока:_изучение нового материала___________________________________

Тема

 Буква Хер

Цель

Уточнение представлений о букве церковнославянской азбуки Хер.

 Формирование регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.

Задачи урока

  • Организовать деятельность обучающихся по определению и формулированию целей урока, составлению плана урока;
  • Познакомить со значением буквенного имени буквы Хер;
  • Учить читать, переводить и понимать слова и тексты с буквой Хер;
  • Повторять числовые значения букв церковнославянской азбуки;
  • Способствовать привитию христианских ценностей.

Планируемые результаты

Личностные: 

  • бережное отношение к церковнославянскому языку;

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • умение составлять план работы на уроке и следовать ему;
  • умение работать с иллюстрацией учебника;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
  • осуществлять поиск информации из материалов учебника
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

Основные понятия

 Буква Хер, благодарственная молитва.

Ресурсы

  • Горячева И.А., Корнилаева И.А., Шестакова С.М. (см. Приложение № 1)
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы

Используемые технологии

 Системно-деятельностный подход.

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Урок церковнославянского языка. Проверьте готовность к уроку. Перед началом урока давайте попросим благословения у Господа.

Ставит задачу – проверить подготовку рабочего места.

Чтение молитвы в начале урока.

Проверяют наличие необходимых учебных вещей. Молитва.

Регулятивные:

контроль за состоянием рабочего места.

Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

Постановка познавательной задачи урока

 - Для чего мы изучаем церковнославянский язык?

- Давайте вспомним некоторые азбучные проповеди, которые состоят из букв, уже изученных нами.

-

- С какой азбучной проповедью мы работаем на протяжении последних двух уроков?

- Как вы думаете, какой букве церковнославянской азбуки мы посвятим наш сегодняшний урок?

- Чему мы будем учиться на уроке?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Организует устный опрос.

Подводит обучающихся к формулированию цели  урока.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Напоминает обучающимся о правилах посадки при письме.

Находят в алфавите и обводят цветным мелом тройки букв.

Формулируют тему урока,

формулируют цели урока,

записывают дату и вид работы.

Познавательные:

обобщение

Регулятивные:

целеполагание

контроль

Коммуникативные построение речевого высказывания.

Составление  плана работы на уроке.

- Давайте составим план работы на уроке.

  • Проверка домашнего задания.
  • Слова с новой буквой.
  • Образ, имя буквы и числовое значение.
  • Цифирь.
  • Значение буквенного имени.
  • Текст с новой буквой.

Организует устную коллективную работу по составлению плана действий.

Выстраиваю последовательность, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные:

Планирование, коррекция.

Проверка домашнего задания

Чтение текста благодарственной молитвы с соблюдением правил чтения.

-Вспомните правила чтения на ЦСЯ.

- Кого мы благодарим в этой молитве?

- Из каких слов вы это поняли?

- За что мы благодарим Создателя?

-О чём мы просим Его в этой молитве?

Организует беседу по тексту.

Перечисляют известные правила.

Упражняются в чтении.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Обобщение.

Регулятивные: саморегуляция.

Образ, имя, числовое значение буквы, значение буквенного имени.

  1. Образ буквы

    Пишется косвенным (косым) крестом. Мы помним, что на таком кресте был распят святой апостол Андрей Первозванный.

-Почему ап. Андрея так прозвали?

(Он был одним из первых призван на апостольское служение вместе со своим братом Петром). Есть сведения, что ап. Андрей проповедовал в землях, где теперь государство Российское: он учил в Крыму. На территории современного Киева воздрузил Крест, где в последствии русичи приняли Христианство. По преданию ап. Андрей дошёл до самого северных краёв до Валаама – это остров в Ладожском озере. Такой крест мы видим на славном морском флаге России. Его ещё называют Андреевским флагом. Обратите внимание, что этот крест изображён на высшей награде Российской федерации – Ордене Андрея Первозванного. Он вручается с большой серебряной звездой.

  1. Имя буквы.

     У имени буквы в современном русском языке практически нет родственников, кроме очень устаревших: похерить – значит, перечеркнуть всё крестом и убрать в ящик.        Всем известна игра «Крестики-нолики», а в старину она называлась «Херики-оники» (О – онъ). Всё говорит о том, что слово           не славянское. Поскольку наша азбука родом из Греции, надо искать ответ именно там. Некоторые учёные-языковеды предполагают, что имя этой буквы – это сокращённое слово херувим. Но вот странность: слово херувим пишется с буквой есть, а имя нашей буквы через ять. Да и как чин ангельский может быть связан с образом буквы, со крестом. Предположений и догадок много, но наиболее вероятно, что имя буквы связано с греческим словом

                    - руки.

- Когда мы складываем руки крестом? Особенно благоговейно складываем руки крестом перед потиром, перед священной чашей.

Крест – это издревле был предметом позорнейшей смертной казни. Над крестом всегда смеялись, ругались. Апостол Павел говорит: «Сл0во б0 крeстное погибaющим uбо юр0дство eсть, а нaмъ спасaемымъ сила Б0жиz eсть.»

     Слово о кресте  тем, кто губит душу свою и глумится над крестом и по сей день – это юродство, насмешка, а для нас – верующих – это сила Божия. Будем же бдительны, чтобы нам не попасть в число таких богохульников.

  1. Заставная буква

      Древний художник как раз заставную букву изобразил в виде губителя своей души. Это пирующий бражник. В руках у него огромный кувшин и рог, из которого он пьёт. Ноги его как бы сплетены корнями, которые напоминают колодки узника. Человек являет образ нераскаявшегося грешника, который находится в плену  своих грехов, как бы прикован к ним.

     

Есть другая заставная буква с растительным орнаментом, который пересекается в центральном золотом элементе, как наши руки перекрестием во время причастия приближены к нашему сердцу.

Рассказ учителя с элементами ученической лекции. Видео-ряд:

Слушают учителя.

Делают записи в тетрадь.

Чтение слов с буквой Хер.

      В недавнее богоборческое время неверующие люди сами осквернили букву хер, опошлили,  унизили её имя, сделав это слово ругательным. Дьяволу очень хотелось унизить и растоптать то, что дорого христианину. А сколько замечательных слов начинаются с этой буквы!

- Давайте прочитаем слова с этой буквой и объясним их значение.

На доске написаны значения слов. Найдите для каждого слова его толкование.

ХЕРУВИМЪ

ХРИСТОСЪ

ХРАМЪ

ХРАМИНА

ХЛЭБИ

ХВАЛИТИ

ХЕРУВИМСКАZ ПЕСНЬ

АНГЕЛ

ПОМАЗАННИК

ПОДОБИЕ НЕБА НА ЗЕМЛЕ

ДОМ

ХЛЕБЫ

ХВАЛИТЬ

- Кто такие херувимы?

- Когда поют херувимскую песнь?

- Кто такой Христос?

-Что такое храм?

- Что такое храмина?

- Что такое хлеби?

- Что значит слово «хвалити»?

-Какие из этих слов будут однокоренными? Почему?

Формулирует задание. Организует беседу. Читает слова. Организует работу со словариком.

Повторяют произношение слов за учителем. Дают толкование слов, опираясь на записи на доске или свой опыт.

Рассматривают иллюстрации учебника.

Записывают слова в словарик.

Познавательные:

Установление лексических соответствий. Установление лексического значения слова.

Чтение слов под титлами.

- Откройте страницу 96 нашего учебника. Какой праздник вспоминается нам, когда мы рассматриваем эту страницу?

– Почему вы так решили?

Самостоятельно прочтите слова. Подготовьтесь прочитать вслух.

- Когда мы скажем Христе? (Когда обращаемся к Господу)

-Кто такой христианин?

-Что значит христов?

Физкульт

минутка.

  1. Потянитесь вверх шуйцей, десницей. Руцы горе, руце к перси, руце долу.
  2. Положите руце на рамена и сделайте по 4 вращательных движения назад и вперед.
  3. Разотрите ланиты, уши.
  4. Если хочешь жить легко

     И быть к Богу близко,

     Держи сердце высоко,

     А головку низко.

Выполняют упражнения.

Работа с планом урока.

- Давайте посмотрим на план нашей работы. Какие пункты плана мы уже выполнили?

-Чем мы будем заниматься дальше?

Обращает внимание детей на план работы.

Читают и определяют следующий этап работы на уроке.

Регулятивные:

Контроль за выполнением плана работы.

Работа с иллюстрацией и текстом.

- Рассмотрите иллюстрацию и скажите по какому поводу семья собралась за столом?

-Почему вы так решили?

-Что должна сделать каждая православная семья, когда трапеза закончена?

- Текст благодарственной молитвы находится на странице 94. Прочитайте его и поднимите руки кому эта молитва знакома?

- Прочитайте молитву вслух.

- Найдите обращение.

- В тексте дважды встречается слово ЯКО.

-Загляните в словари, вспомните значения этого слова и переведите текст молитвы на русский язык.

- Какое значение имеет слово МИР в этой молитве?

- Кто попробует пропеть эту молитву, как мы это делаем на трапезе? Остальные ученики будут точно следить по тексту за правильностью произношения слов.

Организует работу по чтению, пониманию и переводу текста на русский язык.

Обращает внимание на правильность, чёткость произношения слов молитвы.

Организует индивидуальную работу.

Читают, толкуют значение слов с опорой на словарь. Объясняют свой выбор.

Следят по тексту молитвы.

Познавательные:

Анализ теста.

Поиск информации.

Регулятивные: конроль и корректировка.

Работа с планом урока.

- Какой пункт плана нашей работы на уроке нам необходимо выполнить? (цифирь)

- Вы можете выбрать любой вид работы:

  • Решение примеров разной сложности
  • Шифровка
  • Оба вида работы

Сегодня вы сами будете оценивать свою самостоятельную работу. После того, как вы выполните работу, вы можете подойти к доске и сверить свою работу с ответом.

Критерии. Если вы выполнили работу без ошибок ставите себе 5, если 1-2 ошибки – 4, если 3 ошибки – 3. (см. Приложение № 2)

Организует индивидуальную работу на карточках.  Ответы на доске. Каждый по мере выполнения подходит и сверяет свою работу с образцом и оценивает её. Даёт критерии оценки.

Выполняют задания на карточках.

Регулятивные: контроль по эталону, оценка своей работы.

Познавательные: знаково-символические УУД

Разбор домашнего задания

С. 97 прочитать текст внизу страницы, перевести его (устно), списать.

Объясняет домашнее задание.

Записывают в дневник.

Итог урока. Рефлексия.

У вас 3 круга. Я буду читать утверждения, а вы, если согласны с ним и ваш ответ «ДА» - поднимаете зелёный круг, если ваш ответ «НЕТ» - синий, если ваш ответ «ИСПЫТЫВАЮ ЗАТРУДНЕНИЯ» - жёлтый.

Утверждения:

- я легко могу читать слова с буквой Хер.

- я могу переводить тексты с ЦСЯ на русский язык;

- я знаю числовые значение всех букв ЦСЯ.

- я понимаю молитвы на ЦСЯ, которые сам произношу;

- на литургии я прислушиваюсь и стараюсь понять слова и предложения, произносимые на ЦСЯ;

- мне нравится изучать ЦСЯ;

- я благодарю Господа за помощь в изучении ЦСЯ.

За это и поблагодарим Господа нашего Иисуса Христа.

Опорные сигналы и их расшифровки вывешивает на доску. Читает формулировки.

Работают с карточками-сигналами.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: духовно-нравственная ориентация.

Приложение № 1

Приложение № 2

Шифровка с ответом.

600  100  8  200  300  70  200 Ъ        2   70   200   20   100   5   200   5 !

Х      Р     И   С    Т     О    С  Ъ         В   О   С     К       Р    Е    С      Е !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Буква - Ж,ж. Звуковой анализ слов"

Интегрированный урок грамоты  по теме:«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»....

Урок русского языка «Буква на месте звука, которого нет».

В материале представлен урок открытия новых знаний. Целью урока является конкретизация общего способа проверки орфограмм слабой позиции при проверке орфограммы непроизносимой согласной. Ученики ...

Интегрированный урок русского языка «Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я». 3 класс.

Интегрированный урок с учащимися с ограниченными возможностями здоровьяпо русскому языку в 3 классе...

Урок церковнославянского языка. Псалом 71

Чтение ветхозаветной книги Псалтирь благотворно влияет на душу человека. Чтение и беседа по тексту псалма с детьми даёт большой потенциал в воспитательной работе....

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...