Интегрированный урок русского языка «Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я». 3 класс.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Ефимова Елена Владимировна

Интегрированный урок с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_rus.yaz_.doc475.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Интегрированный урок с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

по русскому языку в 3 классе 

  1. ФИО Ефимова Елена Владимировна.
  2. Место работы ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани Самарской области.
  3. Должность учитель начальных классов.
  4. Предмет русский язык.
  5. Класс 3.
  6. Тема: «Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я»

Пояснительная записка

Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию административно-финансовых механизмов, реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников, с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, а также в процессе подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Актуальность внедрения интегрированного обучения в педагогическую практику в настоящее время не вызывает сомнений. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам.

В основе технологии интегрированного обучения лежит обучение и воспитание детей с особенностями развития в системе общеобразовательных классов.

Механизм реализации технологии интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в ГБОУ СОШ №12 осуществляется через:

  1. Адаптированную основную образовательную программу. За основу берутся типовые государственные программы:
  • общеобразовательных учреждений;
  • специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития.
  1. Индивидуальные программы развития детей с ОВЗ.
  2. Временная и частичная интеграция.
  3. Воздействие в условиях дополнительного образования

В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо уметь дифференцировать разно уровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с ОВЗ.

В своей работе наряду с индивидуальным обучением учащегося с ОВЗ, педагог использует временную интеграцию, при которой ребенок специальной группы вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяется со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных уроков, занятий или мероприятий воспитательного характера.

Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.

В данной работе показан педагогический опыт учителя ГБОУ СОШ №12 при работе с детьми с ОВЗ (в данном случае ребенка с диагнозом ЗПР) на примере урока русского языка в 3 классе по теме «Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я». Так как наибольшие трудности и многочисленные вопросы у педагогов возникают при организации интегрированного обучения детей с умственной недостаточностью, главное внимание здесь уделяется тому, как в поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой школы, составить план деятельности на уроке интегрированного ребенка и всего класса в целом.


  

«Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я».

Цели:

Учебные:

– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;

– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;

– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
- р
азвивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике.

УУД:
Познавательные: уточнить представления учащихся о йотированных гласных

Личностные: развивать умение детей работать в группах, решать совместно предлагаемые задачи и ситуации.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать товарища.

Конкретные условия проведения урока: класс интегрированного обучения, состоящий из 25 учеников (из них 1 учащийся с ЗПР).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разно уровневыми заданиями.

Этапы урока

  1. Организационный момент (1мин)
  2. Вступление (2 мин)
  3. Тестирование (повторение по данной теме – 5мин).
  4. Минутка чистописания (2-3 мин)
  5. Объявление темы и целей урока.

        Работа со словами с йотированными гласными (4-5 мин)

  1. Словарная работа (5 мин)
  2. Динамическая пауза (2 мин).
  3. Работа в группах (15 мин)
  4. Рефлексия (3 мин).

Ход урока

Работа  с классом

Работа с интегрированным ребенком

  1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, нацеливание на работу, посадка при письме.

  1. Вступление. 

– На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. Сегодня мы причалим к острову  букв е, ё, ю, я;

– Какая особенность есть у этих гласных? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

- Как ещё называют гласные, дающих два звука? (йотированными)

Какие два звука дает гласная ё? (йо)

  1. Тестирование

– Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

Вопросы у каждого на столах. Один  ученик  у доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

1. Какая буква не дает два звука?

          1. и   2. ю    3. е

2. Когда гласные е, ё, ю, я дают два звука?

      1.  в начале слова

      2.  после согласных
      3. эти гласные всегда обозначают 2 звука

3. В каком из этих слов буква я обозначает 1 звук?

1. маяк          2. моряк        3. яхта.

Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

Самооценка учащихся: оцените свою работу, закрасив на полях каплю (с работой справились легко – закрасьте полностью, были сомнения – часть, большие затруднения и ошибки – не закрашивайте). Оценивается правильность работы.

Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

1. Какая буква не дает два звука?

          1. и 2. ю 3. е

2. Сколько звуков обозначает буква ё в слове ёжик?

1. один звук  

2. два звука

Проверка учителем.

Самооценка учащихся: оцените свою работу, закрасив на полях каплю (с работой справилась легко – закрась полностью, были  затруднения – часть)

  1. Чистописание

– Мы продолжаем путешествие вокруг острова.

– Какая буква нас сейчас встречает?

Загадка:

Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит.
Встать последней в ряд велит.
Буква я.

-  Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число и форму работы.

Далее прописываем заглавную и строчную буквы я.

– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

  1. Работа со словами с йотированными гласными.

Какая же тема урока сегодня? (Гласные буквы е,ё,ю,я).

- На этом уроке мы продолжим изучение йотированных гласных: научимся  распознавать их при письме и в тексте, сравним звучание слова при произношении с его написанием.

- Итак, в путь.  Какие слова вы можете  назвать, начинающиеся с буквы я? (ответы учащихся)

- На доске записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

Ярмарка,  столяр, Катя, Яна

– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

– Запишите каждую группу в отдельный столбик. (слова можно разделить по позиции гласной я, а можно и как слова собственные и нарицательные)

Проверка: прочитать слова 1 столбика, 2 столбика и обосновать свой выбор.

Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

Какие слова вы можете  назвать, начинающиеся с буквы я?

"Стол-помощник"

1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

3. Есть ли  среди этих слов имена?

Проверка

  1. Словарная работа.

Класс  необходимо разбить на 4 экипажа - корабля. В каждом экипаже выбрать командира, который будет организовывать и направлять работу своего экипажа.

 – Мы движемся дальше.

– Итак, на столах у каждого корабля лежат  листочки с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.      Приложение  1

– Попробуйте написать транскрипцию этого слова.

– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

[й`аблач`ка]

– Попробуем записать это слово( 1 ученик у доски)

ябл(о/а)чк(о/а)

– Как определить “а” или “о” писать?

Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

После прочтения слово записывается в тетрадях.

– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
3) матросский танец.

Данную работу можно предложить выполнить у доски именно учащемуся с ОВЗ

- Какое слово получилось?

  1. Динамическая пауза.

- А сейчас немного отвлечемся. Предлагаю, вам,  ребятам представить себя на минутку художниками - мысленно взять в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать…  Приложение  2

  1. Работа в группах.

Творческая работа.

- Наши корабли отправляются в путь дальше. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно и выполняют индивидуальную работу. Задания даются дифференцированно в зависимости от особенностей образовательных потребностей учащихся.

Капитаны на столе берут листы с заданиями для всего экипажа и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).   Приложение 3

Для  групп работает “Стол-помощник”  (подсказки).

1 задание

Расположить слова по алфавиту:

Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

2 задание

Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

Разрезая носом воды,

Ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

Гонят лодки парусные.

(Сточки стихотворения разрезаны)

Выписать слова, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.

“Стол – помощник”:

  1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
  2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

3 задание

Прочитайте текст.

[Й’ул’а] и [й'аша] пошли к морю. [Й’ул’а] нашла на песке рачка. Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Письменно ответьте на вопросы по содержанию текста.

  1. Кто пошёл к морю?
  2. Где Юля нашла рачка?
  3. Как он оказался на берегу?
  4. Что сделала девочка?

4 задание

Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

[ноч'й'у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май'ак] к утру шторм стих.

“Стол - помощник”:

ночью ветер маяк

5 предложений

Проверка.

I гр.

– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль

II гр.

– Прочитать стихотворение.

– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

III гр.

– Читают текст

- Как рачок оказался на берегу? Как вы думаете  что такое штиль?

IV гр.

– Что такое “шторм”?

– Читает текст.

Оценка сотрудничества членов экипажей.

Интегрированного ребенка нужно посадить  в ту группу, которая выберет задание №1.

Стол-помощник:   написанный алфавит.

  1. Рефлексия.

– Наш корабль взял курс к родному берегу.

- На острове каких букв мы были? (йотированные гласные)

- Назовите йотированные гласные. Какие  особенности йотированных букв вы знаете? (йотированные буквы дают 2 звука). Назовите какие 2 звука дают эти гласные?

- Какие упражнения помогали вам сегодня?  (писали слова с йотированными буквами, познакомились с новым словом и выполняли работу в командах).

– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

Сигналом вашего настроения являются ваши флажки

Красный флажок –“я доволен своей работой”.

Желтый – “я испытывал небольшие трудности”.

Синий – “я недоволен своей работой”.

- Поднимите их над головой и украсьте ими наши корабли!


Список используемой литературы

  1. Концепции и программы для начальных классов «Школа России», 2008.
  2. Учебно-методические аспекты интегрированной формы обучения младших школьников. ГОУ  Самарский областной институт повышения квалификации, Самара, 2008.
  3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.
  4. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.
  5. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc  
  6. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005 г.
  7. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
  8. Программы классов коррекционно-развивающего обучения (под ред. С.Г.Шевченко)- М.: Дрофа, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Данное упражнение в стихах направленно на снятие психоэмоциональной нагрузки  Оно легко заинтересовывает, осваивается и запоминатся.

Динамическая пауза «Художник-фантазёр»

Я художник – просто чудо!
В руки кисть беру и краски. (движет рукой с воображаемой кистью)
Рисовать сейчас я буду
Замечательную сказку!
Вот огромный купол неба. (размашистые круговые движения воображаемой
кистью на воображаемом листе)
Вот на нем кружочек солнца
И оранжевого цвета
От него отходят кольца! («рисует» солнце, лучи, кольца света)
Вместо облака хлопушку
Нарисую ярко синим. (движения, копирующие работу художника – «рисуем» и «раскрашиваем»)
«Бац!» - и хлопнула как пушка! (хлопок в ладоши)
И пошёл зелёный ливень! (прерывистые движения «кистью»)
Лимонадный дождик с неба
Льёт на травку из хлопушки,
А в траве лежит конфета – (плавные, округлые движения «кистью» – рисуем
конфету)
Шоколадная вкуснюшка!
Стала, вдруг, расти конфета (круговые движения «кистью», конфета растёт)
Выше, выше! Вверх и вверх!
Разделю её я кистью,
По кусочку чтоб на всех! (размашистые «крест-накрест» движения рукой)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Первый уровень сложности

 Напишите  слова по алфавиту:

Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркните  слова, которые нельзя перенести.

Второй уровень сложности

Разрезая носом воды,

Ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

Гонят лодки парусные.

1. Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

 2.Подчеркнуть слова, в которых гласные е, ё, ю, я  обозначают два звука.

Третий уровень сложности

Прочитайте текст.

[Й’ул’а] и [й'аша] пошли к морю. [Й’ул’а] нашла на песке рачка.  Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Письменно ответьте на вопросы по содержанию текста.

  1. Кто пошёл к морю?
  2. Где Юля нашла рачка?
  3. Как он оказался на берегу?
  4. Что сделала девочка?

Четвертый уровень сложности

Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

[ноч'й'у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май'ак] к утру шторм стих. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс.

Урок составлен с учетом новых ФГОС. Урок-закрепление....

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс...

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий". Данный урок является 6 уроком по теме "Наречие" и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа на...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

В течение всего урока шла работа над правописанием суффиксов -а, -о в наречиях. На уроке дети учились анализировать, делать выводы. К этому уроку была составлена презентация, которая была хорошим помо...

Интегрированный урок русского языка и физической культуры "Приключения в стране Переноса" 2 класс

    Урок по типу повторение пройденного материала, на котором отрабатываются навыки деления слов для переноса.Специфика урока состоит:- в интеграции предметов русского языка  и ф...

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п" Батищева Н.С

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п"  Батищева Н.С...

Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова". 2 класс

Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Тип урока: применение знаний и способов действий. Цель: совершенствование и развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных сло...