Интегрированный урок русского языка «Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я». 3 класс.
план-конспект урока (3 класс) на тему
Интегрированный урок с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
по русскому языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_rus.yaz_.doc | 475.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Интегрированный урок с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
по русскому языку в 3 классе
- ФИО Ефимова Елена Владимировна.
- Место работы ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани Самарской области.
- Должность учитель начальных классов.
- Предмет русский язык.
- Класс 3.
- Тема: «Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я»
Пояснительная записка
Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию административно-финансовых механизмов, реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников, с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, а также в процессе подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
Актуальность внедрения интегрированного обучения в педагогическую практику в настоящее время не вызывает сомнений. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
В основе технологии интегрированного обучения лежит обучение и воспитание детей с особенностями развития в системе общеобразовательных классов.
Механизм реализации технологии интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в ГБОУ СОШ №12 осуществляется через:
- Адаптированную основную образовательную программу. За основу берутся типовые государственные программы:
- общеобразовательных учреждений;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития.
- Индивидуальные программы развития детей с ОВЗ.
- Временная и частичная интеграция.
- Воздействие в условиях дополнительного образования
В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо уметь дифференцировать разно уровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с ОВЗ.
В своей работе наряду с индивидуальным обучением учащегося с ОВЗ, педагог использует временную интеграцию, при которой ребенок специальной группы вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяется со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных уроков, занятий или мероприятий воспитательного характера.
Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.
В данной работе показан педагогический опыт учителя ГБОУ СОШ №12 при работе с детьми с ОВЗ (в данном случае ребенка с диагнозом ЗПР) на примере урока русского языка в 3 классе по теме «Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я». Так как наибольшие трудности и многочисленные вопросы у педагогов возникают при организации интегрированного обучения детей с умственной недостаточностью, главное внимание здесь уделяется тому, как в поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой школы, составить план деятельности на уроке интегрированного ребенка и всего класса в целом.
«Буквы и звуки. Гласные е, ё, ю, я».
Цели:
Учебные:
– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
- развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике.
УУД:
Познавательные: уточнить представления учащихся о йотированных гласных
Личностные: развивать умение детей работать в группах, решать совместно предлагаемые задачи и ситуации.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать товарища.
Конкретные условия проведения урока: класс интегрированного обучения, состоящий из 25 учеников (из них 1 учащийся с ЗПР).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разно уровневыми заданиями.
Этапы урока
- Организационный момент (1мин)
- Вступление (2 мин)
- Тестирование (повторение по данной теме – 5мин).
- Минутка чистописания (2-3 мин)
- Объявление темы и целей урока.
Работа со словами с йотированными гласными (4-5 мин)
- Словарная работа (5 мин)
- Динамическая пауза (2 мин).
- Работа в группах (15 мин)
- Рефлексия (3 мин).
Ход урока
Список используемой литературы
- Концепции и программы для начальных классов «Школа России», 2008.
- Учебно-методические аспекты интегрированной формы обучения младших школьников. ГОУ Самарский областной институт повышения квалификации, Самара, 2008.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.
- Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.
- Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
- Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005 г.
- Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
- Программы классов коррекционно-развивающего обучения (под ред. С.Г.Шевченко)- М.: Дрофа, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Данное упражнение в стихах направленно на снятие психоэмоциональной нагрузки Оно легко заинтересовывает, осваивается и запоминатся.
Динамическая пауза «Художник-фантазёр»
Я художник – просто чудо!
В руки кисть беру и краски. (движет рукой с воображаемой кистью)
Рисовать сейчас я буду
Замечательную сказку!
Вот огромный купол неба. (размашистые круговые движения воображаемой
кистью на воображаемом листе)
Вот на нем кружочек солнца
И оранжевого цвета
От него отходят кольца! («рисует» солнце, лучи, кольца света)
Вместо облака хлопушку
Нарисую ярко синим. (движения, копирующие работу художника – «рисуем» и «раскрашиваем»)
«Бац!» - и хлопнула как пушка! (хлопок в ладоши)
И пошёл зелёный ливень! (прерывистые движения «кистью»)
Лимонадный дождик с неба
Льёт на травку из хлопушки,
А в траве лежит конфета – (плавные, округлые движения «кистью» – рисуем
конфету)
Шоколадная вкуснюшка!
Стала, вдруг, расти конфета (круговые движения «кистью», конфета растёт)
Выше, выше! Вверх и вверх!
Разделю её я кистью,
По кусочку чтоб на всех! (размашистые «крест-накрест» движения рукой)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Первый уровень сложности
Напишите слова по алфавиту:
Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.
Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
Второй уровень сложности
Разрезая носом воды, |
Ходят в море пароходы. |
Дуют ветры яростные, |
Гонят лодки парусные. |
1. Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.
2.Подчеркнуть слова, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.
Третий уровень сложности
Прочитайте текст.
[Й’ул’а] и [й'аша] пошли к морю. [Й’ул’а] нашла на песке рачка. Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.
Письменно ответьте на вопросы по содержанию текста.
- Кто пошёл к морю?
- Где Юля нашла рачка?
- Как он оказался на берегу?
- Что сделала девочка?
Четвертый уровень сложности
Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
[ноч'й'у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май'ак] к утру шторм стих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс.
Урок составлен с учетом новых ФГОС. Урок-закрепление....
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс...
Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)
Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий". Данный урок является 6 уроком по теме "Наречие" и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа на...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)
В течение всего урока шла работа над правописанием суффиксов -а, -о в наречиях. На уроке дети учились анализировать, делать выводы. К этому уроку была составлена презентация, которая была хорошим помо...
Интегрированный урок русского языка и физической культуры "Приключения в стране Переноса" 2 класс
Урок по типу повторение пройденного материала, на котором отрабатываются навыки деления слов для переноса.Специфика урока состоит:- в интеграции предметов русского языка и ф...
Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п" Батищева Н.С
Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п" Батищева Н.С...
Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова". 2 класс
Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Тип урока: применение знаний и способов действий. Цель: совершенствование и развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных сло...