Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Абрамова Елена Александровна

Урок составлен с учетом новых ФГОС. Урок-закрепление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ                                

дата проведения:   29.11.2013

Класс: 3-2

Учитель: Абрамова Е.А.

Педагогические
цели

А) образовательные

-  развивать  умение определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными
в корне, подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударными гласными;

-  дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных;

- закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

- развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

-совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов;

-расширить знания учащихся о правописании словарных слов.

Б) развивающие

- развивать умение строить предложение;

-  развитие орфографической зоркости и фонематического слуха;

- совершенствовать умения работы в парах;

- совершенствовать умения самостоятельной работы;

- совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;

- развивать навыки выразительного чтения;

- расширить словарный запас учащихся;

-  развитие речи учащихся.

В) воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

- прививать интерес к предмету.

- воспитывать аккуратность.

Г) здоровье сберегающие

- используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке;

- способствовать  созданию  благоприятного психологического климата на уроке;

- обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;

-  способствовать  созданию ситуации успеха;

- разно уровневые задания и вопросы;

- организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Тип урока

Закрепление

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные
слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального
и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Безударные гласные в корне слова»

3. Интерактивная доска и проектор, использование программы SmartВoard.

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

1 мин.

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

5 мин.

(слайд 1)

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните письмо по образцу:
.
(на доске:  число. Классная работа.)

Соблюдая правило соединения букв, спишите пословицу (с интерактивной доски):

Дружба в делах помощница”.

– Как вы понимаете эту пословицу? (Если мы будем дружить и работать сообща, то справимся со всеми заданиями, дружба поможет нам в учебе).

– Я думаю, что дружба поможет нам сегодня справиться со всеми заданиями на уроке.

Выполняют письмо
по образцу,
определяют орфограммы и объясняют их написание.

Объяснение смысла пословицы.

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания
(рабочая тетрадь,
упр. 134)

4 мин.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы

Зачитывают пары слов. Слушают
ответы других.

(по цепочке)

Р – осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения
задания

Беседа
по вопросам, письменные
работы

IV. Актуализация знаний
и способов действий.

(слайд 2)

5 мин.

Групповая, индивидуальная ( по отдельным карточкам). Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

На интерактивной доске дан текст (с ошибками). Наша задача прочитать и проверить правильность  написания слов и  предложений .

    Стаит тешина в асеннем лису. Пожилтели листья  на бирёзе. Скоро замитёт зема  лёгким снижком дарожки и ветки диревьев.

- Сравните все слова с ошибками. - Чем они похожи? (во всех этих словах безударная гласная в корне слова).

- Сформулируйте тему урока. («Безударные гласные в корне слова»)

Вы уже поняли, что сегодня мы снова будем работать с безудар-ными гласными в корне слова.

Читают текст на интерактивной доске и исправляют ошибки.

 (ученики выходят к доске по одному)

Работают на индивидуальных карточках, подбирают проверочные слова, ставят ударение, выделяют корень )

( Астанин Е., Барышев Р., Кальнова А.. Иймамкулова Н.)

П – понимают важность
теоретических знаний
для решения практической задачи; применяют термины при формулировке
ответа.

К – следят за правильностью речевого оформления.

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Коллективный (чте-ние, устные ответы)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Воспроизве-
дение порядка действий при проверке напи-сания безударной
 гласной
в корне

3 мин.

Поэтому предлагаю вспомнить алгоритм действий при встрече
с ними:

1) Прочитать слово, понять его значение.

2) Найти способ проверки гласной (изменить слово или подобрать однокоренное).

3) Написать в корне проверяемого слова ту гласную, которая
слышится под ударением в про-
верочном

 Слушают учителя, формулируют алгоритм действий в заданной учебной ситуации

 Упражнение
в распознавании случаев обозначения безударных гласных в корне

Слайд  3

5 мин.

Коллективная. Практический. Письмо

Прочитать.

Списать, вставляя пропущенные буквы .

В  л__су  на  кр__ю  оз__ра  

остан__вились  на отдых   жур__вли. 

- Определите, какое предложение по форме, по цели высказывания, по интонации.(П., повеств., невоскл).

-Определить основу предложения, части речи указать.

 - С помощью стрелок найти  в предложении словосочетания ( на доске ).

Выполняют запись
в тетрадях,
выходят к доске и вставляют букву, доказывают .

Выполняют разбор предложения.

Пр. – владеют орфографической зоркостью, используют широкий словарный запас для решения учебных задач.

П – анализируют языковой материал с целью решения проблемной ситуации

Фронтальный. Комментированное письмо

V. Постановка учебной задачи

(учебник,
упр. 197)

3 мин.

Работа в парах

Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение. Письмо

Работаем в парах, совещаемся друг с другом и записываем в тетрадь слова.

–Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне подберите для каждого прове-
рочное слово. (Сады – сад, цветут – цвет, снега – снег.)

– Для какого слова недостаточно подобрать одно проверочное слово? (Холода.) Почему?

(Две безударные гласные: холод, холодный)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, подбирают про-верочные слова

РАБОТА В ПАРАХ

Решают проблемные задачи, опираясь на имеющиеся знания

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Фронтальный, ответы на во-просы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

– Как вы думаете, какое новое
умение вы должны сегодня при-обрести?
(Умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.)

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Словарно-орфографическая работа: слово с непроверяемым написанием «север»

5мин.

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение. Письмо. Словарно-орфографическая работа: слово с не-проверяемым
написанием «север»

– Для какого слова из упр. 197 вы
не смогли подобрать проверочное слово?
(Север.)

 Объясните значение слова.

(одна из четырех стран света, противоположная югу)

Записываем слово в наш словарь

– Подберите к этому слову и запишите однокоренные слова

(северный, северянин, Северодвинск, севернее)

Осуществляют
правописание
словарных слов

Пр. – используют расши-ренный словарный запас для решения учебных задач, знают и соблюдают орфографические нормы.

Р – принимают учебную
задачу, осуществляют поиск средств ее достижения, владеют навыками позна-вательной и личностной рефлексии.

К – активно используют
речевые средства для решения учебных задач

Фронтальный, ответы на во-просы

Пр. – умеют определять морфологическую принадлежность слов, отрабатывают умение производить морфемный разбор слов.

П – находят признак клас-сификации предметов, 

Фронтальный, ответы на вопросы. Инди-видуальный, письмо, моно-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

применяют свои знания при выполнении нестандартных заданий.

Р – принимают учебную
задачу

логические ответы

Физкультминутка

1 мин.

Коллективная. Практический

«Пчелы», «Мишка», «Деревца»

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Показывают ответственные за зарядку ученики:

Куликова О.

Николаев Я.

Казакова Л.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий

 Упражнение
в правописании слов с двумя безударными гласными в корне слова  (учебник,
упр. 201)

 5 мин. выполнение +

 2 мин. проверка

ТЕСТ (по вариантам) – проверка усвоения учебного материала.

4 мин.

Фронтальная. Словесный. Наблюдение над правописанием и подбор однокоренных слов для про- верки написания каждой безударной гласной. Словарно-орфографическая работа

Коллективная

Практический. Письмо

Самостоятельная.

Практический. Письмо

– Самостоятельно выполните упражнение 201 ( по вариантам) 

1 вариант – с 1 по 4 строчку

2 вариант  - с 5 по 8 строчку

Два ученика будут работать за крылом доски.

САМОПРОВЕРКА

Оценивание своего результата

– В упражнении вам встретилась строчка с однокоренными словами к слову берег. Выделите корень во всех этих словах. Какую особенность вы заметили?
(В корнях происходит чередо-
вание
[г]–[ж].)

Самостоятельное выполнение тестовой работы.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Письменно выполняют упражнение 201.

Губанова М. (1)

Серебрякова Л.(2)

Производят морфемный разбор слов, находят ответ на проблемный вопрос –
выявляют чередование в слове. Делают вывод о единообразном написании гласных в корне родственных слов

Самостоятельно отвечают на вопросы теста, меняются работами, проверяют соседа, оценивают.

Пр. – умеют определять морфологическую принадлежность слов, отрабатывают умение производить морфемный разбор слов.

П – находят признак клас-сификации предметов,
применяют свои знания при решении нестандартных заданий.

Р – принимают учебную
задачу

Л- оценивают свою  работу. Работу товарища.

Письмо

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

1 мин.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Психологический приём «Солнышко»

– Закончите предложения:

•  Я сегодня узнал…

•  Я научился…

•  Мне было…

•  Я рад…

Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников  на уроке  и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)Покажите  солнышку свой лучик.

 красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников  

 жёлтый, если вы в чём-то не уверены

оранжевый, если ничего не понравилось.

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 136)
1 мин.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития



Предварительный просмотр:

Ф.И._____________________________________________

Вариант 1

  1. Укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
    1. охватил
    2. берег
    3. поляна
    4. скатерть
    5. поселился
    6. горизонт

    2. Выберите правильные утверждения:
    (а) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением
    (б) Подобрать слово с ударной гласной в корне.
    (в) Подобрать проверочное слово.

    3. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне е :
    1. ч..рв..ки
    2. скр..пач
    3. вр..дитель
    4. б..глянка
    5. л..сты
    6. ед..ница

    4.  Найдите неправильно написанные слова:
    1. освищение
    2. рябина
    3. радители
    4. провадник
    5. беляк
    6. петнистый

    5.  Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.
    Для кошки сл..зать с дерева оказалось не простым делом, зато сметану сл..зала она быстро.

Ф.И.______________________________________________________________

Вариант 2

1. Укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
1. долина
2. отцепили
3. печаль
4. коллекция
5. растение
6. задержать

2. Выберите правильные утверждения:
г) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением  
д) Подобрать слово с ударной гласной в корне.
е) Подобрать проверочное слово.


3. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне о  :
1. к..ток
2. в..лнушка
3. д..брота
4. с..довник
5. зн..чок
6. н..члег

4.  Найдите неправильно написанные слова:
1. тимнеет
2. белизна
3. каласок
4. малчание
5. выгонять
6. запох

5.  Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.
Ребята, посп..шите на соревнования в спортзал! Ребята, сп..шите с доски домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Ф.И.________________________________________________________________

Измени слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Запиши по образцу. Поставь в словах ударение, выдели корень, подчеркни безударные гласные.

Образец: часы – час

М…сты, тр…ва, л…сты, бл…ны, л….са, д…жди, сл…ды, д…ска, цв…ты, ч…сло, в…дро, м…чи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.________________________________________________________________

Измени слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. Запиши по образцу. Поставь в словах ударение, выдели корень, подчеркни безударные гласные.

Образец: часы – час

М…сты, тр…ва, л…сты, бл…ны, л….са, д…жди, сл…ды, д…ска, цв…ты, ч…сло, в…дро, м…чи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________