КОНСПЕКТ УРОКА
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

НИКОЛАЕВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ПАСХА ХРИСТОВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx78.78 КБ

Предварительный просмотр:

           Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Класс: 4

Учитель: Николаева Ю.А.

Тема: Православный праздник «Пасха»

 Цели занятия:

- познакомить с традициями празднования главного православного праздника Пасхи;

 - воспитывать уважительное отношение к православной культуре, традициям русского народа;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать творческий потенциал детей.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, варенные яйца, краски.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Создание положительного настроя учащихся:

Звучит звон колоколов. На фоне звона учитель читает стихотворение Сергея Есенина:

 Колокол дремавший разбудил поля, 
Улыбнулась солнцу сонная земля. 
Понеслись удары к синим небесам, 
Звонко раздается голос по лесам. 
Скрылась за рекою белая луна, 
Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон, 
Где-то за дорогой замирает звон.

Учитель:

- О каком времени года это стихотворение?  (о весне)

 - Что происходит весной в природе? (всё оживает, пробуждается)

- Прочитаем первые две строчки, о каком колоколе идет речь? (о церковном)

- Какой большой православный праздник празднуем весной? (пасха)   

Стихотворение Сергея Есенина называется «Пасхальный благовест». Как  вы думаете, какую благую весть принёс нам колокол?

Пасхальный трезвон - красный - это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении всей Пасхи.

-  Кто знает, сколько дней длится Пасха?

Ученик читает стихотворение В. Шамонина «Колокола»:

Хорошо на колокольне 
Позвонить в колокола, 
Чтобы праздник был раздольней, 
Чтоб душа запеть могла. 
Будто ангельское пенье, 
Этот дивный перезвон 
Светлым гимном Воскресенья 
Зазвучал со всех сторон

Учитель:

-О каком Воскресенье извещает нас колокол?

-Что изображено на экране? (икона). Эта икона называется «Воскресение Христово», рассмотрите и поделитесь вашими чувствами, которые возникают при взгляде на икону?
(обсуждение). Почему я выбрала именно эту икону сегодня на занятии? (обсуждение)

Знакомство с сущностью праздника.

Ученики  рассказывают  о том, что они знают об этом празднике (актуализация личного опыта) и обсуждают вместе с учителем.

 А затем учитель предлагает прочитать информацию об этом празднике , приготовленную им и найти в текстах то, о чем они не знали или не сказали. И выделить эти строки маркером.

У больших православных праздников есть дни предпразднства и попразднства — период до и после самого праздника, когда в богослужении звучат его отголоски. Православные празднуют Пасху 40 дней. Столько Спаситель пребывал на земле до Своего вознесения. Из этого периода особо выделяется первая неделя после Пасхи — Светлая седмица. Во все дни этого праздника мы приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

В сознании людей Пасха всегда ассоциировалась с возрождением для новой жизни. На богослужение в храм одевались самые лучшие, сшитые для этого случая, одежды. Но, в первую очередь, заботились о душе. Старались забыть зло, простить обиды, отбросить в сторону все недоброе. Всю неделю не стихал над землей колокольный благовест. Поистине велик был праздник Светлого Христова Воскресения на Святой Руси.   

Дела милосердия

В старину люди старались освятить праздник делами благотворения. Они верили, что в эти дни  Сам Господь вместе с апостолами ходит по земле в нищенских одеждах, благословляет тех, кто проявляет милосердие и наказывает жестокосердых. Подражая своими поступками Спасителю, благочестивые вельможи отворяли темницы, прощая заключенных. Двери домов простых христиан были отворены для всех страждущих, бедных и голодных.

Пасхальный кулич

Православные христиане всю праздничную неделю за трапезой вкушали  куличи – обрядовый хлеб, освященный на Пасхальной утрени. Существовала традиция угощать им всех приходящих в дом, поэтому и пекли их много. Освящать кулич в храм нес хозяин, а когда все возвращались домой, то касался им голов детей, чтоб те скорее подрастали. Если по какой-то причине кто-то из семьи оказывался далеко от дома, то хозяйка отрезала большой ломоть кулича, вместе с тремя яйцами заворачивала его в полотенце и ставила в Красном углу.

Пасхальные яйца

На Руси существовала традиция окрашивать яйца луковой шелухой. Назывались они крашенками. Но если на общем фоне изображались полоски, точки и извилинки, то это были крапинками. Расписанные орнаментальным узором яйца получили название писанок.Пасхальные яйца

Кондитеры готовили к празднику сахарные и шоколадные яйца, а ювелиры создавали настоящие шедевры из камня, костей и фарфора, украшенные позолотой. Каждый год  в канун праздника к Царскому двору поставлялось огромное количество пасхальных яиц. На Пасху Государь одаривал ими своих подданных.

Но настоящим творением, конечно же, были яйца Фаберже. Их изготовили всего 68 штук: 56 - для двух последних русских Царей, и 12 – для частных лиц. Даже по прошествии столетия никто не смог превзойти мастеров этого ювелирного дома.  

Пасхальная трапеза

По возвращении из храма начиналась праздничная трапеза. К столу подавались скоромные блюда. Рыбу, как правило, на Пасху не ели. Обязательно, в дань евангельской традиции, на кулич клали сахарного, а на сырную паску – масляного барашка. Для их изготовления существовали специальные формы. Хозяин дома с  миской крашенок и освященным куличом обходил вокруг стола, останавливался перед иконами, разрезал  несколько освященных яиц, раздавал их собравшимся и говорил: "Дай, Боже, и через год дождаться Пасхи в здоровье и счастье".
Во многих местах был обычай после разговления умываться водой, в которую клали крашенки и медную монету. Остатки пищи от пасхальной трапезы в Юрьев день разбрасывали по полю, или закапывали на меже.  

Народные поверья и обряды

Издавна крестьяне на Руси верили, что в этот день отверсто Небо и у Господа можно испросить все. В чудесное исполнение желания все верили беспрекословно. Старались запомнить, что первым бросится в глаза, как только выйдешь на улицу после пасхального стола. Это считалось указанием на то, что принесет успех в делах. Люди подкарауливали как "солнце играет", считая, что сам Христос, таким образом, приветствует верующих в Него. Кланялись в пояс и говорили: "Слава Тебе, Господи, за личико Твое!". На второй день праздника женщины оставались дома, а мужчины отправлялись христосоваться к родным и друзьям. Дети, как на Рождество, ходили от дома к дому, славя воскресшего Христа. Их одаривали пасхальными яйцами и сладостями. С этого дня начинались гулянья парней и девушек, это, также, было лучшее время для смотрин.

Обсуждение.

Практическая деятельность учащихся

В пасхальную неделю люди ходили друг к другу в гости, а еще устраивались народные гуляния и весёлые игры.

   Дети работают в группах, каждой группе предлагается конверт с правилами игры и реквизит, дети изучают правила и проводят игру для всего класса.

  1. Катанье яиц. 
    Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.
  2. Найти яйцо Кто-нибудь заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
  3. Чоканье яйцами Играют парами, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
  4. Очень популярными были также игры с поиском яиц. Одни ребята прятали крашенки в шапки, а другие начинали отгадывать, под какой из шапок лежит яичко.
  5. И еще один вариант – это поиск яичка с закрытыми глазами. Игроку показывали, где лежит крашенка, завязывали глаза, отводили далеко от этого места и просили найти яйцо.

Творческая работа учащихся

- Расписать заготовку яйца

Итог урока:

- О каком празднике мы говорили сегодня? Почему он называется главным праздником на Руси? Что вы расскажите своим родителям о празднике «Пасха»?

Домашнее задание:

- Написать рассказ о том, как празднуется праздник в Вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...