Истоки на тему : "Ткачихи-рукодельницы"
план-конспект урока по орксэ (2 класс) по теме

Аркатова Елена Константиновна

Материал может быть использован на уроках традиционной народной культуры  и ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki-tkachihi-rukodelnitsy.doc913 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                   Истоки.2 класс.

       

 Урок №1 на тему: « Ткачихи- рукодельницы».

                                                   

Автор:  Аркатова Елена Константиновна.

Место работы:  МБОУ СОШ №156 г.о.Самара.

Пройдены первые образовательные курсы «Преподавание предмета «Истоки» в начальной и средней школе» в сентябре 2003года.

Цели:1.Формирование знаний  о технологии и последовательности производства льняной ткани,

особенностями украшения предметов ткачества вышивкой.

2.Приобщение детей к важнейшим ценностям труда ткачих-рукодельниц.

3.Развитие трех каналов восприятия, мышления.

4.Воспитание осознанного, ответственного отношения к собственному труду.  

Оборудование:  учебники, рабочие тетради, старинные вышитые полотенца, старинная русская одежда, сноп льна, прялка, кусочки смоченной  ваты, демонстрационное пособие «Лен, последовательность обработки льна», бумажные   макеты полотенец для каждого ученика, икона для оформления «красного угла», рисунки с элементами вышивки и кратким описанием  их значений для каждого ученика и крупные для демонстрации, аудиокассета с записью читаемого текста, хоровода…

                                                                 Ход урока

1.Вводная часть

1.Присоединение.

( Дети садятся в ресурсный круг на скамейку в импровизированной  русской избе)

Уч.: Открыла я недавно кованый бабушкин сундук, увидела вышитое полотенце, и сердце мое наполнилось теплотой и любовью. Услышала я добрый бабушкин голос:

                                         ( Звучит фонограмма)

«Добро пожаловать, гости дорогие! Проходите дружно в нашу светлицу.

Вот и мы когда-то на такие посиделки собирались, лен пряли, ткали, вышивали, песни пели, играли.»

2. Целеполагание.

Уч.:Тема нашего урока: « Ткачихи- рукодельницы».Сейчас мы с помощью волшебной нити времени совершим путешествие в прошлое, побываем на деревенских посиделках, услышим о том, как рубашка в поле выросла,приоткроем тайну вышитых узоров, почувствуем вложенные в них любовь и заботу, попробуем сами душой потрудиться ,как трудились когда-то ткачихи- рукодельницы.

3.Основная часть.

А) Знакомство с особенностями выращивания, обработки льна.

                                     ( Продолжается работа в ресурсном круге)

Уч.:-Подумайте, о чем идет речь?

        Били меня, колотили,

        Во все чины проводили

        А потом вместе с царем

        На престол усадили.

                        ( рубаха)

             ( Учитель показывает старинную рубаху)

Уч.: А вы знаете, как рубашка в поле выросла? Нет, тогда послушайте.

                                  ( Звучит фонограмма)

Крохотное блестящее льняное зернышко упало в добрую землю. Через две недели засинели голубые головки цветочков льна. Переговариваются друг с другом. Опали голубые глазки льна, на их месте показались нежно-зеленые головки.

Солнышко жарко греет землю. Подсохли головки, стали бурыми. Время подошло, повыдергивали шумный ленок, повязали желтых снопиков. Стоят в поле тяжелые льняные снопики, ждут, когда зашумит ветерок, приласкает их и просушит, весело перешептываются.

Легкий готовый ленок потрепали, расчесали его жестким гребешком. И сделался мягким и шелковистым.

И вот уже слышно, как в избе поет прялка, вытягивая длинную, как зимняя ночь, ниточку.

Пригрело весеннее солнышко, занесли в избу ткацкий  станок, который превратил ниточку в холст. Поморозили, побелили его. А заботливая мама села и принялась к Рождеству белые, как снег, рубахи шить.

-Уч.:Теперь понятна пословица: «Земля не только кормит, но и поит»?

                            ( Учитель показывает сноп льна)

Уч.:-Посмотрите на лен, дотроньтесь до головок льна, послушайте, о чем  они переговариваются между собой.

Расскажите. что вы услышали.

Уч.:Вся одежда, которую носила семья в будние, рабочие дни, дни праздничного веселья, полотенца, платки-все творилось умелыми руками заботливой женщины.

Закройте глаза, вслушайтесь, почувствуйте себя участниками деревенских посиделок.

         (Дети закрывают глаза, представляют себя участниками посиделок)

Уч.: В низенькой светелке

        Огонек горит

        Молодая пряха

        У окна сидит

        Молода, красива,

        Карие глаза.

        По плечам развита

        Русская коса.

        Русая головка,

        Думы без конца,

        Ты о чем мечтаешь,

         Девица-краса?

Уч.:Уже в 5-7 лет девочка выпрядала свою первую нить.

Считалось, что девы судьбы, вечно работающие пряхи, своими руками прядут жизненную нить и вплетают в нее все, что должно совершиться с человеком во время его жизни.

Счастливый ход жизни соответствует ровной, гладкой нити, наоборот, жизнь, исполненная страданий и бедствий, тянется суровой, узловатой нитью.. .

-Кому приходилось наблюдать за работой пряхи?

-Как вы думаете, прясть легко? Хотите попробовать?

                            (Детям выдаются смоченные кусочки ваты.)

-Попытайтесь вложить в вашу нить жизни все самое лучшее: любовь к родным, природе, свои мечты…

 

                  ( Дети вытягивают ниточку из смоченных кусочков ваты.)

Уч.:-Что вы почувствовали, о чем думали,что представляли, добывая ниточку?

-А сейчас  все ниточки соединим в одну – куделю.

-Посмотрите, если плести вместе, какой длинной и яркой  может получиться жизнь.

                               ( Дети садятся на свои места за парты.)

Работа с учебником

Уч.: Откройте книги на странице51.

-Прочитайте текст.

« Напряла, наткала» - это одно и то же?Найдите точный ответ в учебнике.

( Пряли- значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушенного льна.

Наткать полотна - значит из льняных нитей изготовить ткань.)

Работа с тетрадью. 

Уч.:- Откройте тетрадь на странице 11.

-Рассмотрите оборудование для прядения и ткачества.

Подумайте, какая именно работа выполнялась на нем.

(   Дети:-Прялка. На ней пряли пряжу.

-Веретено. На него наматывали готовую нить.

-Старинный ткацкий станок. На нем вручную ткали полотно.

-Современный ткацкий станок. На нем изготовляют современные ткани.)

-Священные свойства нити усиливались в ткани, одежде, сшитой из нее.

Наши прабабушки трудились, буквально не разгибая спины.

Например, чтобы соткать 3холста по 10 метров, нужно было работать целый месяц по 12- 15 часов в сутки.

Обычно хозяйке дома помогали дочери, невестки. И работа спорилась-только смотри,куда челнок бежит. Получался серый холст, который потом отбеливали, мочили, шили из него одежду.

Игра « Волшебный холст».

Дети стоят в круге, их руки прикрыты холстом, под которым передают челнок.

Ведущий следит за их движениями, определяет, у кого челнок. Если ведущий угадывает игрока, у которого на данный момент находится челнок, он и игрок меняются местами. Игра продолжается.

-Молодцы! Работать вместе всегда веселее, легче.

Работа с тетрадью.

Активная форма. «Как рубашка в поле выросла»

                       Уч.:-Откройте тетрадь на странице 13.

1.Подготовительный этап.

                    Уч.:-Сейчас  проверим, смогли бы вы самостоятельно получить рубашку.

                    -Прочитайте задание.

2 Индивидуальный этап.

                      Время- 3-5минут.

3.Работа в четверке.

                       Время –5-10 минут

4.Обсуждение в классе ( Выступают лидеры групп)

          5. Экспертная оценка.

  1. Посеяли льняное семя.
  2. Выдернули лен с корнем.
  3. Вымочили, высушили лен.
  4. Потрепали лен.
  5. Напряли нитки.
  6. Выткали холст.
  7. Сшили рубашку.

4 .Рефлексия- оценка общения в группе- выступают лидеры.

Б)Знакомство с особенностями и значением вышивки на предметах ткачества.

Уч.:-Люди всегда украшали свою одежду , другие предметы ткачества вышивкой.

Это было не только украшением, но и возможностью при помощи древних орнаментов

наделить вещи чудодейственной силой, способной защитить от разных бед и недугов.

Большое значение придавалось полотенцам, которые использовались в ритуальных целях: на них подносили « хлеб- соль», украшали  вышитыми полотенцами красный угол, повязывали на свадьбах дружкам через плечо.

Использовали чаще красный цвет нити.

В орнаменте народной вышивки встречались геометрические, сюжетные, смешанные узоры.

(Учитель сопровождает рассказ показом элементов вышивки, прикрепляет их на доску.)

                            Самые древние орнаментальные мотивы.

Косой крест-оберег женщины как продолжательницы рода.

http://www.vishivayu.ru/img/r16-1.jpg

Ромб-символ вечной жизни, соединяющий женский символ и мужской. Позже он стал знаком вспаханного и засеянного поля, символом изобилия.

http://deltaprof.at.ua/_ph/5/730977558.jpg

Меандр- символ вечности, круговорота жизни.

http://festival.1september.ru/articles/594119/presentation/14.JPG

Свастика- 4 свастики вокруг одного тела древний заклинательный знак.

Распространенными героями сюжетных вышивок были:

Берегиня - сложная по очертаниям фигура, напоминающая соединение женской фигуры и дерева.

http://appengineguy.com/images/stories/lof/vishivka.jpg

Птица-символ плодородия, матери, охраняющей своих птенцов и устраивающей дом-гнездо.

На концах свадебных полотенец обязательно вышивали двух птиц, чтобы между мужем и женой было согласие, а в доме царили мир, любовь и добро.

http://www.stranamam.ru/data/cache/2011sep/20/22/2604843_59317-650x650.jpg

Много в народной вышивке растительных мотивов-символов красоты и процветания.

http://d2gh5e5jjedl3e.cloudfront.net/wp-content/uploads/2014/04/062-1024x936.jpg

Практическая .работа.

-Рассмотрите вещь на вашем столе: вышивка, с каким значением вам встретилась?

-Попытайтесь определить, о чем  думали ваши бабушки, когда вышивали эти вещи.

 

( Дети рассматривают вещи , лежащие на столах, находят элементы вышивки,

определяют их значение ,затем рассказывают классу  о том, какой смысл был заложен в вышивке полотенца. )

Подумайте, пожалуйста, в чем нуждается сейчас ваша семья. Может быть в любви, взаимопонимании, а может ,у кого –то из ваших родственников неважное здоровье …

Украсьте полотенце рисунком, который сможет вернуть в ваш дом счастье и благополучие.

Нарисуйте на своем полотенце соответствующие элементы вышивки.

( Дети украшают бумажные полотенца элементами вышивки.)

В)Уточнение важнейших ценностей труда ткачих-рукодельниц

 Уч.:Много было работы вечерами. Но когда иссякали принесенные из дома  на посиделки « уроки» (то есть работа, рукоделие), молодежь начинала игры, танцы.

 

Сценка.

Аленка:-Что не пришла на посиделки –то вчера, Маня?

Маня:-Да матушке надо было помочь.весело ли было?

Аленка:-Ой, послушай, я тебе все расскажу.

-Вот пришли мы: Настенька, Аленка, Дуня-всего семь девчат, 10 ребят

Маня:-А ты была с рукоделием?

Аленка:-Да, все принесли свою работу с собой: кто прядет, кто вышивает, кто лапти плетет.

Сидим, работаем, потихоньку поем.

-Пришел Федул. (Входит Федул.)

Инсценировка.

  • Федул, а Федул,
  • Что губы надул?
  • -Кафтан прожег!
  • Починить- то можно?
  • Можно, да иглы-то нет!
  • А велика дыра-то?
  • Один ворот только и остался!
  • Новый справим!

Маня:--А дальше?

Аленка:-Прошка загадки загадывал…

Прошка:-Два конца, два кольца,

               А по средине гвоздик.

                    ( ножницы)  

               -На одной яме сто ям.

                      Наперсток)

               -Маленькое, кругленькое,

                 За хвост не поднять.

                          (Клубок)

               -Тонка, длинна, одноуха,

                Остра, всему миру красна.

                          (Игла)

                -Конь стальной,

                  Хвост льняной.

                     (Иголка с ниткой)

  Маня: -А дальше?

 Аленка:-Дрема опять заснул! Будили!

    Хоровод «Дрема»

(.В центре круга сидит, Дрема вяжет .)

1. Сидит Дрема, сидит Дрема

На скамейке, на скамейке, да.

Вяжет Дрема, вяжет Дрема

Рукавицы, рукавицы.

Пятый год!

Столь не вяжет, столь не вяжет,

Сколько дремлет, сколько дремлет.

Спит!( Дрема дремлет.)

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Стыдно спать.

Встань!( Дети стараются разбудить, поднять Дрему).

Гляди, Дрема, гляди, Дрема

На народ, на народ.

Вставай,Дрема в хоровод.

Спляши! (Дрема потягивается и начинает плясать.)

Бери, Дрема, бери, Дрема,

Кого хошь, кого хошь.

Саму лучшу, саму лучшу,

Как найдешь, как найдешь.

Ищи! ( Дрема выбирает себе невесту, она становится водящей.)

 Уч.:В старину невест выбирали не по красоте, а по характеру и работе.

Что же ценили люди в ткачихе-рукодельнице?

(На плакате дети отмечают нужные качества, ненужное убирают.)

Выберите:

  1. Терпение.
  2. Непоседливость.
  3. Старательность.
  4. Торопливость.
  5. Лень.
  6. Аккуратность.
  7. Взаимопомощь.
  8. Доброта.
  9. Добросовестность.
  10. Любовь к ближнему.

Молодцы.Вы заметили, как легко и радостно сегодня работалось? Может быть догадались, почему?

(Потому что нам удалось применить  в процессе работы именно эти ценные качества.)

3.Заключительная часть

 Уч.:Посиделки наши подошли к концу.

-Кому понравилось на посиделках? Что понравилось больше всего?

-О чем вам захотелось рассказать родителям?

-Я желаю вам, чтобы нить вашей жизни была долгой и счастливой. Пусть вещи, созданные вашими бабушками, прабабушками, несут мир, здоровье, счастье в ваш дом.

Вы же, помня о них, копите в своих сундучках души добрые качества.

Домашнее задание.

-Дома посоветуйтесь с родителями. Дополните ваше полотенце рисунком, который принесет в ваш дом счастье и благополучие.

 

                                       

                                           Литература

1.Камкин А.В. «Истоки».Учебное пособие для 2 класса,Москва, «Технологическая Школа Бизнеса».

2.Истоковедение,том 1» под редакцией  Кузьмина И.А.,Селиверстовой Л.П., Москва, «Технологическая Школа Бизнеса».

3. Белов В. «Лад».

4.Латынина Д.И. «Живая Русь»,книга 2.

5.Ушинский К.Д. «Как рубашка в поле выросла».

6.Быков А.В. «Народный костюм Вологодской области.Костюм Кадниковского уезда Вологодской губернии 19-20 веков».

7.Мельникова Л.И.,Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор».

8.Богуславская И.Я. «Русская народная вышивка».

9.Жарникова С.В.»Обрядовые функции северорусского женского народного костюма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Внеклассное занятие по УМК "Истоки" "Ткачихи-рукодельницы" 2 класс

Данное занятие можно использовать во внеклассной работе и на уроке технологии. Оно знакомит детей с трудом ткачих, с традициями дела на Руси....

Конспект урока по предмету "Истоки" для 2 класса. Тема "Ткачихи-рукодельницы"

Данный урок входит в раздел "Труд земной".  Наряду с рассказом  о традиционных технологиях трудовой деятельности ученику предлагается также понять некоторые эстетические и нравственно-этичес...

Тема: Тема: Закрепление по теме «Сложение и вычитание типа 36+2, 36-20, 36-2, 36+20, 24+4, 30 - 4.

Урок математики «Знатоки против телезрителей» Школа России.  Учебник «Математика», часть 1, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. ....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

«Живая нить». Материал к уроку истоки «Ткачихи- рукодельницы» 2 класс

Льняная нить проходит через всю жизнь человека: от младенчества до последнего земного облачения. Лен издавна служил идеальным материалом для создания полотна....