Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Бугрова Татьяна Владимировна

Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Чулковская средняя общеобразовательная школа»

  «Полянская  основная общеобразовательная школа»

МО – Скопинский муниципальный район Рязанской области

Выступление на РУМО учителей курса ОРКСЭ по теме :

 Современные ценности России.

 Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста.

Уч.Бугрова Т.В.

2015г.

Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста.

Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!”.

Митрополит Санкт-Петебрургский и Ладожский Иоанн

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Оно лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями. Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма (размытая и неконкретная формулировка!);
  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий “духовность”, “нравственность” отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь “нащупываются”, определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами “душа”, “дух”, “духовность”, которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.

Воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Из этого, несомненно, следует вывод, что сам педагог должен иметь чёткую нравственную позицию.

Думаю, многим из нас повезло, мы застали ещё «советскую», в хорошем значении этого слова школу. Ту школу, где личное «Я» не превозносилось, где было понятие братского плеча, где была жива историческая память, где самопожертвование ( несмотря на запрет Православия) воспринималась как свойство настоящего человека.

 Но за прошедшие 25-30 лет произошли изменения не только общественного строя нашей страны, изменился не только уклад нашей жизни, произошли колоссальные изменения в мировоззрении миллионов людей.  В том числе изменились и мы с вами, поменялись взгляды, образ жизни, главенствующие понятия. Но что самое печальное, у многих со временем исчезло своеобразное сравнение себя с эталоном. Вспомните, как часто нам рассказывали о детях-героях, о подвигах партизан, да и подвиги в мирное время были нередки ( вспомните  стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое») . И ведь каждый раз мы невольно задавали себе вопрос «А как бы я поступил в этой ситуации?». Что же сейчас? Можно, конечно, сослаться на нехватку времени, но все же главной причиной будет невнимание к своему внутреннему миру. К сожалению, наше отношение к внешнему и внутреннему содержанию непростительно неоднозначны. Уж очень это непростое занятие оценивать себя, менять и признавать свои ошибки.

Мне хотелось бы обратиться к словам замечательного русского писателя, недавно ушедшего из жизни, Валентина Распутина. «Общество наше больное, и нет никаких признаков, что оно озабочено своим здоровьем. Россия изменила себе и продолжает изменять все больше. Всегда она была самодостаточной, даже в трагическом XX веке, когда формы государственности и жизни претерпели огромные изменения. Отказались от веры – и все-таки выиграли жестокую войну; перевернули деревню, изменили в ней уклад жизни – и все-таки сохранили и преобразовали ее; испытывали и гонения, и бедность, но не Родину свою винили в том и не отказывались от нее.

То, что произошло в конце 80-х и в 90-х годах при Ельцине, Чубайсе и Гайдаре, – гораздо большая беда, чем Мамаево побоище. Богатырскую страну разграбили в считанные годы. Хлебные поля забросили и деревню, можно сказать, уничтожили. Промышленность заглохла, за обладание выгодными предприятиями шла кровавая война. Народные и природные богатства в спешном порядке поделили между собой те, кто вознесся затем на высоту олигархов. Нравственность и совесть отменили, одно упоминание этих понятий вызывало издевательства. Отменили, в сущности, и Россию, хотя именем ее и продолжали пользоваться. Но много ли радости в родном имени, если наполнение его чужое? Чужие нравы и песни, чужое образование и чужие кумиры, русский язык переполнен мусором и грубостями, великая русская литература существует в положении пенсионерки и тихо уходит в тень. Перечислять все эти перемены (а они везде и всюду), право же, сердца не хватит. Вот такие изменения и произошли, вот такая переоценка ценностей. Россия живет сейчас в двух ипостасях: в глубинке из последних сил держатся за родное; а на виду – вся пропаганда и агитация, говоря старым языком, то есть телевидение, радио, бесконечные, вытряхивающие вкус сериалы, культура бесноватых с громкими именами, – вся эта «успешность» круговой поруки продолжает властвовать и калечить людей. Горбачёвско-ельцинская «революция» действовала не только против коммунизма как идеологии и форм собственности, но и против тысячелетней России с ее нравственными правилами, традициями, вековечными народными обычаями и культурой. Народ как единое целое распался и превратился в население. Государство ослабло, доверие к нему упало. Бешеное богатство одних и распоследняя нищета многих подорвали доверие к власти. Отечественное образование, лучшее в мире, как показала история, было с невиданным нахальством отвергнуто и превратилось в замысловатые загадки, с которыми ни учителя, ни ученики справиться не могут. Средства информации во все 90-е годы были агрессивно чужеродными и «полоскали» родное на чем свет стоит. Они и теперь не очень изменились. Все перечислять – слишком долго да и не нужно. »    

Эти слова были сказаны Валентином Григорьевичем в 2008 году. Вся их истинность открылась , как нельзя ярче, в наше непростое время, когда Россия смогла увидеть без прикрас истинное отношение к ней других государств. И вот именно сейчас, как никогда остро,  стоит вопрос о воспитании патриотизма, любви к своему Отечеству. На мой взгляд, этого невозможно достичь в обществе потребителей и эгоистов, в обществе, где как уже было сказано ранее, христианские добродетели подменены на пустозвучные «общечеловеческие ценности».  Самое трудное , думаю, в данном вопросе является то, что любви, доброте, заботе  нельзя научить как математике. Задача учителя ( и не только учителя ОПК) научить ребёнка видеть где добро и где зло, а разобравшись в этом, выбирать именно сторону добра, несмотря на то, что часто этот выбор требует от ребёнка встать на сторону меньшинства, заставляет  возвысить свой голос против толпы.  И тут , как уже отмечалось , важнейшим фактором для ребёнка будет позиция учителя. Именно наши с вами слова и поступки часто оказываются тем мерилом, с которым наши ученики выходят в мир.

Педагогический аспект православной культуры, понимается как возрождение традиций православия, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей русского народа, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.     История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе, на мой взгляд, – это реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Семинар для учителей начальных классов "Работа с агрессией детей младшего школьного возраста".

Процесс воспитания настолько сложен и полон риска, что большинство педагогов и родителей сейчас испытывают серьезные затруднения. Теоретически нам доступна самая современная информация о воспитании, н...

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

Направляющая роль воспитателя в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Введение. Необходимость развития творческих начал у школьников младших классов.Основная часть.Педагогические методы и способы вовлечения детей в творческие процессы.Коллективный и индивидуальный подхо...