Рабочая программа по предмету "ОРК и СЭ" 4 класс 8 вид
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ork_i_se_8_vid_4_kl.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

             

Рассмотрено на заседании кафедры                                           «Согласовано»                                                      Утверждено                                                           начального образования                                                            Зам. директора по УВР                                          приказом №_____    

Протокол №_______                                                                 ________/                        ./                                      «      »_________     2014 г.

Руководитель кафедры:                                                             «____»_________2014г.

_________/                            .. /                

«     »  __________ 2014г.

                                                                                         

Рабочая программа

по ОРК и СЭ для обучающегося 4 класса

индивидуального обучения (8 вида)

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                        Составитель:                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                        Ахматдинова Ильсияр Раисовна                                                                                                    

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов                                                                                          

                                                                                                                                                                                      1 квалификационной категории

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

2014 год

1. Пояснительная  записка

     Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта;

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко, Москва «Дрофа»,-2013г

    Цель учебного курса ОРК и СЭ:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРК и СЭ

1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

2. Общая характеристика учебного предмета

              Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

3. Место учебного курса в учебном плане.

                 Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРК и СЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,  ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и  настоящего.

          В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «ОРК и СЭ» изучается в 4 классе- 17 часов, 0,5 часа в неделю, 34 учебных недель.

Учебный курс ОРК иСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

    Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

               Вопросы,  связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного

воспитания граждан России, остается слишком значимым.

               Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою

личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

             В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

  Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

               Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

               Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

· Патриотизм

· Социальная солидарность

· Гражданственность

· Семья

· Труд и творчество

· Наука

· Традиционные российские религии

· Искусство и литература

· Природа

· Человечество

  Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

        Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

         Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса в контексте ФГОС второго поколения

Личностные результаты:

· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

и религий;

· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять  поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание ихзначения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

· Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

-  Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России;

· Осознание ценности человеческой жизни.

6. Содержание учебного курса

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (5 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (5часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой  форме.

7. Тематическое планирование учебного предмета

Тематическое планирование разработано на основе примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом модулей, входящих в состав учебного предмета:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

8.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

   Учебное пособие  «Основы светской этики» подготовлена для  экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов основной школы.    Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

  В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

  Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Тематическое планирование учебного предмета

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Тематическое планирование разработано на основе примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом модулей, входящих в состав учебного предмета:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

9. Планируемые результаты изучения учебного курса

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

и религий;

· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности

· Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание ихзначения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

                           

10.  Календарно-тематическое планирование учебного материала по ОРК и СЭ

на 2014-2015 учебный год

по 0,5 ч в неделю  - 17 ч

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Элементы содержания

Россия - наша Родина

 Россия. Родина. Патриот. Отечество.

Что такое светская этика?

Культура. Мораль. Этика.

Добро и зло

 Добро и зло как основные этические понятия

Свобода и ответственность

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Моральный долг

Моральный долг. Моральная обязанность.

Справедливость

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Дружба

Добродетельные отношения. Дружба.

Творческая  работа

Семья

Традиции семьи

Род и семья – исток нравственных отношений

в истории человечества

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

Честь и достоинство

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Совесть

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

 Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Семейные праздники

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Ценности. Жизнь человека. Уникальность,

неповторимость жизни.

Любовь и уважение к Отечеству.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.