Этикет ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

-        познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в  группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

-        познакомить с некоторыми правилами этикета;

-        развивать логическое   мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

-        воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_etiket.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Основы светской этики»

Тема: Этикет

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в  группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;
  • познакомить с некоторыми правилами этикета;
  • развивать логическое   мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
  • воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд  

(Разгадывание кроссворда).

  1. Как называется наш модуль? (основы светской этики)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок).
  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

III. Целеполагание. 

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде). 

  • А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
  • О чем на уроке вы бы хотели сегодня узнать? (ответы детей).

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Для работы мы разделимся на две группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут.

III.        Изучение нового материала.

1) Работа  в группах (5 минут).

1 группа - ищет ответ в толковых словарях.

2 группа – ищет ответ в книге стр.

Двое уч-ся проводят опрос среди взрослых

(Выступление групп – 5 минут)

Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно).

На слайде

Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует. Это культурное поведение людей основанное на определённых правилах.

2) Беседа по теме.

Учитель: 

Где же зародился этикет?

В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония: от коронования до бракосочетания требует четкого соблюдений правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.

С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытно-общинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече.

( слайд ) Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

   В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями. Превратились в неизменные правила. которые знает и соблюдает любой культурный человек.

 Наверно, вы заметили, что, у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех. Но каждая семья вправе придумать какие-то ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И гости должны соблюдать эти правила.

(слайд) Впервые само слово « этикет» стали употреблять при дворе французского короля Людовика XIV. «Этикетками» назывались специальные карточки, где были прописаны все правила поведения. Перед трапезой все гости получали их и тщательно изучали. Для того, чтобы изучить их отводилось специальное время. Соблюдение правил, написанных на этикетках, было очень важно. Любое отступление от этих правил считалось недопустимым и строго каралось вплоть до смертной казни. Долгое время этикет различал свою манеру поведения для каждых классов. Так, например, высшее сословие пренебрежительно относилось к низшему. Сейчас же все это в прошлом. Сегодня соблюдение правил этикета – залог гармонии в обществе.

Мы живём в 21 веке по общим правилам цивилизованного этикета. Что бы человек не попадал в различные ситуации, необходимы знания правил этикета. Этикет регулирует поведение людей дома, с соседями, на улице, в транспорте, кино, театре, является частью культуры.

Существует несколько видов этикета

3) Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых  из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей  этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш».  Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

4) Обсуждение просмотренного отрывка.

  • Что в речи мальчика было необычного?
  • Все ли вам было понятно в его речи?
  • Почему вы смеялись?
  • Что вам показалось смешным?
  • Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.

А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).

Работа в группах

1 группа-учебник стр.56-57 (определите какой должна быть наша речь)

2 группа-работа с книгой  Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно:

5) Учитель: А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»

Как вы уже поняли –речь пойдет о столовом этикете

6) Обсуждение просмотренного отрывка Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?

  • Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

 

Выступление ученицы с сообщением «Этикет за столом»

За столом следует сидеть прямо, не слишком далеко, но и не слишком близко от стола, не разваливаться на стуле и не наваливаться грудью на стол, не опираться на локти и не наклоняться очень низко над тарелкой. Неприлично читать газету во время еды или о чём-либо оживлённо рассказывать. За столом не следует жестикулировать и проявлять торопливость при еде..

Все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут правой рукой, а все приборы, расположенные с левой стороны, - левой рукой.

Ручку вилки и ножа обхватывают тремя пальцами: указательным, большим и средним. Ручка вилки и ножа должна упираться в ладонь. Во время еды нож и вилку следует держать наклонно к тарелке. Если держать перпендикулярно, то в таком положении они могут соскользнуть, и на скатерть полетят кусочки еды.

Салфетку можно развернуть, только когда поданы блюда. Её не повязывают на шею, а согнутой частью кладут на колени. По окончании трапезы складывают еще раз и промокают губ, но ни в коем случае не лицо.

Перед тем, как взять бокал с напитком, нужно промокнуть губы бумажной салфеткой, чтобы не оставить на стекле жирных следов.

 Супу, щей надо наливать неполную тарелку. Не следует набирать полную ложку и есть с носка, иначе не избежишь неприятных звуков, возникающих при втягивании в себя жидкости. Вычерпывая  последние ложки супа, тарелку наклоняют от себя. Никогда нельзя дуть в тарелку.

Жаркое, сосиски едят при помощи ножа и вилки, но не разрезая всё сразу ( иначе всё остынет и потеряет свои вкусовые качества), а отрезая кусочки по мере надобности. Нож держат в правой руке, вилку в левой.  Разрезая кушанье, вилку и нож держат наклонно к тарелке. С ножа никогда не едят. Когда едят только вилкой, её держат в правой руке, помогая себе кусочком хлеба или булки, которую берут в левую руку.

 Правила столового этикета гласят - если колбаса подана неочищенной, то каждый кусочек очищают на тарелке ножом и вилкой.

Сухую колбасу едят с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней, а толстую кожицу, во избежание желудочных неприятностей, лучше снять.

Нарезанную колбасу, окорок, ветчину, буженину кладут себе на тарелку и едят ножом и вилкой, счищая кожицу.

 Рыбу едят только с помощью вилки, а костистую – 2 вилками, но никогда не пользуются ножом. Прекращая еду на время, вилку и нож кладут на тарелку крест- накрест.

Если подана птица, то необходимо срезать мясо с костей, пользуясь ножом и вилкой, а оставшееся мясо съесть, держа косточку в руке. Косточки выплёвывают не в руку или тарелку и, тем более не прямо на стол, а на поднесённую ко рту вилку, складывая затем либо на особую тарелку, если такая есть, либо на край своей. После еды ложку, вилку и нож оставляют в своей тарелке, а не кладут на стол.

Фруктовый компот едят десертными ложечками. Косточки беззвучно сплёвывают в неё, поднося  к самым губам, а затем кладут на тарелку.

Чай наливают не очень полный стакан или чашку. Бесшумно размешав ложечкой сахар, её вынимают и кладут на блюдце (из блюдца чай не пьют) Если же чай подан в стакане с подстаканником, то ложечку при питье не вынимают, а придерживают пальцем правой руки, в которой находится стакан.

Хлеб следует нарезать небольшими кусочками, чтобы не приходилось ломать его руками или откусывать от большого куска. Хлеб и булка берутся из общего блюда руками и кладутся на тарелочку, стоящую слева от тарелки с супом или закуской.

Темы, запрещенные за столом:

  • болезни и все, что с ними связано;
  • критика подаваемых блюд;
  • сплетни и обсуждение, как присутствующих, так и отсутствующих людей;
  • политика и религия.

 Выходить из-за стола следует только по предложению хозяйки и лишь тогда, когда она сама встала. Если вам необходимо уйти раньше, то сделайте это незаметно для остальных гостей, предупредив хозяев.

Существует еще школьный этикет. Мне хотелось бы обсудить с вами этикет на перемене. (Фотообзор наших перемен.) Выступление ученика « Правила поведения на перемене»

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Ребята, давайте еще раз назовем, с каким понятием мы с вами познакомились на уроке

  • Что такое этикет?
  • Какие правила этикета запомнили?
  • Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.

V. Рефлексия.

  • Я научилась…
  • Мне стало ясно…
  • Я поняла…
  • Теперь я знаю…
  • Я буду стараться…
  • Я узнала…

VI. Домашнее задание.

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ОРКСЭ "Этикет" 5 класс

ОРКСЭ Основы светской этики, презентация "Этикет" знакомит с историей этикета, правилами этикета....

Конспект урока "Этикет" по курсу ОРКСЭ

Цель урока познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать а...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Этикет"

Конспект урока по теме "Этикет"....

Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)  в 4 классе с использованием ИКТ...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...