Конспект урока "Этикет" по курсу ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Лусникова Елена Анатольевна

 Цель урока познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке. Учить детей  самостоятельно искать информацию в различных источниках, работать в группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse.docx673.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская    школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Этикет

(Конспект урока по модулю

«Основы светской этики» курса ОРКСЭ)

4 класс

                                            Разработала: Лусникова Е.А.,

                                        учитель начальных классов

                                                     

с. Панаевск 2013г

Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Планируемые результаты

Личностные

Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений

Регулятивные

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).

Познавательные

Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.

Технические средства, наглядность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.

Литература:

  1. Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»
  2. Даль В. И. «Словарь пословиц»
  3. Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»
  4. Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»
  5. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Улыбнемся друг другу. Садитесь.

 Постановка проблемы.

Прочитайте пословицы с доски

Не гляди в лицо, гляди на обычай.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

От учтивых слов язык не отсохнет.

О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

Да, вы правы, мы будем говорить о правилах поведения в обществе.

Актуализация знаний.

Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы  соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.

Поиск решения проблемы.

Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения? В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебникомс.56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.

Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?

Знакомство с новым материалом.

Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». Слайд.

И хотя это слово произошло не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни» В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести.

В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». Слайды.

На Руси тоже были такие книги. Она из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам. Слайд

Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. Слайд

Сегодня, мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами. По итогам нашей работы мы составим альбом «Этикет».

Мы будем работать по группам.

Групповая работа

Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации.  Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. Название одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, энциклопедии, собственные наблюдения.

См. приложение

 План вашей работы такой: 1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

3.Выступите.

4.После выступления ответьте на вопросы.

Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных  и социальных  групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт. См. приложение

План работы:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

3.Выступите.

4.После выступления ответьте на вопросы.

Задание для третьей группы: Вы должны подобрать окончания пословиц, в которых говорится о правилах поведения. См. приложение

План вашей работы:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

3.Выступите.

4.После выступления ответьте на вопросы

Физминутка

Если хочется пить, то колодец копай

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи

И потянутся путники по одному

И к воде, и теплу, и к тебе самому!

(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)

Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещѐ Дж. Свифт говорил: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Вы искали ответы на вопросы, выполняя разные задания. Сейчас послушаем выступление групп.

Первая группа расскажет нам о выборе одежды.

Какое же главное правило при выборе одежды? Действительно, одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.

Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми.  Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.

 Молодцы! Давайте немного отдохнем и попробуем применить знания на практике. Выбираем листочки с ролями, и приветствуем друг друга. (Дети получают листы с надписями «мама» - «сын», «приятель» - «приятель», «Учитель»- «ученик», «пожилой человек» - «мальчик» и ищут подходящие слова приветствия)

А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.

У вас на партах листки из энциклопедии. Прочтите и найдите, каким жестом приветствовали друг друга китайцы…лапландцы…японцы.. Отлично.

Теперь заслушаем третью группу. Ведь народная мудрость накапливалась веками, и до сих пор актуальна. Вот и получился у нас альбом про этикет. Скажите, как мы его можем использовать? (перечитывать самим, читать малышам, пойти в другие классы с сообщениями)

Рефлексия.

Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета? Вернѐмся к пословицам, которые разбирали в начале урока?

Выражение  решения проблемы

Дополните фразу.

Мы сегодня много говорили о..

 Посмотрим, насколько вы были внимательны. Садимся за компьютеры и выполняем небольшой тест-тренажер. См. приложение

Спасибо за работу на уроке. Дома подумайте и запишите слова-прощания.

Приложение

   Этикет 

Салют, привет, здорово, моё почтение,

Честь имею,

Желаю здравствовать, приветствую Вас, здравствуйте,

добрый день,

здравия желаю, доброе утро

Нарядное платье пиджак,

халат,

джинсы,

спортивный костюм, галстук,

брюки,

футболка,

шорты,  

школьная форма, сарафан,

юбка,

блузка

       Школа

                   Прогулка

                               В гости

   В спортзал

        Дома

Пословицы об этикете

  1. Чего в другом не любишь,  того и сам не делай
  2. Береги платье снову,  а честь смолоду.
  3. У Сидора обычай,  у Карпа свой.
  4. Мил тот гость,  что недолго гостит.      
  5. Не думай быть нарядным,  а думай быть опрятным.
  6. У себя как хочешь,  а в гостях – как велят.
  1. О пустяках спорить –  дело упустить  
  2. По одежде не суди,  по делам гляди.  
  3. Слово – серебро,  молчание – золото.
  4. Хоть не богат,  а гостям рад.   
  5. От слова спасенье, и от слова погибель.
  6. От одного слова,   да навек ссора.

Слово «Этикет»  появилось в:

Германии  

Франции  

Англии

России

Правила этикета помогают:

В общении с незнакомыми людьми

Побеждать в спортивных соревнованиях

Подбирать уместную одежду

Хорошо учиться

Правильно вести себя за столом

Выбор одежды с точки зрения  этикета зависит от:

Вкуса

Времени года

Моды

уместности

Толковый словарь иноязычных слов

Этаж

ЭТА́Ж, ажа́, м. [фр. étage < лат. statio место, местопребывание]. 1. Часть здания, помещения в которой находятся на одном уровне. На первом этаже. Дом в десять этажей. Эта́жный — относящийся к этажу…

Этажерка

ЭТАЖЕРКА, и, ж. [фр. étagère < étage этаж; ярус]. 1. Предмет мебели, представляющий собой ряд открытых полок, расположенных одна над другой на столбиках, стойках. || Ср. стеллаж (в 1-м знач.). 2. тех.

Эталон

ЭТАЛО́Н, а, м. [фр. étalon < ст.-фр. estalon < франкск. stal положение]. 1. Точный образец установленной единицы измерения. Э. метра. Этало́нный — являющийся эталоном, относящийся к эталону, эталонам. 2. перен.

Этан

ЭТА́Н, а, мн. нет, м. [нем. Äthan, фр. éthane < греч. aithēr эфир, воздух]. Органическое соединение, насыщенный углеводород алифатического ряда, бесцветный горючий газ, содержащийся в нефтяных и природных газах.

Этанол

ЭТАНО́Л, а, мн. нет, м. [нем. Äthanol — объединение слова Äthan этан с конечной частью слова Alkohol алкоголь]. хим. Этиловый (см. этил) спирт. || Ср. метанол.

Этап

ЭТА́П., а, м. [фр. étape < ст.-фр. estaple < нж. - нем. stapel склад]. 1. Отдельный момент, стадия какого-н. процесса. Начальный э. развития. || Ср. период (в 1-м знач.), фаза (в 1-м знач.), фазис. 2.

Этика

Э́ТИКА, и, мн. нет, ж. [нем. Ethik < лат. ēthica < греч. ēthos обычай, характер]. 1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Труды по этике. 2.

Этикет

ЭТИКЕ́Т, а, мн. нет, м. [фр. étiquette < греч. ēthos обычай, характер]. Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Придворный э. Речевой э. Соблюдать э. Этике́тный — являющийся этикетом, соответствующий этикету.

Этикетка

ЭТИКЕ́ТКА, и, ж. [фр. étiquette]. Ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью. Наклеить этикетку. Надпись на этикетке. Этике́точный — относящийся к этикетке, этикеткам. || Ср. бренд, лейбл, стикер, ярлык (во 2-м знач.).

Этил

ЭТИ́Л, а, мн. нет, м. [фр. éthyle < греч. aith(ēr) воздух + hylō лес; древесный материал]. Группа из двух атомов углерода и пяти атомов водорода (СH), входящая в состав ряда органических соединений.

Этилен

ЭТИЛЕ́Н, а, мн. нет, м. [фр. ethylene < греч. — см. этил]. Органическое соединение, непредельный углеводород алифатического ряда, газ, применяемый для получения полиэтилена, этилового спирта и др.

Этикет

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск 

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе[1]. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён[1]

Литература:

  1. Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»
  2. Даль В. И. «Словарь пословиц»
  3. Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»
  4. Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»
  5. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).

Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Урок по курсу ОРКСЭ "Дружба" (конспект + презентация)

                 Модуль "Светская этика".                   Тема:Дружба.  ...

конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация

Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

Конспект урока курса ОРКСЭ "Россия-наша Родина-"

Конспект урока курса ОРКСЭ для 4 класса....