Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме: "Что такое светская этика?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Семенова Светлана Владимировна

Технологическая карта урока содержит материал: целевой блок, учебно- методический комплекс, ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что такое светская этика?67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: ОРКСЭ

Модуль: Основы светской этики

Класс: 4

Урок № 2: Что такое светская этика?

Тип урока:         

Открытие новых знаний

Целевой блок

Развитие представлений учащихся о значении понятий, мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика

УУД:

Личностные

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков, развивать учебно - познавательный интерес к новому материалу

Регулятивные

Определять цель деятельности на урок, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные

Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные

Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные), извлекать информацию из разных источников (текст, таблица), строить речевое высказывание в устной форме, умение ориентироваться в учебнике, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле предмета светской этики

Развивающие: формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне

Воспитательные: умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о светской этике

Вид используемых на уроке

средств ИКТ

.

Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, иллюстрация картины Рафаэля «Афинская школа», мультимедийная презентация на тему «Что такое светская этика» учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.»

Учебно-методический комплекс

учебник  «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  (4 -5классы). Автор: А.Я.Данилюк, приложение на электр. Носителе

М.: Просвещение, 2013

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

 Этика, светская этика, мораль, нравственность, притча

Организация пространства

Работа в гуппах, фронтальная, индивидуальная

Ход урока

I. Мотивация к учению

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям

II. Актуализация знаний

-  Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ, который дает ответы на сложные вопросы)

 Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
– Что вы здесь видите? – спросил старец.
– Точку, – ответил один.
– Черную точку, – подтвердил другой.
– Жирную черную точку, – уточнил третий.

– Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из вас не заметил чистого белого листа…

И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.


– Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? – удивились ученики.

( Предположите ответ учителя- мудреца)

– Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из вас не заметил чистого белого листа…

Вывод: Тоже самое происходит и в жизни, когда люди судят о ком-то по его маленьким недостаткам, не замечая достоинств.

- Перечислите достойные качества человека.

- Как люди узнают, что хорошо, а что плохо?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое хорошо.

Презентация. Рассматривание иллюстрации картины Рафаэля «Афинская школа»

Беседа по картине.

Итог:  Сообщается название картины. В центре картины два главных героя: древнегреческие философы Платон и Аристотель. Платон изображен на ней поднявшим руку к небу, к царству своих идей, Аристотель – указывающим рукою на землю, область своих исследований, в руках он держит книгу.

Презентация. Философия – это мудрость.

Презентация. До нас дошли мудрые высказывания философов. Попробуйте объяснить смысл: Платон «Стараясь о счастье других,  

мы находим своё собственное», Аристотель

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми»

Вывод: С древних времен люди задумывались о поведении человека в обществе. Философами была открыта наука «Этика»

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний

Работа с текстом учебника. Учащиеся находят объяснение, что такое этика и сравнивают со своими выводами.

V. Тренинг

Часто свои философские беседы проводились в тени оливковых деревьев. Попробуем выяснить на сколько мы дружный и сплоченный коллектив, а поможет нам прибор измерения совместимости Гомеостат. Играющие встают в круг, вытянув вперед руку, сжатую в кулак. И по знаку ведущего выбрасывают произвольное количество пальцев. При этом нельзя переговариваться.  (Попытки можно повторять.  Важно добиться, чтобы се играющие выбросили одно и тоже количество пальцев)

Почесать спинку.

Цели: С помощью этого упражнения Вы можете заметно повысить

уровень групповой сплоченности. Эта игра предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

VI. Учебные действия, направленные на дальнейшую отработку материала

Презентация. 

– Что такое этика.

-Как называется наш предмет, учебник, по которому мы занимаемся?

(«Основы светской этики»)

-Какое понятие мы должны еще сегодня открыть?

(Светская этика)

 Презентация. Работа с лентой времени.

Этику начали изучать в 4 веке до нашей эры.  Давайте посмотрим, давно ли происходили эти события.

-Какое событие отделяет одну эру от другой?

(Рождение Иисуса Христа)

- Откуда известно о жизни Иисуса?

(Из Библии)

- О чем еще рассказывает эта книга?

(О заповедях, по которым должен жить человек)

Презентация. Основные религии (Буддизм, Ислам, Христианство)

Во всех религиях есть книги, где есть заповеди, правили, по которым должны жить верующие люди). Это религиозная этика. Но есть и светская этика, основоположниками которой являются Платон и Аристотель. Представьте нашу огромную страну, здесь живут люди разных национальностей и вероисповеданий, чтобы они понимали друг друга придуман общий свод правил, которые должны соблюдать все граждане.

Презентация. Светская этика отличается от религиозной тем, что основывается на научном подходе – экспериментах (личном опыте) и разуме (логике), а не на религии 

Презентация. Ярослав Мудрый в своем трактате «Поучение» для детей пишет: «Все хорошее узнав, вы должны понимать; чего не знаете, тому учитесь». Человек должен заниматься, где бы он ни находился «для себя все стремиться делать сам, не затрудняя других излишними заботами о себе».

«Юности честное зерцало», трактат по воспитанию составлен

Петром I, основан на нравственной этике. В основном содержании сборника с самых первых строк – почитание родителей: «Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать… К родителям обращаться на «Вы»…

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с диском.

Тренажер.

VIII. Рефлексия

Вырастим дерево. Каждый ученик получает зернышко на котором записывает свое желание. Приклеивает на общий лист.

IX. Домашнее задание

Чтобы наше дерево выросло и, дало свои плоды, подберите пословицы о дружбе. Выберите ту, которая вам больше понравилась, и объясните почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме "Семейные праздники" в разделе "Семья".

Конспект урока по теме "Семья". Учащиеся знакомятся с категориями праздников, учатся правильно подбирать атрибуты и подарки к празднику, ценить доброе отношение близких и друзей, уважать старщих, сохр...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса: "Что такое семья? "

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса. Тема урока: "Что такое семья?" Карта составлена с соблюдением основных требований  ФГОС....

Технологическая карта интегрированного урока ОРКСЭ (Основы светской этики) и английского языка в 4 классе

Данная разработка описывает интегрированный урок английского языка в 4 классе на тему "Дружба и порядочность. Модальный глагол "должен"...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»

Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» -  это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чувство Родины"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие ценностного отношения к Родине.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:способствовать формированию понимания ребёнком того, ...