Главные вкладки

    Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме "Семейные праздники" в разделе "Семья".
    план-конспект занятия по орксэ (3 класс) на тему

    Комарова Ирина Борисовна

    Конспект урока по теме "Семья". Учащиеся знакомятся с категориями праздников, учатся правильно подбирать атрибуты и подарки к празднику, ценить доброе отношение близких и друзей, уважать старщих, сохранять семейные традиции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    по основам светской этики « Семейные праздники»

    4 класс, УМК « Школа России»

    Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

    Задачи урока:

    Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; воспитывать интерес к народным традициям;         

    Метапредметные: учить добывать информацию из  текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

    Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной.

    Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с  буквами.

    Предварительная подготовка.

    За 1  неделю до урока  учащимся дается задание – приготовить коллаж о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

    1. Мой любимый праздник.
    2. Как моя семья отмечает этот праздник.
    3. Какие чувства вызывает этот праздник.
    4. Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

    Ход урока

    1.Организационный момент. 

    Тут затеи и обряды, игры, шутки все для вас!

    Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час.

        2.  Актуализация знаний.

        1)   « Мозговой штурм»

     Составьте слова – термины, которые можно отнести к нашему предмету.

    У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь

    Ответы детей.

    2) Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам. А как в толковом словаре русского языка даётся толкование этих слов? Найдите. Прочитайте.

    3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.

    Учитель: - Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Как вы думаете, какие? Рассмотрите иллюстрации. 

    - Каким дням отдан физический труд людей? Назовите.

    - Какие дни отводятся на отдых? Назовите тему нашего урока.

    - Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

    Ответы детей

    Учитель: - А, почему на уроке этики мы  будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?

    Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.

    - А что означает слово праздник?

    Ответы детей.

    Праздник – это: встречи, радость,  веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе.

     

    Учитель: Подберите синоним к этому слову.

    Как называются праздники, на которых, присутствуют семья и родственники семьи? 

     «Семейные праздники».

    4. Проверка домашней работы

    Рассказы детей о домашних праздниках. Презентации коллажей.

    Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”

    Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”

    Учитель: Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек и бабушек,  стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю праздника.

    - Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали мамы и бабушки ? А может быть, вы, о них читали или видели в художественном фильме? Ребята делятся своим опытом.

    - Как вы думаете, какой цели мы достигли. Над какой целью продолжим работу на уроке?

    5. Проблемная ситуация. Самостоятельная работа в парах. 

    Учащимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

    • “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
    • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
    • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
    • Праздники учат уважать культуру других людей.
    • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
    • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

    Учитель: Следующее задание вы выполните, работая  в парах. Прочитайте высказывания и подчеркните те, с которыми вы согласны. Учащиеся выполняют задание.

    6. Проверка выполнения работы.

    - Назовите высказывания. Карточки с высказываниями даны на обратной стороне доски.

    7. План выхода из затруднения.

    Учитель: Вы подчеркнули много высказываний, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха?

    - Как вы думаете, какая?

    Ребята высказывают предположения.

     Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

     Выводы. Праздник – это ….

    - это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

    – это историческая память человечества

    Праздники

    Государственные                                                          семейные

    23 февраля                                                                  день рождения

    8 марта                                                                             свадьба

      9мая                            общественные                                             

                                          День учителя

                                          День города

    8. Рефлексия. Работа по группам.

              1 группа.

    Определить праздник.

    2 группа.

    Подобрать пословицу, которая может стать эпиграфом к уроку.

    3 группа.

    Определить категорию праздника

    Вспоминаем защитников Родины

    Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

    Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

    Благодарим женщин за их труд и заботу

    Праздники помогают узнать традиции своего народа.

    Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

    Празднуем День ангела-хранителя

    Праздники помогают поддерживать связь поколений.

    Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

    4 группа.

    5 группа.

    6 группа.

    Из подобранных слов, выбрать слова, которые определяют чувства людей.

    Пользуясь Толковым словарём русского языка, дать понятие слову – подарок.

    Рассказать  историю подарка на Руси.

    Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

    А что такое подарок?

    Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

    Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

    ·  Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)

    ·  Выражение признательности, благодарности

    ·  Выражение любви или дружбы

    ·  Выражение сочувствия

    История подарка на Руси

    На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

    На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

     

    А каким должен быть праздник, мы прочитаем на стр.59

    (последний абзац).

    9. Домашнее задание.

    Стр.58-59,  к любому выбранному празднику придумать подарок.

    Исходя из цели и задач курса:

    Обучающийся научится определять категории праздника, бережно относиться к традициям проведения праздника в семье, проявлять интерес к истории своей семьи и родословной, подбирать подарок к определённой категории праздников.

    У обучающихся будут сформированы:

    Познавательные универсальные действия, такие как :

    • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
    • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
    • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

    Коммуникативные универсальные действия, такие как :

    • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
    • Формулировать собственное мнение и позицию.
    • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

    Личностные универсальные действия, такие как :

    • Воспитание нравственного отношения к семейным ценностям.
    • Формирование позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме: "Что такое светская этика?"

    Технологическая карта урока содержит материал: целевой блок, учебно- методический комплекс, ход урока...

    Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

    Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

    Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

    Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

    Технологическая карта к уроку "Семейные праздники" по ОРКСЭ 4 класс.

    В данном материале представлена технологическая карта к уроку ОРКСЭ на тему "Семейные праздники"....

    Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса: "Что такое семья? "

    Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса. Тема урока: "Что такое семья?" Карта составлена с соблюдением основных требований  ФГОС....

    Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ """Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

    Муниципальный конкурс открытых уроков по ОРКСЭ«За нравственный подвиг учителя»Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях,...