Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл studenikin_fgos_4_kl.docx102.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                 « Согласовано»                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                         Заместитель директора по                  Директор МБОУ «СОШ №5

_______/Р.И.Кариева/                       УВР МБОУ «СОШ №5                       г. Азнакаево» РТ

Протокол №1 от 26.08.15 г.              г.Азнакаево» РТ                                   __________/А.А.Хабибуллина/

                                                            _______/Т.М.Ануфриева/                    Приказ №250 от 28.08.2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Писаревой Светланы Вячеславовны,

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная  школа №5

с углубленным изучением английского языка»

города Азнакаево Азнакаевского  муниципального  района

Республики Татарстан

по основам религиозных культур и светской этике,  4  класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

 протокол   № 1  от 28.08.2015 г.

2015 – 2016 учебный год

Учебно – тематическое планирование

по основам светской этики

Класс: 4 – а

Учитель: Писарева Светлана Вячеславовна

Количество часов: всего 34 часа, 1 час в неделю.

Проверочных работ – 4.

Планирование составлено на основе ФГОС НОО, примерных образовательных программ и на основе авторской программы под общ. ред. М.Т. Студеникина «Основы светской этики».

Учебник  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012г, (ФГОС. Инновационная школа), ФП №2.2.4.1.2.2. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по Основам религиозных культур и светской этике.

4 класс.

Рабочая программа по Основам  религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») (4 класс) составлена на основе ФГОС НОО (2010г.), примерных образовательных программ (Москва «Просвещение» 2010г, в 2-х частях), Программы  под общ. ред. М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс,  учебного плана МБОУ «СОШ №5 г. Азнакаево» РТ.

Для реализации программы используется учебник  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012г, (ФГОС. Инновационная школа), ФП №2.2.4.1.2.2. 

Цель учебного курса «Основы светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса «Основы светской этики»

  1. Знакомство обучающихся  с основами светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися  в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика предмета

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое.

При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорого, что есть у человека его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и  творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем, творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине – России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так и в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии,

распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Основ светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Курс «Основы светской этики» является   культурологическим  и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному диалогу во имя социального сплочения.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

 

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

         В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.

Содержание курса

     На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, его жизни.

    Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

    На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир».

    В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 

Тематический план учебного курса

Тема

Кол-во часов

1.Введение в предмет

1

3.Этика и этикет

3

4.Вежливость

3

5.Добро и зло

3

6. Дружба и порядочность

1

7. Честность и искренность

2

8. Гордость и гордыня

2

9. Обычаи и обряды русского народа

1

10. Терпение и труд

1

11. Семья

3

12. Семейные традиции

3

13. Сердце матери

1

14. Правила твоей жизни

2

15. Праздники народов России

1

16. Резервные уроки- экскурсии

2

17. Тесты.

4

18. Работа над ошибками допущенными в тестах

4

Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.

В целях повышения эффективности работы учителя и сокращении затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики»

Содержание курса

Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура, истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

Понятие добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках и былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность, забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.    

Понятие проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятие – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.  

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.).что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молоды хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России. Праздники, возникновение праздников. Праздники России. Местных традиции.

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. Уважение к матери.

Реализация национально – регионального компонента

№ темы

Тема урока

Содержание  НРК

1.

Родословная семьи

Презентация учащихся  на тему:  «Родословная моей семьи».

2.

Семейные традиции

Презентация учащихся  на тему:  «Традиции моей семьи».

3.

Защитники Отечества

Презентация учащихся  на тему:  «Мой дедушка- защитник Отечества».

Проверочные работы в форме теста

№ теста

Какие темы проверяет

Дата

Тест №1

Россия – Родина моя.

Этика и этикет.

Вежливость.

Добро и зло.

19.11

Тест №2

Дружба и порядочность.

Честность и искренность.

Гордость и гордыня.

Обычаи и обряды русского народа

28.01

Тест №3

Терпение и труд.

Семья.

Семейные традиции.

Сердце матери

7.04

Тест №4

Правила твоей жизни.

Праздник народов России

12.05

Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля

«Основы светской этики»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование семейных ценностей;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и  религий;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

К концу обучения  по данному курсу школьник должен

1) приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

2) получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3) получить опыт самостоятельного общественного действия.

.

. При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:

  • Основы светской этики. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.Т.Студеникин – М.: «Русское слово», 2012.
  • Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс/ авт-сост. М.Т.Студеникин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.
  • Рабочая программа  к учебнику М.Т. Студеникина   «Основы светской этики». 4 класс/ авт-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику 4 класса общеобразовательных учреждений. М.Т.Студеникин, В.И. Добролюбова– М.: «Русское слово», 2012.

Календарно-тематическое планирование уроков по  Основам религиозных культур и светской этики по  модульному курсу «Основы светской этики»,  учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4-а класс, авт. М.Т. Студеникин, 34 часа на 2015-2016 учебный год.

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Дата проведения

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные

план

факт

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1.

Введение в предмет.

Ознакомление с содержанием учебника, с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в

обществе

анализировать по плану

иллюстрации учебника, выразительно

читать.

усвоение правил работы с учебником.

взаимопомощь и

доброжелательность

общения в коллективе

дружелюбное

отношение

друг к другу; знание

практической

пользы этики

и этикета

1.09

2.

Россия – Родина моя.

Расширение представлений о Родине, родном крае,

патриотизме

работа с

текстом и иллюстрациями

учебника.

отработка терминов и понятий.

взаимопомощь и

доброжелательность

общения в коллективе

интерес

к познанию

родной страны, усвоение

понятий патриот, патриотизм

10.09

3.

Россия – Родина моя. Моя малая Родина- Татарстан.

17.09

4.

Этика и этикет.

Овладение навыками культурного поведения, формирование нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций

проявления этикета в обыденной жизни. Пробуждать стремление совершать добрые дела.

чтение текста; ответы на вопросы,

выполнение заданий по закреплению материала.

отработка терминов и понятий.

культурное и вежливое общение в коллективе

Компетентность в разрешении

элементов

практических

ситуаций эти-

кета в обыденной жизни. Пробуждение

стремления

совершать добрые дела

24.09

5.

Этика и этикет в художественных произведениях татарского народа.

1.10

6.

Вежливость.

Воспитание вежливого поведения,

доброжелательного отношения к окружающим;

отработка практических ситуаций проявления вежливости в обыденной

жизни.

чтение текста и работа с иллюстрациями;

проведение инсценировки, выполнение заданий по закреплению материала.

отработка терминов и понятий.

неформальное общение, соблюдение

правил вежливости и этикета.

осознанно использовать

слова вежливости в разных

жизненных

ситуациях;

соблюдение

правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома

8.10

7.

Вежливость (татарские традиции).

15.10

8.

Вежливость. Правила вежливости и этикета.

22.10

9.

Добро и зло.

Формирование представлений о

нравственной ответственности человека за содеянное.  Выявлять элементы общечеловеческих

ценностей

работа с

текстом и иллюстрациями

учебника;  выполнение заданий

по закреплению материала.

выявление алгоритма сложного плана изучения нового.

чтение и обсуждение

стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи

проявлять за-

боту о родных

и близких, о

нуждающихся в помощи людях. Воспитание

доброты и милосердия, доброжелате-льности,

уважения друг к другу и окружающим, стремление

совершать добрые дела.

29.10

10.

Добро и зло в татарских сказках.

12.11

11.

Проверочная работа

по темам: Добро и зло. Этика и этикет. Вежливость.

19.11

12.

Работа над ошибками. Дружба и порядочность.

Формировать

нравственные качества личности:

умение дружить,

беречь дружбу,

дружески общаться в коллективе.

Воспитывать среди

учащихся

доброжелательность, уважение друг к другу

ответы на вопросы и

задания к тексту;

выполнение практического задания; работа с таблицей,

материалами блок-

пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц.

разработка правил работы в парах,

отработка терминов и понятий.

работа в парах; определение правил соревнования команд

соблюдать

правила дружбы; дружески

общаться в

коллективе;

проявлять

доброжелатель-ность в классном

коллективе,

уважение друг

к другу;  относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей

26.11

13.

Честность и искренность.

Формирование умения

учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и

поступков.

Воспитание нравственных принципов собственного

развития

составление схемы; отработка терминов и

понятий; выполнение

практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами

и поговорками.

при помощи учителя определение нравственных принципов собственного развития

работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний

критически

осмысливать

свои поступки; оценивать

позитивные

качества честности; проявлять честность

по выполнению правил

поведения в

школе и дома,

соблюдению

законов

3.12

14.

Честность и искренность. Нравственные принципы.

10.12

15.

Гордость и гордыня.

Формирование эмоционально положительной концепции развития

личности: «Я могу, способен, значу»;

умение раскрывать авторский

замысел художественного произведения, выявлять в нем этические

понятия гордость

и гордыня; реализация межпредметных связей

с окружающим миром, литературным чтением, русским языком

отработка терминов и

понятий; выполнение

заданий, работа по

составлению схем;

заполнение плаката;

составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника.

определение правила составления схемы.

применение правил

соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами

Проявление порядочности и

скромности,

гордости за

поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел

художественного произведения, выявлять в нем

этические понятия гордость

и гордыня

17.12

16.

Гордость и гордыня. Этические понятия «гордость» и «гордыня» в художественных произведениях.

24.12

17.

Обычаи и обряды.

Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением,

музыкой.

Пробуждение у учащихся интереса к народным

праздникам.

Воспитание уважения к традициям своего народа

работа с учебником;

чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр

фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко»

(сватовство невесты,

свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование,

прослушивание музыки; составление плана изучения нового.

с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей,

отработка терминов и понятий.

правила общения во

время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями

подобрать

нужные пословицы и

поговорки;

соотносить

рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план

для сообщения

14.01

18.

Обычаи и обряды русского и татарского народов.

21.01

19.

Проверочная работа

 по темам:

Дружба и порядочность.

Честность и искренность.

Гордость и гордыня.

Обычаи и обряды русского и татарского народов.

28.01

20.

Работа над ошибками. Терпение и труд.

Реализация межпредметных связей с музыкой,

технологией,

литературным

чтением.

Воспитание

трудолюбия, целеустремленности, ответственности за порученное

дело, уважения к людям труда

использование блок-

пакетов с заданиями,

работа на карточках;

заполнение схем и

таблиц.

отработка терминов и понятий.

основы анкетирования (заполнение

анкеты); сообщения

учащихся; чтение текста по ролям

знать основы

самообслуживающего труда; выполнять

порученное

дело, практические задания; давать

определения понятий; отгадывать ребусы,

решать кроссворды

4.02

21.

Семья.

Формирование

умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Разыгрывая жизненные ситуации,

усваивать образцы

поведения членов семьи. Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям

ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста.

правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей;

отработка терминов и понятий.

дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки древа родословия

проявлять взаимопомощь,

стремиться

совершать добрые дела; соизмерять свои

потребности

с потребностями членов семьи

11.02

22.

Семья (татарские традиции в семье)

18.02

23.

Презентация учащихся  на тему:  «Родословная моей семьи».

25.02

24.

Семейные традиции.

Подводить учеников к мысли о

важности сохранения дружеских

взаимоотношений в семье.

Продолжить работу по изучению

семей классного

коллектива.

Развитие у учащихся интереса

к истории семьи,

семейным традициям, воспитание

чувства гордости

за свою семью

работа с табличками;

выполнение заданий

развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями

на карточках; составление схем, таблиц;

графическая работа.

отработка терминов и понятий.

правила выступления

с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр

поддерживать

дружеские

взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; соотнести части

пословиц

4.03

25.

Семейные традиции в прошлом веке.

10.03

26.

Презентация учащихся  на тему:  «Традиции моей семьи».

17.03

27.

Сердце матери.

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения.

Воспитание у учащихся чуткого,

внимательного и

уважительного отношения к своим близким, к маме

выполнение графического задания; работа

в группах с раздаточным материалом;

анализ текста и выделение основных

идей; определение

частей речи; работа с

анкетой, со схемами

и таблицами; просмотр фрагмента

видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко».

отработка терминов и понятий.

определение правил

работы в группах

Проявлять

компетентность во внимательном и уважительном

отношении к

своим близким, к маме;

анализировать

рассказы для

детей; участвовать в классных играх

31.03

28.

Проверочная работа по темам: Терпение и труд.

Семья. Семейные традиции. Сердце матери.

7.04

29.

Работа над ошибками. Правила твоей жизни (в сравнении).

Развитие умения

замечать, кому

нужна помощь, не дожидаясь подсказки  взрослых.

Формирование

навыков выполнения основных

правил поведения

учащихся на улице, дороге с целью

предупреждения

детского дорожно- транспортного

травматизма.

Воспитание у учащихся этических

норм поведения

в школе, дома, на улице, внимательное, чуткое отношение к своим близким

выполнение практических заданий на доске;  работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова

«За уроками»; участие в игре, отработка логических операций

отработка терминов и понятий.

определение правил

работы в командах

Компетенции по соблюдению

требований

дисциплины, выполнению

правил само-

обслуживания; умение и

желание поддерживать чистоту в школе

и дома; соблюдать рас-

порядок дня;

выполнять

правила личной безопасности

14.04

30.

Правила поведения в школьной жизни.

21.04

31.

Праздники народов России.

Активизация

межпредметных связей с окружающим миром,

литературным

чтением.

Воспитание желания узнавать

новое о жизни

разных народов,

уважительно относиться к любой религии.

Воспитание у

детей чувства радости от общения с людьми, чувства

бескорыстного,

уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии

анализ нового материала;

чтение стихов, пословиц; разыгрывание

сценок; работа в группах с блок-пакетами;

выполнение заданий

в парах.

отработка терминов и понятий.

развитие культуры

поведения на праздниках

выполнять

правила поведения на

праздниках;

проявлять

чувство уважительного,

терпимого от-

ношения к людям, к их религии; соблюдать

праздничный

застольный

этикет

28.04

32.

Защитники Отечества. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Реализация

межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением,

изобразительным

искусством.

Развитие умения

находить в тексте знания этического

характера, знание

основных правил этикета.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к

защитникам Отечества, ветеранам

Великой Отечественной войны,

чувства гордости

за своих предков,

жертвовавших

собой во имя свободы и независимости Родины

работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины

 В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями могилы неизвестного солдата, памятника Г.К. Жукову; с изображением

Георгия Победоносца;

чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование.

отработка терминов и понятий.

основы фронтальной

и групповой работы в

классе.  

проявление

уважительного

отношения

к защитникам

Отечества,

ветеранам Великой Отечественной войны. Умение

подготовить

сообщение о

патриотах  России; определять значение

красных дат

календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера

5.05

33.

Проверочная работа  по темам: Правила твоей жизни. Праздник народов России. Защитники Отечества

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Обобщение и

систематизация знаний по курсу этики и этикета.

Подготовка к восприятию и усвоению курса этики в 5 классе.

выполнение заданий

тестового характера,

ответы на вопросы,

соотнесение пословицы с темой.

составление тестового задания.

основы работы в парах и группах

Компетенции владения

основами

этики и этикета: знание понятий и определений,

соотнесение

определения

с понятиями,

пословиц с

изученными

темами; выполнение

тестовых заданий

12.05

34.

Итоговый урок. Работа над ошибками. Презентация учащихся  на тему:  «Мой дедушка- защитник Отечества».

19.05

Примечание

№п/п

Тема

Дата

План

Факт

1.

Экскурсия в парк. Правила поведения в общественных местах.

26.05

Приложение

Тесты к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс

Цель: проверка знаний учащихся.

Структура и содержание.

Тесты проводятся в конце каждой четверти. Они содержат  10  заданий, которые предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.

Тест №1 включает следующие темы:

Тест №2

Россия – Родина моя.

Этика и этикет.

Вежливость.

Добро и зло.

Дружба и порядочность.

Честность и искренность.

Гордость и гордыня.

Обычаи и обряды русского народа.

Тест №3

Тест №4

Терпение и труд.

Семья.

Семейные традиции.

Сердце матери.

Правила твоей жизни.

Праздник народов России.

Каждый тест состоит из 1 варианта.

Каждому ученику выдаётся отдельный экземпляр теста, который он должен подписать до начала работы. Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «коллективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.

Критерии оценивания.

Верное выполнение каждого задания  предлагается оценивать 1 баллом.

        За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка в виде отметки – зачет или не зачет

Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы.

Аттестационная отметка ( зачет или не зачет)за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом.

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

9 - 10

зачет

7 - 8

зачет

5 - 6

зачет

0 – 4

Не зачет

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Иванов

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

8

зачет

«Основы светской этики»

Тест  № 1  

1. Россия, наша Родина – это…

А) планета Земля

Б) часть планеты Земля

В)  Российская Федерация

2. На каком рисунке изображен Герб Российской Федерации?

А)       Б)     В)

3. Кто такие предки?

А) люди, от которых мы произошли

Б) родители, которые придут на помощь

В) великие люди                                                                                              

4. Что такое этика?

А) наука о добре и зле;

Б) наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения

представлений о добре и зле;

В) обычаи и традиции.

5. Что такое этикет?

А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям

Б) установленный, принятый порядок поведения

В) оказание бескорыстной помощи другим людям

6. Мораль – это …

А) культурные традиции;

Б) верование людей;

В) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

7. Вежливость – это…

А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям

Б) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор;
В) оказание бескорыстной помощи другим людям

8. Уважение – это…

А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.

Б) почтительное отношение к людям, основанное на признании их достоинств

В) установленный, принятый порядок поведения

9. Добро создается из:

А) добрых чувств и мыслей

Б) из благодарности за добрые дела

В) добрых дел

10. Щедрость – это…

А) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости

Б) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство

Б) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.

Ключ оценивания:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный ответ

В

Б

А

Б

Б

В

В

Б

В

А

«Основы светской этики»

Тест  № 2  

1. Дружбы среди людей не может быть:

А) без сдерживания гнева

Б) без умения уступать друг другу

В) без лжи и отречения от друга из-за беды, болезни

2. Избавиться от обиды поможет:

А) умение прощать

Б) месть к обидчику

В) забыть обиду

3. Порядочность – это …

А) строгое соблюдение норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам

Б) привязанность между людьми

В) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости

4. Бескорыстие – это…

А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества

Б) моральное правило, регулирующее отношения между людьми при  распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.

В) отсутствие стремления к личной выгоде, наживе

5. Честность – это …

А) искренность, добросовестность, правдивость, надежность, отрицание обмана и воровства

Б) ) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство

В) привязанность между людьми, возникающая на основе взаимоуважения

6. Репутация – это …

А) отсутствие противоречий между чувствами, намерениями и действиями человека
Б) хорошее мнение и добрая слава о человеке
В) оказание бескорыстной помощи другим людям

7. Гордость – это …

А) важничанье, высокомерие, заносчивость, самодовольство
Б) добросовестность, правдивость, надежность
В) самоуважение, уважение других, достоинство

8. Гордыня не может быть:

А) без высокомерия, заносчивости, самодовольства
Б) без добросовестности, правдивости, надежности
В) без самоуважения, уважения других, достоинства

9. Кем гордятся жители России:

А) А.В. Суворов, Наполеон, Л.Н. Толстой
Б) М.И. Кутузов, Ю. Гагарин, А.С. Пушкин
В) Г.К.Жуков, М.Ю. Лермонтов, А. Гитлер

10. Назовите обычаи и обряды Руси:

А) обряд сводов, помолвка, венчание, колядки, Масленица .

Б) Хеллоуин, венчание Рождество

В) помолвка, венчание, Рождество, Рамадан

Ключ оценивания:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный ответ

Б

А

А

В

А

Б

В

А

Б

А

«Основы светской этики»

Тест  № 3  

1. Терпение – это …

А) настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле

Б) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственные поступки

В) проявление сострадания и любви к ближнему

2. . Закончи пословицу: «На чужой каравай рот не разевай, …»

А) а найдешь - береги

Б) а браниться грех

В) а пораньше вставай да свой затевай

3. Что НЕ относится к правилам этикета?

А) садиться за стол нужно с чистыми руками

Б) на горячие напитки дуют, а не ждут, когда они остынут

В) на стол можно положить только кисти рук

4. Семья – это …

     А) дом, родственники и домашние животные

     Б) объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях

     В) наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям

5. Род – это …

А) ряд поколений, происходящих от одного предка

Б) ряд поколений, происходящих от разных предков

В) люди, от которых мы произошли

6. Какова главная задача рода и семьи? 

А) Построить дом, дать жизнь детям;

Б) Быть достойными гражданами своей страны;

В) Дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.

7. . На каком дереве можно увидеть своих предков?

А) родительское дерево

Б) родное дерево

В) родословное дерево

8. В каком году на Руси принято христианство?

А) 988 год

Б) 889 год

В) 898 год

9. Традиция – это …

А) правила поведения человека

Б) передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов

В) умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций

10.  «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.»  Это…

А) золотое правило нравственности

Б) нравственный поступок

В) Семейный кодекс

Ключ оценивания:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный ответ

А

В

Б

Б

А

В

В

А

Б

А

«Основы светской этики»

Тест  № 4  (4 четверть)

1. . Закончи пословицу: «Мать кормит детей …»

А) а младенец матери

Б) а земля людей

В) а браниться грех

2. Что НЕ относится к правилам этикета?

А) сок лимона отжимают чайной ложкой в стакане

Б) булочки берут руками, разламывая на кусочки

В) торт едят руками

3. По каким признакам окружающие оценивают аккуратность человека

    А) чистая обувь

    Б) вежливость

    В) прямая осанка

4. Выберите светсткий государственный праздник

А) праздник Последнего звонка
Б) свадьба
В) Международный женский день

5. Священная книга мусульман

А) Коран

Б) Рамадан

В) Курбан

6. Где зародился буддизм?

А) Россия

Б) Индия

В) Греция

7. Отечество – это …

А) страна, где человек родился и вырос

Б) страна, где человек живет в данный момент

В) дом, который построил человек

8. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …

А) Патриот

Б) Труженик

В) Воин.

9. Защитник Отечества – это …

А) Патриот

Б) Труженик

В) Воин

10. Какие события в истории нашей страны  способствовали сплочению и объединению всех граждан?

А) Великая Отечественная война

Б) Ледовое побоище

В) Октябрьская революция

Ключ оценивания:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный ответ

Б

В

А

В

А

Б

А

А

В

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....