Программа "Основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Медведева Наталья Владимировна

ОСНОВЫ МИРОВЫХ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Медведевой Натальи Владимировны

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ МИРОВЫХ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Медведевой Натальи Владимировны

№ п/п

По плану

Фактич.

Задачи урока

Основные термины и понятия

1 четверть- 8 часов

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1

06. 09

Россия – наша Родина.

Восстановление целостного представления о нашей Родине России.

Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей  национальной и  этнической принадлежности.

Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы; духовный мир человека, культурные традиции.

Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов)

2

13.09

Культура и религия.

Формирование  первоначального представления о мировых религиях и  традиционных религиях  народов России.

.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:

понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

3

 20. 09

Культура и религия.

Формирование понимания связи между культурой и религией.

Формирование познавательных УУД: структурирование знаний.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Культура и религия. Культурный человек, культура поведения.

4

 27.09

Возникновение религий. Древнейшие верования.

 Формирование  знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога.

Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Пантеон Многобожие.  Завет.  Храм.

5

04.10

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Формирование  знаний о возникновении  религий мира и Их основателях.

Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Иисус Христос, христианство Аллах,  Мухаммад,  ислам.  Нирвана, Будда, буддизм.

6

11.10

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. 

Формирование  представления  о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Веды, Типитака, Танах.

7

18.10

Священные книги мира: Тора, Библия, Коран.

Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тора, Библия, Коран.

8

25.10

Хранители предания в религиях мира.

Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях.


Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Предания, жрецы, раввин, священнослужители:  епископ,   священник,  диакон. Умма,  имам, хафиз.  Сангха,  лама.

2 четверть- 9 часов

9

5 – 9.

11

Добро и зло Возникновение зла в мире.

Формирование  знания о возникновении в мире зла.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Грех,  грехопадение,  покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция.

10

12 – 16.

11

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние».

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Нирвана. Грех,  грехопадение,  покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция

11

19 – 23.

11

Человек в религиозных традициях мира.

Формирование первоначального представления о религиозных  традициях мира,  об  отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Молитва, таинства,  намаз, мантра.

12

26 – 30.

11

Священные сооружения.

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение  с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Храм, икона, синагога, мечеть.

13

3 – 7.

12

Священные сооружения.

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:   умения  с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

  Минарет,  ступа,  пагода

14

10 – 14.

12

Искусство в религиозной культуре.

Формирование  знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама.

Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:  умение  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Искусство. Икона, каллиграфия,  арабески.

15

17 – 21.

12

Искусство в религиозной культуре.

Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах  иудаизма и буддизма.

Семисвечник, способы изображения Будды

16 - 17

24 – 28.

12

11, 14 – 18.

01

Творческие работы ученика

Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

18

21 – 25.

01

История религий в России.

Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности.

Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

 

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

 Митрополия,  Патриарх, монах, монастырь,

  Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь,   протестанты.

19

28. 01 – 1.02

История религий в России.

Формирование знания  о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности.

Митрополия,  Патриарх, монах, монастырь,

  Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты.

20

4 – 8.

02

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Формирование  знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. 

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Ритуалы, обряды.    Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин.

21

11 – 15.

02

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Ритуалы, обряды.    Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин.

22

18 – 22.

02

Паломничества и святыни.

Формирование представления о главных святынях мировых религий.

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Формирование регулятивных УУД:

 коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Паломничество, мощи.  Хадж. Накхор.

23

26.02 – 1. 03

Праздники и календари.

Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Песах,  Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод,  Сагаалган.

24

4 – 7.

03

Праздники и календари.

Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица).

25

11 – 15.

03

Праздники и календари.

Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

26

18 – 22.

03

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Формирование  понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

.

Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Заповеди, притча, бодхисатва.

27

1 – 5.

04

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

28

8 – 12.

04

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:  умение использовать речь для регуляции своего действия.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Милосердие, сострадание, милостыня.

29

15 – 19.

04

Семья.

Формирование  понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:  умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.

Семья.

30

22 – 26.

04

Долг, свобода, ответственность, труд.

Формирование  понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.

Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование регулятивных УУД:

прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование мотивации к труду, работе на результат.

Долг, свобода, ответственность, труд.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России

31

29.04 – 3.05

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Формирование   понимания  любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.  

Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей  национальной и  этнической принадлежности.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

32 - 34

6 – 10,

13 – 17,

20 – 24.

05

Итоговая презентация творческих проектов.

Закрепление знаний, понимания  ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа

 России.

Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ МИРОВЫХ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Медведевой Натальи Владимировны

№ п/п

По плану

Фактич.

Задачи урока

Основные термины и понятия

1 четверть- 8 часов

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1

06. 09

Россия – наша Родина.

Восстановление целостного представления о нашей Родине России.

Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей  национальной и  этнической принадлежности.

Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы; духовный мир человека, культурные традиции.

Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов)

2

13.09

Культура и религия.

Формирование  первоначального представления о мировых религиях и  традиционных религиях  народов России.

.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:

понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

3

 20. 09

Культура и религия.

Формирование понимания связи между культурой и религией.

Формирование познавательных УУД: структурирование знаний.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Культура и религия. Культурный человек, культура поведения.

4

 27.09

Возникновение религий. Древнейшие верования.

 Формирование  знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога.

Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Пантеон Многобожие.  Завет.  Храм.

5

04.10

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Формирование  знаний о возникновении  религий мира и Их основателях.

Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Иисус Христос, христианство Аллах,  Мухаммад,  ислам.  Нирвана, Будда, буддизм.

6

11.10

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. 

Формирование  представления  о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Веды, Типитака, Танах.

7

18.10

Священные книги мира: Тора, Библия, Коран.

Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тора, Библия, Коран.

8

25.10

Хранители предания в религиях мира.

Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях.


Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Предания, жрецы, раввин, священнослужители:  епископ,   священник,  диакон. Умма,  имам, хафиз.  Сангха,  лама.

2 четверть- 9 часов

9

5 – 9.

11

Добро и зло Возникновение зла в мире.

Формирование  знания о возникновении в мире зла.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Грех,  грехопадение,  покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция.

10

12 – 16.

11

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние».

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Нирвана. Грех,  грехопадение,  покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция

11

19 – 23.

11

Человек в религиозных традициях мира.

Формирование первоначального представления о религиозных  традициях мира,  об  отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Молитва, таинства,  намаз, мантра.

12

26 – 30.

11

Священные сооружения.

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение  с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Храм, икона, синагога, мечеть.

13

3 – 7.

12

Священные сооружения.

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:   умения  с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

  Минарет,  ступа,  пагода

14

10 – 14.

12

Искусство в религиозной культуре.

Формирование  знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама.

Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:  умение  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Искусство. Икона, каллиграфия,  арабески.

15

17 – 21.

12

Искусство в религиозной культуре.

Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах  иудаизма и буддизма.

Семисвечник, способы изображения Будды

16 - 17

24 – 28.

12

11, 14 – 18.

01

Творческие работы ученика

Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

18

21 – 25.

01

История религий в России.

Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности.

Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

 

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

 Митрополия,  Патриарх, монах, монастырь,

  Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь,   протестанты.

19

28. 01 – 1.02

История религий в России.

Формирование знания  о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности.

Митрополия,  Патриарх, монах, монастырь,

  Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты.

20

4 – 8.

02

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Формирование  знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. 

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Ритуалы, обряды.    Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин.

21

11 – 15.

02

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Ритуалы, обряды.    Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин.

22

18 – 22.

02

Паломничества и святыни.

Формирование представления о главных святынях мировых религий.

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Формирование регулятивных УУД:

 коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Паломничество, мощи.  Хадж. Накхор.

23

26.02 – 1. 03

Праздники и календари.

Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД:  умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Песах,  Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод,  Сагаалган.

24

4 – 7.

03

Праздники и календари.

Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица).

25

11 – 15.

03

Праздники и календари.

Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.

26

18 – 22.

03

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Формирование  понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

.

Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Заповеди, притча, бодхисатва.

27

1 – 5.

04

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

28

8 – 12.

04

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:  умение использовать речь для регуляции своего действия.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Милосердие, сострадание, милостыня.

29

15 – 19.

04

Семья.

Формирование  понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:  умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.

Семья.

30

22 – 26.

04

Долг, свобода, ответственность, труд.

Формирование  понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.

Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование регулятивных УУД:

прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование мотивации к труду, работе на результат.

Долг, свобода, ответственность, труд.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России

31

29.04 – 3.05

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Формирование   понимания  любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.  

Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей  национальной и  этнической принадлежности.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

32 - 34

6 – 10,

13 – 17,

20 – 24.

05

Итоговая презентация творческих проектов.

Закрепление знаний, понимания  ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа

 России.

Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...