Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Календарно-тематическое планирование ОРКСЭ 4 класс А.И.Шемшурина

    Ивакина Светлана Александровна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год, примерной  программой по« Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» начального общего образования,  авторской программой  «Основы религиозных культур и светской этики.Основы светской этики» автор составитель А.И.Шемшурина(М.: Просвещение 2015 г.) к учебнику А.И.Шемшурина«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» для 4 класса.

    Программа учитывает  возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся,  способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При реализации рабочей программы по Основам религиозных культур и светской этики общеобразовательной программы МКОУ Нерастанновской СОШ учитывается, что объём домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали в 4 классе 2 часа. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

    Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

    Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» направлено на достижение следующих целей:

    ·         развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    ·         знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    ·         формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

    ·         осознание ценности человеческой жизни;

    ·         воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

    ·         становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

     

    Количество часов на год по программе –34, количество часов в неделю – 1, что соответствует учебному плану  Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл orkse.docx46.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год, примерной  программой по « Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. »  начального общего образования,  авторской программой  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» автор составитель А.И.Шемшурина (М.: Просвещение 2015 г.) к учебнику А.И.Шемшурина  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» для 4 класса.

    Программа учитывает  возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся,  способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При реализации рабочей программы по Основам религиозных культур и светской этики общеобразовательной программы МКОУ Нерастанновской СОШ учитывается, что объём домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали в 4 классе 2 часа. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

    Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

    Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» направлено на достижение следующих целей:

    • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
    • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
    • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
    • осознание ценности человеческой жизни;
    • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
    • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

    Количество часов на год по программе –34, количество часов в неделю – 1, что соответствует учебному плану  Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год.

    Основное содержание программы

    Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

    Тема раздела

    Количество часов по авторской программе

    Количество часов по рабочей программе

    1

    Этика-наука о нравственной жизни человека.

    1

    1

    2

    Этика общения

    4

    4

    3

    Этикет

    4

    4

    4

    Этика человеческих отношений

    4

    4

    5

    Этика отношений в коллективе

    4

    4

    6

    Простые нравственные истины

    4

    4

    7

    Душа обязана трудиться

    4

    4

    8

    Посеешь поступок- пожнешь характер

    4

    4

    9

    Судьба и Родина едины

    4

    4

    10

    Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе.

    1

    1

    Итого

    34

    34

    Требования к планируемым результатам изучения программы.

    Личностные результаты

    Требования к личностным результатам:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    •  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
    •  воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    •  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Требования к метапредметным результатам:

    •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
    • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Требования к предметным результатам:

    • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
    • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
    • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
    • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    Познавательные УУД

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, рисунок и др. )
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учено – научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД.

    Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

    • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
    • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением и быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести « диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять( себя ); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
    • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

    Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека

    Обучающие научатся:

    • понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
    • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
    • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
    • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    Раздел «Этика общения»

    Обучающие научатся:

    • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
    • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
    • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

    Обучающие научатся:

    • Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

    Раздел « Этикет »

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
    • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

    Обучающие научатся:

    • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
    • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
    • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

    Раздел «Этика человеческих отношений»

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Правилам поведения в школе.
    • Что значит играть роль ученика?
    • Равновесие прав и обязанностей школьника
    • Новые ситуации – новые правила.
    • Этикет – форма для содержания этики.

    Обучающие научатся:

    • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
    • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

    Раздел «Этика отношений в коллективе.»

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Правилам поведения в коллективе.
    • Равновесие прав и обязанностей школьника
    • Новые ситуации – новые правила.
    • Этикет – форма для содержания этики.
    • Форма в отношениях между людьми в школе.
    • Действия – форма для поступков.

    Обучающие научатся:

    • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
    • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

    Раздел «Ежели душевны вы и к этике не глухи»

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

    Обучающие научатся:

    • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
    • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

    Раздел «Простые нравственные истины»

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

    Обучающие научатся:

    • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
    • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

    Раздел «Душа обязана трудиться»

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.

    Обучающие научатся:

    •  Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.

    Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер»

    • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
    • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

    Обучающие научатся:

    • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
    • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
    • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

    Раздел «Судьба и Родина едины»

    Обучающие научатся:

    • понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.
    • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
    • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
    • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    №п/п

    Тема

    Характеристика основных видов деятельности

    ученика (на уровне учебных действий) по теме

    Плановые сроки

    прохождения

    Скорректированные сроки прохождения

    I триместр

    1

    Этика-наука о нравственной жизни человека

    Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

    Этика общения- 4 часа

    2

    Добрым жить на белом свете веселей

    Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями  добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений

    3

    Правила общения для всех

    Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

    4

    От добрых правил-добрые слова и поступки

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

    5

    Каждый интересен

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Этикет- 4 часа

    6

    Премудрости этикета

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    7

    Красота этикета

    Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

    8

    Простые школьные и домашние правила этикета

    Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    9

    Чистый ручеек нашей речи

    Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда; Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

    Этика человеческих отношений-4 часа

    10

    В развитии добрых чувств-творение души

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    II триместр

    11

    Природа- волшебные двери к добру и доверию

    Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

    12

    Чувство Родины

    Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

    13

    Жизнь протекает среди людей

    Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Этика отношений в коллективе-4 часа

    14

    Чтобы быть коллективом

    Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог

    15

    Коллектив начинается с меня

    Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда; Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    16

    Мой класс-мои друзья

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    17

     Ежели душевны вы и к этике не глухи…

    Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.); Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

    Простые нравственные истины- 4 часа

    18

    Жизнь священна

    Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

    19

    Человек рожден для добра

    Развитие этических чувств и норм; Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    20

    Милосердие-закон жизни

    Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    21

    Жить во благо себе и другим

    Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда; Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    Душа обязана трудиться- 4 часа

    III  триместр

    22

    Следовать нравственной установке

    Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда; Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

    23

    Достойно жить среди людей

    24

    Уметь понять и простить

    25

    Простая этика поступков

    Посеешь поступок-пожнешь характер-4 часа

    26

    Общение и источники преодоления обид

    Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей; Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда; Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека, сопереживание, соучастие.

    27

    Ростки нравственного опыта поведения

    28

    Доброте сопутствует терпение

    29

    Действия с приставкой «со»

    Судьба и Родина едины-5 часа

    30

    С чего начинается Родина

    Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

    31

    В тебе рождается патриот и гражданин

    32

    Человек-чело века

    33

    Слово, обращенное к себе

    34

    Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе.  

    Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

    ИТОГО:

    34

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1.А.И.Шемшурина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.. Учебник для 4 класс. – М.: Просвещение, 2015.

    2. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

    3. Остер Г. Вредные советы. М., 1998

    4. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

    5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

    Согласовано

    На заседании ШМО

    учителей нач.классов

    Протокол №______от «____»________2016 г.

    _____________И.А.Кошевая

    Согласовано

    Зам.дир.по УВР

    __________ ___Попова С.Б.

    «_____» ______________2016 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    календарно - тематические планы по изо 4 класс Неменский .

    Тематическое планирование Изобразительное искусствоАвтор: Б.М. Неменский.1 час в неделю (34 часа)4 класс КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ...

    Планирование ОРКСЭ, 4 класс, 34 часа

    Планирование ОРКСЭ, 4 класс, 34 часаПрограмма курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 час...

    Тематическое планирование ОРКСЭ 4 класс

    Работа предназначена учителям ОРКСЭ...

    Календарно-тематический план по физкультуре 4 класс (ФГОС)

    Календарно-тематическое планирование по физической культуре  для 4 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной...

    календарно тематическое по русскому языку 4 класс

    тематическое планирование по русскому языку 4 класс...

    Рабочая программа по ОРКСЭ по учебнику А.И. Шемшуриной

    Рабочая программа к модулю "Основы светской этики" по учебнику А.И. Шемшуриной...

    Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. 4 класс. Школа России.

    Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. 4 класс. Школа России....