Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Быструшкина Ольга Леонидовна

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ      

Рабочая программа по курсу  «Основы религиозных культуры и светской  этики» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и  обеспечена учебником (Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2012). 

Предмет, раскрывающий основы  религиозной культуры и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

1.Создать условия для  ознакомления обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.  Создать условия для  развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Способствовать развитию умения обобщать знания и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Способствовать развитию  способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

·  ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России — воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

·  педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

·  системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);

·  ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

·  единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

·  понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

·  формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

·  формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

·  знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·  укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

При разработке курса учитывались, прежде всего, возрастные особенности детей. Разговор о нравственности с ребенком 10-11 лет имеет свои особенности. На уроках предусмотренно  использование  символических, образных и эмоциональных возможностей притч, литературных произведений, художественных изображений, формирующие у обучающихся важнейшие представления о ценностях гражданского общества.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч  в неделю в  4 классе (34 часа).

Описание ценностных ориентиров

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  

Результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами  культуры

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды для решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия.

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации - область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)

  Россия – наша Родина

   Что такое светская этика?

   Мораль и культура.

   Особенности морали

   Добро и зло

    Добро и зло

    Добродетели и пороки

   Добродетели и пороки

   Свобода и моральный выбор человека

 Свобода и ответственность

 Моральный долг

Справедливость

Альтруизм и эгоизм

Дружба

Что значит быть моральным?

Творческие работы учащихся

Подведение итогов

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Нравственный поступок

Золотое правило нравственности

Стыд, вина, извинение

Честь и достоинство

Совесть

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Джентельмен и леди

Образцы нравственности в культуре отечества

Этикет

Праздники

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Любовь и уважение к Отечеству. патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Подготовка творческих проектов

Подготовка творческих проектов

Выступление  учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?», «Мое отношение к России», «Мое отношение к людям» и т.д

Выступление  учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?», «Мое отношение к России», «Мое отношение к людям» и т.д

Тематическое планирование

Темы разделов, количество часов

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества -  1 час

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали.

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1 – 16 часов

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Знакомство с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.

Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Понимать и сопереживать чувствам других людей.

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2 - 12часов

Род, фамилии, семья.

Поступок, нравственный поступок.

Золотое правило нравственности

Стыд, вина.

Честь, достоинство.

Совесть

Богатыри, правила честного поединка.

Рыцари, джентльмены, леди.

Труженик, патриот, воин, активист.

Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, инструменты и приборы.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Духовные традиции многонационального народа России. – 5 часов

Праздники, возникновение праздников.

Этике, об одежде, о значении речи в этикете, правила этикета.

Жизнь человека.

Участвуют в диспутах

учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

 Дата по плану

Тип урока.

Планируемые результаты(задачи)

Основные понятия

Виды деятельности

Необходимое оборудование ЦОР и проекты

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Дата по факту

1.

Россия – Родина моя

04.09.

Комбин.

Формировать представление об единстве нравственных ценностей  народов, населяющих Россию

Развивать умения ставить вопросы, составлять высказывания по опорным словам

Воспитание доброжелательности , нравственности на основе духовных традиций  народов России

Родина , Россия, патриот, столица , президент, государственные символы

Изучение нового материала

 (беседа, чтение , работа с картой, пересказ по опорным словам)

Диск , справочники , карта

2.

Что такое светская  этика?

11.09

Комбин.

Формирование представлений о понятиях : этика, этикет, манеры, нравственность

Показывать  гоаницы России, пересказывать , составлять рассказ

Этика , мораль, нравственность манеры , этикет

3.

Мораль и культура

18.09

Комбин.

Формирование умений следовать правилам хорошего тона, проявлять стремление к добрым поступкам

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Развитие умений ведения этикета приветствия , этикета разговорной речи

Ролевые игры. Поект «Правила поведения в классе, магазине и т.д.

( групповая работа)

Раздаточный материал

4.

Особенности морали

25.09

Комбин.

Выяснить  особенности морали.Что значит мораль?

Формирование личностной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств , доброжелательности

Вежливость , уважение

Чтение и обсуждение русских сказок , былин.

5.

6.

Добро и зло

2.10

9.10

Комбин.

Понимание значения нравственности в жизни человека

Выявление общечеловеческих: требовательности, честности, дружелюбия, ценностей правил дружбы

Воспитание потребности в добрых делах

Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие

Чтение и обсуждение русских сказок , былин. Инсценировка

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари

7.

8.

Добродетели и пороки

16.10

23.10

Комбин.

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Выявление общечеловеческих: требовательности, честности, дружелюбия, ценностей правил дружбы

Воспитание потребности в добрых делах, в укреплении дружбы

Проявление дружбы, щедрость души, бездушие , честность , бескорыстие, справедливость

Чтение и обсуждение русских сказок , былин. Инсценировка отрывков на проявление дружбы в литературных произведениях

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари

9.

Свобода и моральный выбор человека

06.11

Комбин.

Выяснить , что такое моральный выбор человека. Что значит свобода выбора

Создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности

Воспитание положительных качеств личности через характеристики героев, тренинги. Развитие навыков сотрудничества.

Честность , искренность , тактичность , позитивные и негативные качества человека

Чтение и обсуждение русских сказок, былин.

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари

10.

Свобода и ответственность

13.11

Комбин.

Формировать внутренние установки личности поступать согласно требованиям сохранения дружеских отношений

Создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности

Знать что такое свобода и выбор человека

Чтение и обсуждение русских сказок, былин.

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари

11.

Моральный долг.

20.11

Комбин.

Сформировать у учащихся представления о морали как регуляторе поведения человека в обществе

Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), регулятивные ( давать оценку ситуации , поведения окружающих и самооценку поведения)

Воспитание патриотизма , любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Иметь представление о том, что такое мораль, долг.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия ( видеофрагменты: Красная книга России, Золотое кольцо России) проектор

12

Справедливость

27.11

Комбин.

Сформировать у учащихся чувство справедливости присущее каждому

Воспитывать умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям , выполнять порученное дело.

 Беседа , комментированное чтение , самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах

 Фрагменты из периодической печати

13

Альтруизм и эгоизм

03.12

Комбин.

Дать представление что такое альтруизм м эгоиз

Воспитывать ценностное , бережное отношение к семье

Беседа , комментированное чтение , самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах

Беседа , комментированное чтение , самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах

1 уровень-пользуясь памяткой создай 10 заповедей  семьи,2 уровень-составь устный рассказ о происхождении своей фамилии, 3 уровень- составь родословную своей семьи

14.

Дружба

10.12

Комбин.

Формировать внутренние установки личности , поступать согласно требованиям сохранения дружеских отношений

Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Воспитание потребности в добрых делах, в укреплении дружбы

Чтение и обсуждение русских сказок , былин. Инсценировка отрывков на проявление дружбы в литературных произведениях

Урок- презентация

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари

15

 

Что значит быть моральным

17.12

Комбин.

Сформировать у учащихся представления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций

Создание условий для формирования ценностно- мировозренческих основ личности.

Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье

Презентация проектов , обсуждение проектов, рейтинг проектов

Презентации , проектор , интерактивная доска

16

Творческие работы учащихся

24.12

Комбин.

Обобщать ранее изученный материал в активной творческой деятельностной форме

Сформировать понимание значения нравственности в жизниобщества и человека

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии , готовность слушать маму и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения , уметь подарить радость маме

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию. Духовному саморазвитию

Презентация  проектов , обсуждение проектов , рейтинг проектов

презентации

17

Подведение итогов

14.01

Комбин.

Обобщать ранее изученный материал в активной творческой деятельностной форме

Создание условий для формирования ценностно- мировозренческих основ личности.

Коммуникативные ( умение вести диалог , работать в группе), регулятивные ( давать оценку ситуации , поведения окружающих и самооценку поведения)

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение , развитие этических чувств, доброжелательности

Формирование уважительного отношения  к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

Социальные нормы, нормы морали, добро, зло, нравственность,» Золотое правило» нравственности

Беседа , комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы  с членами семьи

Презентации

18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

21.01

Комбин.

Расширить представления детей  о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. Основные понятия : род, семья, фамилия, родословная

Пользоваться справочниками, словарями  оформлять и представлять результаты труда

Воспитывать терпимое отношение к людям и их религии

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию. Духовному саморазвитию

Опережающее задание

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку , дедушку) о том , каким принципом они руководствуются в жизни

19

Нравственный поступок

28.01

Комбин.

Готовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию

Иметь представление о понятиях : культура , памятник ,

мавзолей, храм, традиция.

Коммуникативные ( умение вести диалог, работать в группе), регулятивные ( давать оценку ситуации, поведения окружающих и самооценку поведения)

Воспитывать стремление к добрым поступкам.

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Мораль, нравственнос,

подвиг, культура , памятник.

Правила нравственности. Правила поведения, нормы поведения, правила вежливости, « культура общения», зависть , жадность

Фрагменты источников

20

Золотое правило нравственности

04.02

Комбин.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали разных народов

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Воспитание толерантности, нравственности. Основанной на свободе  совести и вероисповедания

Социальные нормы, нормы морали, добро, зло, нравственность,» Золотое правило» нравственности

Опережающее задание , беседа

Презентация, диск

21

Стыд, вина и извинение

11.02

Комбин.

Знакомство с понятиями стыд, вина.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Нравственность

культура

Презентации , проектор , интерактивная доска

22

Честь и достоинство

18.02

Комбин.

Готовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию

Иметь представление о понятиях : культура , памятник , мавзолей, храм, традиция.

Коммуникативные ( умение вести диалог, работать в группе), регулятивные ( давать оценку ситуации, поведения окружающих и самооценку поведения)

Воспитывать стремление к добрым поступкам.

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Мораль , нравственность, подвиг, культура , памятник. Храм , идеал, традиция. Высшие нравственные ценности, идеалы , принципы морали

Проекты: «Подвиг во имя Отечества «Гвозди бы делать из этих людей , не было б в мире крепче гвоздей»

Фрагменты источников

23

Совесть

25.02

Комб.

Знакомство с понятиями совесть.

Знать что такое совесть,

Воспитание стремления к добрым поступкам

Мораль , нравственность, подвиг, культура. История нашей страны.

24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

04.03

Комб.

Познакомить с образцами       нравственности в культуре на примере духовных традиций прошлого и настоящего

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Отечества

Иметь представление о понятиях : культура , памятник , мавзолей, храм, традиция.

Готовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию

Фрагменты источников

25

Джентельмен и леди

11.03

Комб.

Создание условий для формирования умения оценивать поведение в условиях различных жизненных ситуаций

Сформировать у учащихся представления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций

Коммуникативные ( умение вести диалог , работать в группе), регулятивные ( давать оценку ситуации , поведения окружающих и самооценку поведения

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение , развитие этических чувств, доброжелательности

Формирование уважительного отношения  к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

Беседа , комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы  с членами семьи

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку , дедушку) о том , каким принципом они руководствуются в жизни

26

Образцы нравственности в культуре отечества

18.03

Комб.

Воспитание патриотизма , любви и уважения к Отечеству , чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа

27

Этикет

01.04

Комб.

28

Праздники

08.04

Комб.

Формирование первоначальных представлений  о народных традициях . их роли в культуре  истории и современной России

Пользоваться справочниками , словарями  оформлять и представлять результаты труда

Воспитывать терпимое отношение к людям и их религии

Праздник , религия , христианство( Пасха , Рождество, Крещение) , ислам ( Рамадан-байрам, буддизм( Буддийские праздники)

Опережающее задание

Презентация

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

15.04

Комб.

30

Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального, многоконфессионального народа России

22.04

Комб.

Мораль, нравственность, подвиг, культура , памятник.Храм , идеал, традиция. Высшие нравственные ценности, идеалы , принципы морали

31

Подготовка творческих проектов

29.04

Комб.

Обобщать ранее изученный материал в активной творческой деятельностной форме

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание патриотизма , любви и уважения к Отечеству , чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Обсуждение проектов учащихся, просмотр презентаций.

Презентации , проектор , интерактивная доска

32

Подготовка

творческих проектов

06.05

Комб.

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?»,

«Мое отношение к России»,

«Мое отношение к людям» и т.д

13.05

Комб.

Сформировать представление о чувстве патриотизма , гордости за родную страну, формирование гражданских качеств личности ребёнка

Родина , Россия, патриот, столица , президент, государственные символы

Презентация  проектов , обсуждение проектов , рейтинг проектов

34

Выступление

 учащихся со

своими творческими работами: «Что такое этика?»,

«Мое отношение к России»,

«Мое отношение к людям» и т.д

20.05

Комб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор  учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный г...

Рабочая программа по учебному курсу "ОРКСЭ" в 4 классе

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования, а также на основе  Программы общеобразовательных учреждени...

Рабочая программа по ОПК (модуль ОРКСЭ) для 4 класса

В данном файле находится рабочая программа по ОПК для 4 класса, расчитана на 35 учебных недель....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ОРКСэ 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:- приказом Министерства образования и нау...

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс

К учебнику А.В.Кураева "Основы православной культуры" 4-5 классы...

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ (4 класс)

Адаптированная обьщеобразовательная программа по ОРКСЭ (4 класс)...

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс

    Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;     Обобщение знаний, понятий и пр...