Конспект учебного занятия по ОРКСЭ "Честь и достоинство"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Свистунова Татьяна Георгиевна

Урок ОРКСЭ по теме «Честь и достоинство», направлен на достижение таких предметных результатов как:                                                                                   - осознание  и принятие обучающимися таких духовно-нравственных ценностей как «честь» и «достоинство»;        - знакомство с историей развития представлений человечества о чести и достоинстве;                                        - осознание ценности человеческой жизни, готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.                                                        Приложением к конспекту урока является презентация, музыкальное оформление и раздаточный материал, что поможет коллегам,  реализующим программу комплексного курса  ОРКСЭ  эффективнее  преподнести обучающимся тему «Честь и достоинство».                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svistunova_kasli_konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по курсу ОРКСЭ

 (модуль «Основы светской этики»)

Учитель: Свистунова Татьяна Георгиевна

Класс: 4б

Тема: «Честь и достоинство»

Предметные результаты:                                                                                   - осознание  и принятие обучающимися таких духовно-нравственных ценностей как «честь» и «достоинство»;

- знакомство с историей развития представлений человечества о чести и достоинстве;

- осознание ценности человеческой жизни, готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Метапредметные результаты:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Оборудование:

  • Презентация  «Честь и достоинство»
  • Фрагмент песни «Любовь, достоинство и честь»
  • Карточки для групп с кроссвордом
  • Карточки с пословицами для парной работы
  • Выставка детских книг, включающих книги о чести и достоинстве: Л.Пантелеев «Честное слово», Л.Кассиль «У классной доски», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», книги о войне
  • Кодекс чести ученика (открытки для каждого учащегося)

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас к общению и сотрудничеству, уверена, что оно будет интересным для Вас и для меня.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

      - Ребята, скажите, что мы изучаем на уроках ОРКСЭ? О чем мы ведем разговор? (о нравственности, о моральных ценностях, о поступках людей и т.д.)

       - Так ли это важно для нас? Почему вы так думаете?

       - Сегодня мы будем говорить об очень важном в жизни каждого человека. Это вы назовете сами чуть позже, поработав в группах.

       - Итак, каждой группе предлагается кроссворд, разгадав который вы прочтете ключевые слова и сможете сформулировать тему нашего урока.

(Работа 5 групп учащихся) (Приложение 1)

      - Итак, работа закончена, предлагаю провести самопроверку, используя экран. (Слайд 1)

      - У когов процессе работы с кроссвордом получились такие же ключевые слова? (честь, достоинство)

      - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока («Честь и достоинство») (Слайд 2)

- Какие цели на уроке мы для себя поставим? (ответы детей, корректировка учителя)

  • Определить что такое честь и достоинство
  •  Рассмотреть (вспомнить) примеры чести и достоинства в художественных произведениях и из жизни людей
  • Проанализировать себя, свое поведение с позиции новых понятий

3. Актуализация знаний

- Итак, давайте порассуждаем, что же такое честь? Когда вы слышали это слово? (ответы детей)

- Попробуем объяснить высказывание французского поэта и драматурга Пьера Корнеля: «Я всякую беду согласен перенесть,  но я не соглашусь, чтоб пострадала честь» (дети высказывают свое мнение) (Слайд3)

- Прежде чем мы познакомимся с понятием чести, я предлагаю послушать сообщения наших ребят из истории данного понятия (2 ученика) (Слайды 4-9)

4. Первичное усвоение новых знаний.

    - Я предлагаю Вам обратиться к учебнику «Основы светской этики» на стр.46 и найти определение Чести.

(Слайд 10)

     - Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

- Какие вы знаете пословицы о чести?

5. Первичная проверка понимания

- Я предлагаю вам поработать над пословицами в парах, чтобы узнать новые, поразмышлять над их смыслом, сначала их нужно составить (Приложение 2):

Береги платье снову,

а тот, кто честней

По заслугам и

дороже

Честное дело

такова и честь

Не тот правей, кто сильней,

а честь смолоду

Честь всего

не таится

Каков есть,

честь

- Проверьте свою совместную деятельность. (Слайд 11)

- Назовите ту пословицу, которая есть в учебнике. (Береги платье снову, а честь смолоду). Как вы ее понимаете?

- Ребята, а какие жизненные примеры чести мы можем привести?

-В современном мире есть много настоящих людей, которые держат своё слово, не предают друзей, не изменяют своим моральным принципам, всегда приходят на помощь слабым, это и есть «человек чести». Такими людьми являются: … Подумайте и скажите (ответы детей).

- Я тоже хочу показать Вам таких людей. (Слайды 13-19)

- Сегодня для нашего учебного занятия мы вместе подготовили выставку детских книг. В каком литературном произведении, которое мы читали  ярко представлены примеры чести, честного слова и честного человека? (Леонид Пантелеев «Честное слово») (Слайд 20-21)

- Рядом с честью «живет» еще одно очень важное качество личности. Оно уже было названо при формулировке темы урока. Что это? (достоинство)

- Как вы понимаете значение этого слова? (высказывания детей)

- Действительно вы правы. (Слайд 22)

- Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель говорил: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего».
- Достоинство – это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважения к себе.

-Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что не зависимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

- Задача каждого человека - не унижать достоинство других и не терять собственного.

- Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек».

- Прочитайте о достоинстве в учебнике на стр.46. Что можете добавить?

- Много смысла в одном, единственном слове ДОСТОИНСТВО, которое мы, порой, вспоминаем  не часто. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков нравственных и безнравственных, соответствующих законам, и, в так называемых, неписаных законах человеческих отношений.

6. Первичное закрепление

- Приведите примеры нравственных и безнравственных поступков (работа в паре, далее примеры озвучиваются)

- Проверьте, правильно ли распределены нравственные и безнравственные поступки людей. (Слайд 23)

- Я предлагаю вам вновь обратиться к нашей выставке детских книг и назвать из них те, в которых присутствуют примеры достоинства, многие из них вами прочитаны. (учащиеся называют и поясняют: Л.Кассиль «У классной доски», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», книги о войне). (Слайды 24-26)

-Как вы считаете, чтобы быть достойным человеком обязательно быть героем? (мнение детей)

- Я считаю, что в повседневной жизни, чтобы быть достойным человеком не обязательно быть героем. Это чувство каждый человек должен воспитать в себе, вырастить в своём сердце – чувство собственного достоинства,  делающее человека настоящим человеком.

 В наше время достоинство можно проявить в любой момент по отношению к окружающим людям. Это значит - помогать слабым, беззащитным, больным, пожилым людям, быть добрым человеком, не таить в себе зло и обиду, а также проявлять уважение … К кому? Продолжите мою мысль. (Слайды 27-29)

-Воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек Александр Сергеевич Пушкин.

-Достойным человеком надо быть с детства - анализировать каждый прожитый день: что сделано не так - то надо осудить, а что во благо - то одобрить.

- Вспомните, пожалуйста, какая в нашем классе есть традиция, которой мы дорожим с самого начала нашего знакомства? (Ответы учащихся) (Слайд 30)

- Действительно, начиная с 1 класса, каждый день после уроков мы все вместе обсуждаем наши успехи и достижения, ошибки и неудачи прошедшего школьного дня. Вместе решаем возникшие проблемы и стараемся исправить их. Эта классная традиция нас сближает и делает дружнее. Неслучайно наш классный коллектив  называется «Друзья»,  а девиз нашего класса – «Нам дружба учиться и жить помогает».

7. Информация о домашнем задании

     - В качестве домашнего задания я предлагаю вам карточки, которые помогут вам оценить себя, свое поведение с позиции новых сегодняшних понятий «Честь» и «Достоинство» (Приложение 3)

ТЕМА: ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

  1. Допиши предложение:

Я защищал(а) честь (класса, школы, города, района, области и т.д.), когда ________________________________________________________________

________________________________________________________________                                                        

  1. Запиши имена людей, которых ты уважаешь:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________ Запиши качества, за которые можно уважать тебя: _____________________________________________________________

    ______________________________________________________________

8. Рефлексивный этап

   - Скажите, ребята, достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока? (ответы детей, корректировка учителя)

  • Определили что такое честь и достоинство.
  •  Рассмотрели (вспомнили) примеры чести и достоинства в художественных произведениях и из жизни.
  • Проанализировали себя, свое поведение с позиции новых понятий.

   - В заключение нашего занятия, я предлагаю вам Кодекс чести ученика, который разработали мои бывшие выпускники. Они считают, что  кодекс должен быть принят в каждом классе и должен стать законом жизни каждого ученика! Если вы его принимаете, мы можем утвердить его в нашем классном коллективе. При желании вы можете внести свои дополнения. (Слайд 31-32)

(Звучит фрагмент  песни «Любовь, достоинство и честь», исп. Людмила Чеботина, «Кодекс чести ученика» вручается каждому учащемуся)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.
  2. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001. – 85 с.
  3. Железкина,  А.М.  Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1- 4 классы / А.М. Железкина, О.Н. Курамшина. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе.

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе. .Класс: 1Тема учебного занятия: Счёт в пределах 10.Продолжительность учебного занятия: 30 мин.Тип учебного занятия: урок зак...

Конспект учебного занятия по математике в 3 классе на тему: «Закрепление изученного материала. Пути познания»

Тема урока: Закрепление изученного материала. Пути познания.Задачи: создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»; совершенств...

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по математике

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:- ввести число и цифру 5,-разобрать состав числа 5,- научить правильно писать цифру 5;-решать задачи и примеры;- излагать  мыс...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....