ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ на тему

Казакова Людмила Николаевна

тематическое планирование по ОРКСЭ - основы мировых религий и светской этик и по православию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Учебный модуль «Основы православной культуры»

4 класс

Тип урока

Тема тип вид урока форма проведения

Элемент содержания

Планируемые результаты

Оценивание достижений учащихся

Ценностные ориентиры

предметные

Личностные метапредметные

вид

форма

1.

Россия – наша Родина.

Богатство России. Малая Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

текущий

фронтальный

Духовный мир человека

культурные традиции

2.

Культура и религия.

История

возникновения и

распространения

православной    культу

ры. Родина. Христианство. Православие.

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

текущий

формулирующий

Забота об окружающем мире

3.

Человек и Бог в православии.

Основы

духовной традиции

православия.

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

тематический

сравнительный

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

4.

    Православная молитва

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

тематический

Фронтально-обзорный

Духовный мир человека

культурные традиции

5.

  Библия и Евангелие

Определения

основных понятий

православной

культуры.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

текущий

формулирующий

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

6.

  Проповедь Христа

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

Взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

Тематичес

кий

Фронтально-обзорный

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

7.

Христос и Его Крест

Взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей

Православная культура. Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа.

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

текущий

формулирующий

Духовный мир человека

культурные традиции

8

Пасха

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

тематический

Фронтально-обзорный

Уважение к природной и культурной среде

9

Православное учение о человеке.

Описание основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

тематический

формулирующий

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.

10

 

Совесть и раскаяние.

Раскаяние. Совесть

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

тематический

сравнительный

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

11

Заповеди.

Заповеди. Моисей.

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

текущий

фронтальный

Уважение истины: сущностный поиск истины, стремление избежать невежества, заблуждений, вероломства.

12

Милосердие и сострадание.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

тематический

сравнительный

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

13

Золотое правило этики.

Грех.  Неосуждение.

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

текущий

формулирующий

Духовный мир человека

культурные традиции

14

Храм.

Икона. Благословение.

Иконостас. Алтарь

Знакомятся с

устройством храмов

вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

тематический

фронтально-обзорный

Уважение к красоте, развитие основополагающих эстетических чувств и осознание того, что в мире существует нечто большее чем земные потребности, реализм и жестокий прагматизм

15

Икона

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Тематичес

кий

Сравнитель

ный

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.

16

Как христианство пришло на Русь.

Церковь, крещение, Святая Русь. Мир внутренний, внешний.

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

текущий

формулирующий

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

17

Подвиг.

Подвиг. Жертва. Подвижник

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

тематический

Сравнитель

ный

Духовный мир человека

культурные традиции

18-19

Заповеди блаженства.

Нагорная проповедь, духовность, нищие духом, Царство Небесное, вера.

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

тематический

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

20-21

Зачем творить добро?

Святой самоотверженность, радость сердца.

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

тематический

формулирующий

Забота об окружающем мире

22

Чудо в жизни христианина .

Святая троица, добродетель, вера, надежда, любовь.

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

тематический

сравнительный

Духовный мир человека

культурные традиции

23

Православие о Божием суде

Божий суд

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре.

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Тематичес

кий

формулирующий

24

Таинство причастия.

Таинство, причастия, литургия, крещение, миропомазание

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Тематичес

кий

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

25-26

Монастырь

Монах, монашеские обеты, послушание, клобук, мантия, четки.

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

тематический

формулирующий

Забота об окружающем мире

27

Отношение христианина к природе.

Милосердие, экологический кризис.

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

тематический

28-29

Христианская семья.

Семья, венчание, тактичность.

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

тематический

сравнительный

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.

30

Защита Отечества.

Святые защитники Родины, справедливая война, оборонительная война.

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

тематический

Фронтально-обзорный

31

Христианин в труде.

Первый грех, пост, первые заповеди.

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Тематичес

кий

формулирующий

Забота об окружающем мире

32

Любовь и уважение к Отечеству.

Любовь к Отечеству. Патриотизм.

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

итоговый

Фронтально-обзорный

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.

33

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение

итоговый

Фронтально-обзорный

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям

34

Выступление обучающихся с творческими работами.

Учатся излагать своё мнение

по поводу значения

православной культуры

в жизни людей, общества.

вносить соответствующие коррективы в  выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

итоговый

комплексно-обобщаю

щий

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Учебный модуль «Основы светской этики»

4 класс

п/п

Тема  урока

Ключевые слова

Планируемые результаты

Дата проведения

Ценностные ориентиры

предметные

Личностные, метапредметные

фактич

коррект

1

Россия – наша Родина.

Богатство России. Малая Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Духовный мир человека,

культурные традиции России

2

Народы России.

Многонациональная, коренные народы, Конституция, родной язык

Знакомство с народами России, понимание своей принадлежности к народности, сохранение родного языка

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Уважительное отношение к народам разных конфессий, забота об окружающем мире

3-4

Русские.

Формирование русского народа, традиционные русские дома, традиционная русская одежда

Понимание значения русского народа в историческом прошлом страны

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления

Уважительное отношение. К историческому прошлому страны

5-6

Народы Поволжья и Урала.

Поволжье, Урал, государственные образования, жилища народов, народные промыслы

Знакомство с народами данных территорий, обрядами, бытом

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Духовный мир человека

культурные традиции

7-8

Народы Северного Кавказа.

Северный Кавказ, народы, Кавказа, традиционные жилища, традиционная  одежда, быт;

Изучение основ духовных традиций, определение основных понятий культуры народов Северного Кавказа

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения

9-10

  Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Северный полярный круг, автономный округ, народы, промысел, быт;

Взаимосвязь природных особенностей и быта,

поведения людей

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения

11-12

Дети одного дома.

Добровольное присоединение, завоевание народов, историческая родина

Обобщение знаний по теме, проверка знаний, творческие работы учащихся

Вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Духовный мир человека

культурные традиции, уважение к культурным традициям народов России

13-14

Религии народов России. Православие.

Православие, ислам, буддизм, иудаизм

Взаимосвязь между

религиозными культурами России

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления

Уважение к конфессиям страны и их культурной среде

15-16

Православие.

Церковь, крещение, Святая Русь, мир внутренний, внешний, Святая троица, добродетель, вера, надежда, любовь

Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.

17-18

Ислам.

Ислам, мусульмане, Мухаммед, Коран, мечеть, муэдзин

Знакомство с историей возникновения и распространения ислама

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

19-20

Буддизм.

Буддизм, Будда,

 дацаны, ступы, Шанкьямуни

Знакомство с историей возникновения и распространения буддизма, основы духовных традиций

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления

Уважение истины: сущностный поиск истины, стремление избежать невежества, заблуждений, вероломства.

21-22

Иудаизм.

Иудаизм, Тора, Иерусалим, синагога, иудеи, ханука.

Формирование первоначальных представлений об иудаизме, основы духовных традиций

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения.

23-24

Духовно-нравственные нормы и ценности.

Общественное существо, нормы поведения, человеческая жизнь

Обобщение первоначальных представлений о духовно-нравственных нормах и ценностях.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления

Духовный мир человека

культурные традиции

25-26

Духовно-нравственные черты народов России.

Терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, Владимир Мономах, подвиг, жертва

Основы духовной традиции русского народа

Вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учения

формирование, поддержка духовно-нравственных черт

27-28

Семейные ценности.

Семейные ценности, культ старших, предки, потомки, Рембрант ван Рейн, великое почтение

Знакомство с основными нормами семейной морали, понимание  важности некоторых качеств в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.

29-30

Жизнь дана на добрые дела.

Сострадание, доброта, терпимость, дружелюбие

Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставляя их с нормами светской и религиозной культуры

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления

Забота об окружающем мире

31-32

Наш дом – Россия.

Россияне, ратные подвиги, беззаветное служение, боевое братство, День Победы, законы страны, двуглавый орёл, святые защитники Родины, справедливая война, оборонительная война, любовь к Отечеству, патриотизм

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Уважение к другим, фундаментальное чувство эмпатии к окружающим, уважение и понимание того, что важно другим людям.

33-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Поиск необходимой информации для выполнения задания, участие в диспутах, подготовка сообщений по выбранным темам

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, умение слушать собеседника и излагать своё мнение

Интерес к многообразию традиций, формирование справедливого к ним отношения, духовный мир человека

культурные традиции, Забота об окружающем мире



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса

«Основы православной культуры»

Модуль «Основы светской этики»

Пояснительная записка

   Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

 Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики.

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной

жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);

– усвоения основных духовно_нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Место комплексного учебного курса

«Основы православной культуры» в  программе обучения

В федеральный базисный учебный план на изучение курса в 4-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.  Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  •  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Непревзойденным образцом родной педагогики являются созданные в XIX веке великим русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским (1824–1870) книги «РОДНОЕ СЛОВО» и «ДЕТСКИЙ МИР». Более половины столетия эти учебные пособия были основными для начальных школ России. По ним учились наши деды и прадеды. «Родное слово», выдержавшее более 150 изданий, стало «народной детской книгой».

Прекрасным образцом учебника по основам родной культуры является также учебная книга Клавдии Лукашенко «СЕЯТЕЛЬ. Третий и четвертый год обучения в школе и семье».

При разработке учебных программ и пособий по основам православной культуры были использованы книги К. Д. Ушинского, а также учебник К. Лукашенко. Почему так важно возрождение родной педагогики?

Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно: обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы православной культуры»

Изучение основ православной культуры учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное

значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.

2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.

3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.

4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.

6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.

7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.

8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.

9. Азбука духовно_нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно

этих качеств надо прежде всего заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»

Концепция духовно_нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается  историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 класса, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Обоснование особенностей изучения учебного предмета

    Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. 

Соотношение содержания программы и обязательного минимума соответствует требованиям государственных стандартов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной

культуры» учащимися 4 класса:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися

4 классов:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Организация учебно-воспитательного процесса

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении исторических основ православной культуры) является традиционный школьный урок. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа (собеседование).

Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков экскурсий.

Содержание учебного  модуля «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

   Формы работы:

  1. Коллективная
  2. Фронтальная
  3. Групповая
  4. Парная
  5. Индивидуальная
  6. Дифференцированная

Методы работы:

  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  4. Поисковые
  5. Объяснительно-иллюстративные
  6. Исследовательские
  7. Проблемные

          Используемые образовательные технологии для реализации данной программы:

  1. Технология личностно-ориентированного подхода
  2. Деятельностная технология
  3. Информационные технологии
  4. Технология критического мышления
  5. Игровые технологии
  6. Технология проблемно-диалогического обучения
  7. Технология групповой деятельности
  8. Технология воспитания в процессе обучения
  9. Технология оценивания учебных достижений

10.Использование технологии портфолио

Измерители  учебных достижений

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов. Они могут быть индивидуальными, коллективными.  Подходы в системе оценивания: «зачёт-незачёт», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семей к результатам собственной деятельности. 

Контроль за ЗУН:

  1. Поурочный (через опрос учащихся)
  2. Самостоятельные работы творческого характера
  3. Индивидуальные задания
  4. Тесты

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

 Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Основы православной культуры. 4 класс  А.В.Кураев. « Основы православной культуры» издательство "Просвещение", одобрено «Редакционным советом по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» образованным распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла   к внедрению в педагогическую практику образовательных учреждений разных видов и типов с целью развития методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ, образовательных компонентов Базисного учебного плана в начальном и основном общем образовании; как методическое обеспечение содержания дополнительного образования.

Программно – методическое обеспечение предмета

для ученика

Предмет

Программа

                    Учебник

Основы православной культуры

УМК «Гармония»

А. В. Кураев «Основы православной культуры»

4 класс:

«Москва», 2014

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Программно – методическое обеспечение предмета

для учителя

Предмет

Программа

                    Учебник, методические рекомендации

Основы православной культуры

УМК «Гармония»

Программы образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики.  Москва. «Просвещение» 2010

Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

А. В. Кураев «Основы православной культуры»

4 класс:

Москва. «Просвещение», 2014

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Используемая литература

1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.

М.: Издательский дом «Покров», 2004.

2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.

3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Лукашенко К. «Сеятель». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8_е

изд. СПб., 1914.

5. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.

Новосибирск, 2010.

6. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.

1948. С. 425–488.

7. Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953.

С. 327–332.



Предварительный просмотр:

Словарь православия

Икона – живописные изображения Бога и святых.

Иконописец - мастер, создающий иконы

Монастырь-  (греч. μοναστήριον) — религиозная община монахов или монахинь, комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монахи – участник религиозной общины,  ведущий жизнь  в  монашеской общине, либо в одиночестве. Монахи проживают в монастырях, пу́стынях, лаврах.

Святой – личность, особо чтимая в различных религиях за святостьблагочестиеправедность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.

Священник-служитель религиозного общества.

Молитва обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, 

Колокольня  — башня, на которой установлен один или более колоколов, является частью церкви.

Звонница – сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.

Звонарь - мастер звонарского дела; обязан звонить в храмах при богослужениях в колокола.

Фрески - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании материалы в штукатурке плёнку, делающую фреску долговечной.  

Словарь православия

Икона – живописные изображения Бога и святых.

Иконописец - мастер, создающий иконы

Монастырь-  (греч. μοναστήριον) — религиозная община монахов или монахинь, комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монахи – участник религиозной общины,  ведущий жизнь  в  монашеской общине, либо в одиночестве. Монахи проживают в монастырях, пу́стынях, лаврах.

Святой – личность, особо чтимая в различных религиях за святостьблагочестиеправедность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.

Священник-служитель религиозного общества.

Молитва обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, 

Колокольня  — башня, на которой установлен один или более колоколов, является частью церкви.

Звонница – сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.

Звонарь - мастер звонарского дела; обязан звонить в храмах при богослужениях в колокола.

Фрески - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании материалы в штукатурке плёнку, делающую фреску долговечной



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Пояснительная записка

   Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для учащихся 4-го класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с «Программой воспитания уч-ся 1-11 классов », Рекомендовано МО РФ Москва. Просвещение. 2000 г.

 Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания по культуре.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Специфика данного курса заключается в нормативно-правовой основе  разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его четыре блока согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Этот курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». 

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в  программе обучения

В федеральный базисный учебный план на изучение курса в 4-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Обоснование особенностей изучения учебного предмета

    Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. 

Соотношение содержания программы и обязательного минимума соответствует требованиям государственных стандартов.

Формы работы:

  1. Коллективная
  2. Фронтальная
  3. Групповая
  4. Парная
  5. Индивидуальная
  6. Дифференцированная

Методы работы:

  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  4. Поисковые
  5. Объяснительно-иллюстративные
  6. Исследовательские
  7. Проблемные

          Используемые образовательные технологии для реализации данной программы:

  1. Технология личностно-ориентированного подхода
  2. Деятельностная технология
  3. Информационные технологии
  4. Технология критического мышления
  5. Игровые технологии
  6. Технология проблемно-диалогического обучения
  7. Технология групповой деятельности
  8. Технология воспитания в процессе обучения
  9. Технология оценивания учебных достижений

10.Использование технологии портфолио

Измерители  учебных достижений

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов. Они могут быть индивидуальными, коллективными.  Подходы в системе оценивания: «зачёт-незачёт», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семей к результатам собственной деятельности. 

Контроль за ЗУН:

  1. Поурочный (через опрос учащихся)
  2. Самостоятельные работы творческого характера
  3. Индивидуальные задания
  4. Тесты

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Прогнозируемые результаты

Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие умения и качества:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

организовывать свои действия; работать с информацией;

любовь и уважение к Отечеству, к народам, его населяющим, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к ведению диалога с детьми различных религиозных конфессий; потребность в общении;

наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника, вопросы и задания к ним; авторские ремарки; высказывания учащихся; опора на свой жизненный опыт.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

 - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

 - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и соблюдать общепринятые нормы поведения в храмах;

 - организовывать самостоятельную деятельность;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения

 Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России – нашей Родине;

добавлять и приводить необходимые доказательства по теме.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения, технологии групповой работы (модель: групповая работа в классе; модель коллективного творческого решения проблем) и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения; технология семейного воспитания; технология освоения информационной культуры.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»» является сформированность следующих умений:

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;  

писать минисочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, понимать и определять свои эмоции;  

иметь собственные приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

самостоятельно давать характеристику  и оценку обсуждаемому материалу.

Программно – методическое обеспечение предмета

для ученика

Предмет

Программа

                    Учебник

Основы религиозных культур и светской этики

УМК «Гармония»

Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс:

«Ассоциация XXI век», 2012

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Программно – методическое обеспечение предмета

для учителя

Предмет

Программа

                    Учебник, методические рекомендации

Основы религиозных культур и светской этики

УМК «Гармония»

Программы образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики.  Москва. «Просвещение» 2010

Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс:

Смоленск. «Ассоциация XXI век», 2012

Учебник соответствует ФГОС и

рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Использованная литература:

  1. Информационно- публицистический бюллетень. И. Просвещение. Выпуск №10. 2010
  2. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Министерство образования и науки. 2010
  3. www.kniga21vek.ru 
  4.  http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/
  5.  http://cerm.ru/index.php
  6. www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религия народов Российской Федерации Православие Буддизм Ислам Иудаизм

Слайд 2

Христианство православие католицизм

Слайд 3

Рассматриваемые вопросы: Что такое православие? Какие народы РФ исповедуют? Кто является её основателем? Какая священная книга есть в православии? Какие здания строят православные для выражения своих чувств к Богу? Какие заповеди существуют? Праздники, обряды в православном мире

Слайд 4

Православие Правильное славление Бога Основатель религии (пророк) Иисус Христос

Слайд 6

Домашнее задание Сделайте выбор: А) Попросить родителей побывать на экскурсии на мемориале Славы(где отмечается День Победы) и создать раскраску часовни, которая там находится Б) Составить и оформить памятку «Как вести себя в храме» (для православных) В) Выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва»

Слайд 7

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… 1838 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...