Золотое правило нравственности.
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Андреева Марина Анатольевна

Урок по светской Этике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_20.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20.

Тема. Золотое правило нравственности.

Цели. Формирование начального представления о «золотом правиле этики»

Задачи урока.

Личностные. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие этических чувств как результат морального поведения. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения.

Предметные. Знакомство с главным правилом человеческих отношений – «золотым правилом этики», понимание его значения в оценивании собственного поведения.

Формы и виды деятельности. Беседа, устное высказывание по теме, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрациями, работа в группах, оценивание своей работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

(сюжетные картинки к сказке А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше») Проанализируйте проделку Карлсона с точки зрения нравственного поступка.

(сюжетная картинка к рассказу И.С.Тургенева «Воробей»)

Проанализируйте поведение старого воробья с точки зрения нравственного поступка.

Давайте сделаем вывод. Всякое действие является поступком?

  1. Актуализация знаний.

Как вы понимаете слово золотой? (красивый, дорогой)

А теперь подберите к этому слову существительное, но так, чтобы слово золотой употреблялось в переносном значении. (делаю подсказку вспомните рассказ Зощенко «Золотые слова»)

А как вы думаете, может ли правило быть золотым?

А каким оно должно быть? Как его надо выполнять? (высказывание детей)

Так какая тема нашего урока с точки зрения морали?

Да, действительно сегодня на уроке мы будем знакомится с золотым правилом нравственности.

 

  1. Открытие нового.

Узнать, понять золотой правило нравственности нам поможет сказка М.А Андрианова «Полезное колдовство» (отрывок сказки у каждого на парте)

Самостоятельное чтение сказки. Читая сказку, обратите внимание на поступки героев. Отмечайте их значками как это мы всегда делаем ( +  поступок радует, нравится, -  поступок огорчает, печалит, ! надо подумать).

Текст сказки.

Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать.

И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:

– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.

– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:

– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.

– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.

Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:

абра мубра ракадуга,

веке креке куру бе,

все, что хочешь для другого,

нехорошего, плохого,

пусть воротится к тебе.

При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...

– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.

И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:

– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.

Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.

– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.

Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломалась, и он сам упал на землю.

Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:

– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло?

Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.

– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:

– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.

Кто главный герой сказки?

Какие поступки Вити вас опечалили?

Как вы думаете правильно ли поступил старичок, совершив колдовство?

Как вы думаете сможет ли со временим измениться поведение Вити? Почему?

(конечно сначала Вите будет трудно желать хорошее и совершать добрые поступки, но постепенно он изменит свое поредение)

Какое же правило мальчик запомнил на всю жизнь? (Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)

Можно ли это правило нравственности назвать золотым? (Конечно. Оно нужно всем при общении)

А теперь сравним наш вывод с формулировкой правила в учебнике (Стр. 42)

А как вы думаете, это правило придумал один человек? А только в одной стране оно появилось?                  Конечно мудрецы, жившие в разные времена, в разных странах искали его на протяжении веков. Золотое правило нравственности помогает людям управлять своим поведением, совершать добрые поступки.

  1. Работа по учебнику (Стр.42 – 43 )

Какие философы задумывались о золотом правиле нравственности?

  1. Обобщение.

Работа в парах (задание на партах)

а) Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

   Семь раз отмерь, один раз отрежь.

   Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

   Будь малым доволен, больше получишь.

   Как аукнется, так и откликнется.

б) Продолжи предложение.

         Я не буду обзываться, так как мне…

        Я не буду брать чужие вещи, потому что …

        Я не буду обманывать, так как мне…

в)Какие мысли сегодня на уроке были новыми?

          Над чем заставили задуматься?

          Что нового взяли для себя, чтобы этим воспользоваться в жизни?

  1.  Работа в тетради стр. 51 – 52

Какую литературу можно ещё использовать на уроке по этой теме: сказка « Журавль и лиса», Инна Зимина «Как аукнется так и откликнется», Андронов «Как кактус своё получил»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило нравственности

Урок № 20 по ОРКСЭ в 5 классе. Модуль  ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР   И  СВЕТСКОЙ  ЭТИКИМетодическая разработка содержит уточнения с УУД по всем этапам урока. Презен...

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

"Золотое правило нравственности"

Разработка урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности" (презентация)...

Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...

Презентация по теме "Золотое правило нравственности"

Презентация по  курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики», тема урока    "Золотое правило нравственнсти"                     ...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...