православный храм
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Сарайкина Вера Владимировна

презентация по ОРКЭС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_kraevedeniyu.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по курсу кафедрального вариативного учебного модуля «Краеведение как инновационное направление внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии ФГОС нового поколение» на тему «Православный храм Воскресения Словущего в селе Сертякино Московской области» Слушатель: Сарайкина Вера Владимировна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Климовска МО

Слайд 2

Цели и задачи: Познакомить с историей храма; Воспитывать любовь и уважение к истории родного края; Развивать интерес к истории прошлого; Давать оценку происшедшим историческим событиям; Приобщать учащихся к богатому духовному опыту православия.

Слайд 3

Храм Воскресения Словущего сделан из красного кирпича, с белокаменными деталями, с двумя приделами была построена в 1859г. на средства, собранные по инициативе Е.И.Безобразовой. Кубический основной объем завершен невысоким куполом и увенчан одной главой на барабане, обшитом жестью. С востока к нему примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - трапезная и двухъярусная колокольня. Фасады обработаны в духе эклектики.

Слайд 4

В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме вспоминается торжество по случаю освящения нового христианского величественного храма на месте страданий, погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Торжество освящения храма состоялось 13/26 сентября 335 года. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением С ловущим » ( словущее – по-славянски «так называемое») и означает, что он словет или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения, и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова в IV веке. Память этого знаменательного события мы и отмечаем 13/26 сентября, как праздник Воскресения словущего .

Слайд 6

Первые найденные письменные свидетельства о деревянной церкви в селе Сертякино Подольского уезда, относятся к 1694 году. Храм был построен по челобитью Михаила Леонтьевича Минина, служившего на государевой службе с 1640 года и пожалованного вотчиной в 1682 году. Первым священнослужителем упоминается диакон Иоанн, «благословенный в попы». В то время церковь и приход носили название Воскресения Христова. По названию церкви c ело часто называли Воскресенским. В феврале 1735 года Александр Степанович Минин обращается в Синодальный Казенный приказ с просьбой – вместо деревянной церкви в селе Воскресенском, Сертякино тож , «которая весьма обветшала и Божественной службы за ветхостью отправлять невозможно, чтоб повелено было вместо ветхой Воскресенской церкви на том же месте построить вновь деревянный во имя то же храм и о строении оного дать указ».

Слайд 7

Отечественная война 1812 года не обошла и Воскресенскую церковь в селе Сертякино , хотя она пострадала меньше других окрестных церквей. Священник Феодор Яковлев, которому было 73 года, сумел сохранить большую часть ценностей ризницы храма: два Евангелия в серебряных окладах, серебряный напрестольный крест, антиминсы и одежды на престолах, богатые священнические и диаконские облачения, иконы иконостасов в окладах, церковную библиотеку, за что был награжден крестом на Владимирской ленте.

Слайд 8

В декабре 1847 года помещица села Сертякино , прапорщица , вдова Екатерина Ивановна Безобразова обращается к святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому и Коломенскому, с дозволением приступить к сбору средств для возведения каменной церкви. Строительство быстро продвигалось вперед, и в 1859 году новый трехпрестольный храм Воскресения словущего с приделами во имя Рождества Богородицы (бывший Толбинский престол) и Святителя Николая Чудотворца был построен.

Слайд 9

Храм имеет традиционную трехчастную объемную композицию, в которой по оси запад-восток соединены двухъярусная колокольня, прямоугольная в плане трапезная часть и центральный двухсветный четверик, завершенный полукруглой апсидой (алтарным выступом) и увенчанный куполом с луковичной главкой. Храм, освященный по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, получил наименование храма Воскресения словущего . Колокола со старых церквей повесили на новый храм. По церковной описи 1848 года самый большой колокол весил 37 пудов (592 кг), два колокола по 140 кг и прочие маленькие колокола.

Слайд 10

Последним священником храма в Сертякино до его закрытия в 1937 году был отец Сергий Фелицын . Арестовали его 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. 1 декабря 1937 года на заседании тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области было принято постановление: « Фелицына Сергея Васильевича расстрелять». 15 декабря 1937 года (через 19 дней после ареста) приговор был приведен в исполнение на полигоне НКВД Бутово, где отца Сергия погребли в общей могиле.

Слайд 11

П амять священномученика Сергия совершается 2/15 декабря, в день его преставления. В храме художником-иконописцем Александром Белашовым была написана икона священномученика Сергия. При написании иконы художник пользовался единственной фотографией, сохранившейся до нашего времени. Иконописцу удалось передать портретное сходство лика святого, не нарушив при этом иконную одухотворенность образа. На поясной иконе святой представлен фронтально, его лик слегка повернут влево. В правой руке он держит крест, в левой – Евангелие. На нем красное пасхальное облачение, что сочетается с образом мученика и посвящением храма.

Слайд 12

На заднем плане иконописец поместил точные изображения храма в Сертякино и деревянного храма и деревянного креста в честь новомучеников Российских в Бутово. Под храмом изображен пруд и старая, склоненная над ним, ива. Дерево, с опущенными к земле ветвями, служит выразительным олицетворением отданной жизни, но не сломленного духа. Священномученик Сергий изображен на фоне двух основных мест его жизненного пути – храма, где он служил тридцать лет, и Бутовского полигона, где он принял мученическую смерть за Христа, и где покоятся его честные останки.

Слайд 13

Весной 1937 года Сертякинская церковь была закрыта по решению партийных и советских органов. Вот как вспоминает об этом житель села Н. Попков: «Колокола церкви разбиты на колокольне, их обломки сброшены на землю, малые колокола добивали на земле 2-х пудовой гирей. Большой иконостас разрушали местные парни. В наказание за вину в таком кощунстве, в предостережение другим, они рано ушли из жизни, либо вскоре погибли на войне. Я был свидетелем этой трагедии. Многие жители села, ставшие свидетелями этого кощунства над святой церковью, особенно пожилые, наблюдали за этим варварством и горько, горько плакали и рыдали, молились, падали на колени и вопрошали к Богу о сохранении храма. В этот храм они приходили помолиться, венчались, поминали и провожали усопших. Это был тоже их родной дом».

Слайд 14

В 1989 году с прошением о возвращении храма в селе Сертякино вновь обратилась инициативная группа верующих города Климовска и Сертякино . Здание храма было признано памятником истории и культуры, и общине верующих разрешили им пользоваться. К тому времени, когда верующим вернули святыню, храм было трудно узнать. Он был полуразрушен, в стенах зияли дыры, фрески и иконы не сохранились, пол разрушен, кровля прохудилась, оконные коробки сгнили, колокольня пришла в ветхость, купол разворочен, а крест на нем повален. На крыше росли деревья, трава. Священником к храму Воскресения словущего в Сертякино был определен отец Борис Трещанский , который служит здесь и по сей день.

Слайд 15

В храме все располагает к молитве – ажурная резьба иконостаса, темный тон росписей, красивое пятиярусное паникадило. В настоящее время отреставрирован цоколь храма, сбита цементная штукатурка для восстановления природного белого камня, восстановлена колокольня. На наружной стене алтаря в технике мозаики выполнена икона Божией Матери «Великая Панагия» (Панагия значит Всесвятая ). [ 1] Иконографический тип иконы – «Знамение».

Слайд 16

Крест – это знамение нашего спасения, и выставляется он на самом видном месте на верху глав

Слайд 17

Колокола ставят на колокольню для того, чтобы звонить к службам церковным. На колокольню тоже ставят крест, потому что это не простое здание, а священное, и крестом его отличают от других зданий

Слайд 18

Храм разделяется на 3 части: алтарь, средний храм, паперть. Место , на котором стоят главы, указывают на ту часть храма, в которой находятся прихожане. Место, расположенное пониже к востоку, указывает, на алтарь, в котором служит священник, а место у входа называется папертью.

Слайд 19

Паникадило – это светильник, его зажигают во время больших церковных праздников. Клирос – это место для чтецов и певцов. Иконостас называется так, потому что он состоит из икон. Алтарь означает небо, он важнейшая часть храма, где совершаются Святые Таинства, на которые простым людям смотреть непозволительно, поэтому он и отделяется от настоящего храма подобием стены, иконостасом. Внизу иконостаса ставят большие иконы: они называются местными, то есть занимают главные места. Ставят их обычно так: в правой стороне обычно находится икона Спасителя, в левой – икона Божией Матери, за иконой спасителя следует икона того святого или праздника, в честь которого построен храм, отчего эта икона называется храмовой. Выше этих икон ставят иконы двенадцати праздников – двенадцати важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Божией Матери. Ещё выше изображаются лики апостолов, а в середине – икона Иисуса Христа как учителя. Вверху иконостаса расположен крест, потому что смерть Спасителя на кресте принесла спасение людям

Слайд 20

Средние двери иконостаса называются царскими вратами, потому что во время литургии, или обедни, в них входит и исходит из них Царь славы, Христос, в Святых Тайнах. На царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы. Двери у правого клироса называются южными, или дьяконскими Двери у левого клироса называются северными, или пономарскими, потому что за этими дверями хранятся вещи пономарей (вода, уголь, ладен)

Слайд 21

В церкви зажигают восковые свечи в подсвечниках или горит масло в лампадах. Свечи, зажженные перед иконами, например перед святыми угодниками, означают, что их жизнь была светлая и чистая, а на небе они сияют небесным светом. Когда мы ставим свечи перед иконами, то выражаем этим наше усердие и любовь к тому угоднику, перед которым ставим их. И надеемся на его ходатайство и заступничество в наших нуждах и скорбях

Слайд 22

П рестол - самое священное в алтаре, потому что на нём совершается Святейшее Таинство причащения. Это святыня, к которой могут прикасаться только священнослужители Каждый предмет, располагающийся на престоле, имеет духовное значение. Престол – это место особенного присутствия Бога, он и называется не просто столом, хоть и похож на него, но престолом, как особенное место Царя, Господа нашего Иисуса Христа; на престоле лежит Евангелие, в котором описаны учение и земная жизнь Иисуса Христа. На престоле лежит святой крест, потому что Иисус Христос своими страданиями на кресте искупил грехи рода человеческого и спас нас.

Слайд 23

Ф. Тютчева «В храме». Сумерки, тени, лампады мерцание, Запах горящих свечей, Лики святые ласкают сияние Их быстрокрылых лучей. Слово молитвы, церковное пение, Дым в алтаре голубой . В сердце смущение, в сердце волнение, Очи покрыты слезой. В храме я вижу молитву народную; Крепнет здесь вера моя. Жизни осмысленной цель благородную Здесь обретаю вновь я.

Слайд 25

http://www.esosedi.ru/onmap/hram_voskreseniya_slovuschego_v_sele_sertyakino/3409104/index.html#lat=55358208&lng=37474816&z=19&mt=1&v=1 http://temples.ru/gallery.php?CardID=2682 http://op-klimovsk.ru/content/view/1600/43/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".

Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...

Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...