Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Буркова Надежда Михайловна

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx61.39 КБ

Предварительный просмотр:

02 -31

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО

начальных классов

________________

 

Протокол № 1

от «  » августа 2015 г.

          «СОГЛАСОВАНО»

          Руководитель МС МБОУ

         « Средняя школа №2»

          ЕМР РТ _____________

         

          Протокол № 1

          от «  » августа 2015 г.

                            «УТВЕРЖДАЮ»

                            Директор МБОУ

                           «Средняя школа №2»

                           ____________________

                           

                           Приказ № 100

                           от « » августа 2015 г.


Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  4  А, 4 Б классы

Составитель: Буркова Надежда Михайловна,

учитель начальных классов,  первой квалификационной категории

Елабуга

2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ ДЛЯ 4 КЛАССА

       Рабочая программа учебного курса основы религиозных культур и светской этики для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования,  примерной  программы по учебному предмету ОРКСЭ    и  учебного плана школы  на 2015 – 2016 учебный год.

         Количество часов всего 34 часа.; в неделю 1 час

М.Т. Студеникин Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. (ФГОС Начальная инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 200с.:ил

     Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей –  «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цели  курса:

  Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

       Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 Задачи курса:

 - знакомство учащихся с основами светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

 - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-  развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

         Вопросы,  связанные  с  введением  в  школьную  программу  духовно-нравственной,  культурологической тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода,  имеют  особенно  важное  значение,  поскольку  характер  светской школы  определяется,  в  том числе, и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями,  признанием  свободы  вероисповедания  и  мировоззрения  участников  образовательного  процесса. Запрос на современное  образование, решающее задачи духовно-нравственного  воспитания граждан России, остается слишком значимым.  

Современный  национальный  воспитательный  идеал –  это  высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою  личную,  осознающий  ответственность  за  настоящее  и  будущее  своей  страны,  укоренённый  в  духовных  и  культурных  традициях  многонационального  народа  Российской Федерации.  

В  этой  связи  особо  актуальным  становится  включение  в  школьную  программу  курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер  и  представляющего  пять  важнейших  национальных  духовных  традиций –  православие,  ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать  первым  шагом  на  пути  восстановления  в  новых  условиях  на   основе  принципов  гуманизма,  нравственности,  традиционной  духовности  социально-педагогического  партнерства  школы,  семьи,  государства,  общественности  в  деле  воспитания  детей  и

молодежи.   Педагогическая поддержка  самоопределения  личности,  развитие  её  способностей,  таланта,  передача  ей  системных  научных  знаний,  умений,  навыков  и  компетенций,  необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий  для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она  не  отличает  добро  от  зла,  не  ценит  жизнь,  труд,  семью,  других  людей,  общество,  Отечество,  то  есть  всё  то,  в  чём  в  нравственном  отношении  утверждает  себя  человек  и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.  

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид  деятельности обучающихся  - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие  и  воспитание  детей  в  образовательный  процесс,  способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

•  Патриотизм

•  Социальная солидарность

•  Гражданственность

•  Семья

•  Труд и творчество

•  Наука

•  Традиционные российские религии

•  Искусство и литература

•  Природа

•  Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации  и  готовности  основных  социальных  сил  к  гражданской  консолидации  на  основе общих  ценностей  и  социальных  смыслов  в  решении  общенациональных  задач,  среди которых воспитание детей и молодёжи.

  Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство  российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

  Гражданское  согласие  по  базовым  национальным  ценностям  не  имеет  ничего общего  с  единообразием  ценностей  нации  и  самой  нации,  духовной  и  социальной унификацией.  Единство  нации  достигается  через  базовый  ценностный  консенсус  в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и  поддерживается  их  открытостью  друг  другу,  готовностью  сообща  решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

  • Формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и национальной  принадлежности;  формирование  ценностей  многонационального российского  общества;  
  • Формирование  целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение  учащимися  универсальных  способов  деятельности,  применяемых  как  в  рамках образовательного  процесса,  так  и  в  реальных  жизненных  ситуациях:   умение  выделять признаки  и  свойства,  особенности  объектов,  процессов  и  явлений  действительности (в  т.ч. социальных  и  культурных)  в  соответствии  с  содержанием  учебного  предмета «Основы религиозных  культур  и  светской  этики»,  высказывать  суждения  на  основе  сравнения  функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности;  осуществлять  поиск  и  обработку  информации (в  том  числе  с использованием компьютера).

Предметные результаты:

•  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

•  Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

•  Понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека  и общества;

•  Формирование первоначальных представлений  о  светской  этике,  о  традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

•  Первоначальные  представления  об  исторической  роли  традиционных  религий  в становлении российской государственности;

•  Становление  внутренней  установки  личности  поступать  согласно  своей  совести; воспитание  нравственности,  основанной  на  свободе  совести  и  вероисповедания, духовных традициях народов России;

•  Осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО  КУРСА ПО  ОРКСЭ  ДЛЯ 4  КЛАССА

Блок 1  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества  - 1 час

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

 Блок 2 Основы мировых религиозных культур часть I   - 16 часов

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым. Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

 Блок 3  Основы мировых религиозных культур часть II  – 13 часов

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты. Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

 Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России – 4 часа

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок  4 – итоговый, обобщающий . Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося  за весь курс «зачёт»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ ДЛЯ 4 КЛАССА

п\п

Тема

Кол-во

час

Дата проведения

4 А

Дата проведения

4 Б

Планируемые результаты

по плану

фактически

по плану

фактически

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Россия - наша Родина.

1

Знать понятия: Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. Научится работать с дополнитель

ной литературой

П.: -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и

работу; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.

К.: - оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; - осознанно читает вслух и про себя.

Положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором

2

Что такое светская этика

1

Что такое этика

П.: - осуществляет поиск необходимой информации; использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Р.: - организовывает своё рабочее место и работу; -выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 К.: - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию

Формирование первоначальных

представлений о светской этике, еѐ роли в истории и современности России.

 

3

Культура и мораль

1

Знать понятия культура, мораль

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

К.: - аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

4

Особенности морали

1

Познакомиться с понятиями материальная культура, духовная культура

П.: Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Р.: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К.: Умение строить монологическое высказывание.

Умение слушать собеседника.

 Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация учебной деятельности на основе имеющих знаний

5

Добро и зло

1

Уметь

пользоваться основными этическими понятиями : добро, изло

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства., сопоставляет свою работу с образцом, оценивает её по критериям, выработанным в классе.

К.: - обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух

Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме, проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста

6

Добро и зло

1

Уметь

пользоваться основными этическими понятиями : добро, изло

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства., сопоставляет свою работу с образцом, оценивает её по критериям, выработанным в классе.

К.: - обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух

Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме, проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста

7

Добродетель и порок

1

Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком

П.: Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов

Р.: Уметь удерживать учебную задачу.

Взаимоконтроль. Планирование учебного

сотрудничества.

К.: Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

8

Добродетель и порок

1

Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком

П.: Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов

Р.: Уметь удерживать учебную задачу.

Взаимоконтроль. Планирование учебного

сотрудничества.

К.: Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

9

Свобода и моральный выбор

1

Знать какую ответственность несут люди, даже будучи свободными;

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества

Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме, проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста

10

Свобода и ответствен

ность

1

Знать какую ответственность несут люди, даже будучи свободными;

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества

Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме, проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста

11

Моральный долг

1

Исполнять установленные в обществе моральные нормы

П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

К.:Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

12

Справедли -

вость

1

Учиться справедливо оценивать окружающих

П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;

К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания,

коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам

Мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;

13

Альтруизм и эгоизм

1

Сформировать представление об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности.

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. сопоставляет свою работу с образцом, оценивает её по критериям, выработанным в классе.

К.: - обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух

Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

14

Дружба

1

Осознать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с

общечеловеческими ценностями.

П.: Понимание и преобразование информации. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты

 Р.: Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К.: Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение строить монологическое высказывание.

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера

15

Что значит быть моральным

1

Обобщить знания учащихся о морали и нравственности

П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

К.: Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

16

Творческие работы учащихся.

1

Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу

П.: Осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме. Осуществлять смысловое чтение. Р.: Умение обосновывать и доказывать своё мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

 К.: Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение

17

Творческие работы учащихся. Проектная работа

1

Уметь делать выводы, подводить итог

П.: Обработка информации -поиск условных

обозначений и их соотнесение. Установление

причинно-следственных связей.

Р.: Умение обосновывать и доказывать своё

мнение. Умение осознанно и произвольно строить

речевое высказывание в устной речи.

К.: Умение применять установленные правила в

планировании способа решения.

Формирование самооценки на основе критериев

успешности учебной деятельности.

18

Род и семья - исток нравствен -

ных отношений

1

Познакомиться с семьей как частицей рода

П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

К.: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, семью

19

Нравствен-

ный поступок

1

обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа

П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;

К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;

Мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание

 ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера:

жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;

20

Золотое правило нравствен

ности

1

Оценить поступки главных героев с т. з. золотого правила

нравственности.

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание

 ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера:

жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;

21

Стыд, вина и извинение

1

Уметь извиняться, знать понятия «стыд» и « вина»

 П.: -строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами; -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

 Р.: -проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- ставить новые учебные задачи сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

К.: - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. рассуждение

22

Честь и достоинство

1

Познакомиться с понятиями «честь» и «достоинство»

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

К.: - аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. Развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.

23

Совесть

1

Воспитывать в себе ответственность к своим поступкам, толерантное отношение к другим

мнениям.

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 К.: - аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. Развивает эстетические чувства -стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения

24

Богатырь и рыцари  как нравствен -

ные идеалы

1

обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа

П.: -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы, определяет тему и главную мысль текста; находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.

Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

 К.: - оформляет свою мысль в устной речи; -обосновывает высказанное суждение;

старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

25

Нравствен

ные идеалы

1

Знать как появились в нашей жизни эти понятия, какими качествами должен обладать истинный джентльмен, что значит быть настоящей леди, познакомиться с понятием

благородство

П.: Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р.: Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

К.: Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

26

Образцы нравствен

ности в культуре Отечества

1

Знать героев своего Отечества

П.: Поиск и выделение необходимой информации, перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста.  Работа с маркированными в тексте строчками Работа с дидактическими иллюстрациями Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности

К.: Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения.

27

Этикет

1

Осмыслить через частично-поисковый метод места этикета в духовно- нравственном развитии человека

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.: - умеет работать по предложенному плану,

используя необходимые средства. - сопоставляет свою работу с образцом, оценивает её по критериям, выработанным в классе.

К.: - обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух

Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме,  проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

28

Семейные праздники

1

Осознать значимость

семейных

праздников

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме,  проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

29

Жизнь человека - высшая нравствен

ная ценность

1

Сформировать понятия жизни как высшей нравственной ценности.

П.: Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.

 Р.: Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

К.: Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Знать название государства, его столицы, названия крупных государств- соседей. Уметь описывать достопримечательно сти России.

П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

К.: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Духовные традиции многонационального народа России (4 ч)

31

Подготовка творческих проектов

1

Уметь создавать проекты

П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и

освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

32

Творческие работы учащихся

1

Уметь выступать

перед аудиторией, правильно презентовать работу

П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

33

Традиции многонационального народа

1

Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу

П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

34

Итоговые презентации творческих проектов

1

Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу

П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Материалы учебно-методического комплекта:

  • М.Т. Студеникин Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. (ФГОС. Начальная инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 200с.:ил.

2. Рекомендуемая для учителя литература:

  • Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –    Чебоксары, 2014.
  • Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014.

3. Литература для обучающихся: 

  • Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2015.

4. Литература для родителей:

  • Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2012.

5. Цифровые образовательные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...