Технологическая карта
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Хохлова Ирина Евгеньевна

ОРКСЭ курс «Основы светской этики»  класс 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlova_tehnologicheskaya_karta.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: ОРКСЭ курс «Основы светской этики»  класс 4

Тема урока

Место урока по теме

«Россия – наша Родина»

Первый урок в курсе» Основы светской этики»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог. информационно-коммуникативные технологий (компьютерная презентация).

«ЗХУ», Приёмы «Толстые и тонкие вопрсы»,

«Инсерт»

Цель урока

Задачи урока

- Создание условий для формирования активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.



- Выяснить, какой смысл вкладывают учащиеся в понятие « Родина», с чем конкретно связывают они любовь к Отечеству;
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, родной посёлок;
- Формировать познавательные интересы;
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;
- Воздействовать на положительные эмоции учащихся;
- Формировать своё мнение и уметь выражать свою точку зрения, а также анализировать историческую информацию, делать выводы.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Символы РФ, народные традиции

Расскрывать сущность понятий: «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Предметные:

Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

Метапредметные:

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в группе.

Личностные:

Формирование у детей образа родной страны  как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

ТРКМ

Презентация « Моя Родина»

- глобус, карта мира;

- флаг РФ;

-листы самооценки

Текст Ю. Яковлев

«О НАШЕЙ РОДИНЕ»

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

Этап

 Вхождение в тему урока

Цель: создание условий для осознанного  восприятия нового материала

Психологический настрой 

- Что вы почувствовали?

- Какое у вас настроение? 

Инструкция по заполнения «Листа самооценки»

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Лист самооценки

Этап . Вызов

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме ;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома

- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения?

Какой главный вопрос задаёт автор?

- Какова будет тема нашего урока?

-Что вы ожидаете от нашего урока?

-Какие задачи мы можем перед собой поставить?

Работа с таблицей «ЗХУ»(Приложение 1)

- Что мы представляем, когда произносим слово Родина?  Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

Стихотворение читают дети

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

     Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Заполняют 1-2 столбик таблицы «ЗХУ»

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

РегулятивныеУУД

Навык целеполагания

Этап Осмысление

Цель:получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Беседа.

Как называется страна, в которой мы живем?

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?

- Почему мы считаем Россию своей Родиной?

-Какие родственные слова можно подобрать к этому слову?

Прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине»  и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком  «+».(приём «пометки на полях»)

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Приём «Толстые и тонкие вопрсы»

- Сравните текст  с тем, как вы заполнили таблицу.  Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.

-Какова  основная мысль?

- О какой Родине идёт речь?

- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

- Представьте, что слово «родина» - это слово – магнит.

- Какие слова притянет,  это замечательное слово?

- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».

- Назовите свою малую Родину.

- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется? 

- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата. Город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.

– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?

Символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и русские березы, и хлеб, да соль. 

Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?



(звучит 1 куплет гимна, все встают)

 Основной, закон страны называется Конституцией и принят он 12 декабря 1993 года.

– Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну.  И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны  России.

Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

– Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к  слову дух однокоренные слова.
– Наш мир, ребята делится на внешний – материальный и внутренний – духовный. Что же такое духовный мир?  Обратимся к учебнику.стр 4

.– В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Стр 5 Традиция – (от лат. traditio – предание) –передачаобразцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

– Самостоятельно прочитайте текст на стр. 5 абзаца  до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

 

Отвечают на поставленные вопросы. - Слово «родина» происходит от слова «род».

Родственные слова

Отец                 род
отчество           родной
Отечество         родитель
Отчизна             Родина

Учащиеся каждой группы дают
определение словам:
«Отчий дом – дом твоего
отца.
«Отчество» – величание
по имени отца.
«Отечество», «Отчизна» –земля наших предков. и т.д.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Читают рассказ применяя Приём инсерт  (приём «пометки на полях») смысловое чтение.

Формулируют вопросы и задают одноклассникам

Дети записывают слова – ассоциации  (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, родной город, деревня, река и т.д.)

Посёлок О…..

Ответы на вопросы

-Россия

Работа с картой и глобусом.

Уч-ся читают стихотворение

Татьяна Бокова «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Ответы учащихся

– Наша страна – Россия.Российская Федерация.
– Столица её – город Москва.– Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин.

У нашего государства есть символы: герб, флаг, гимн.

Государственными символами в любой стране являются Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.

Выступление подготовленных уч-ся

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами щит с золотым двухглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной. На груди орла, в красном щите,- скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите,- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного дракона.

Герб-это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней- белого, средней- синего, нижней- красного цвета. Именно по этому флагу повсеместно узнают наше государство.

.Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн- торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать и вдохновлять всю нацию. В гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны. Слова для государственного гимна написаны Михалковым С.В., а музыка Александрова А.В

Ученики читают стихотворение:

Живут в России разные 
Народы с давних пор. 
Одним – тайга по нраву, 
Другим – степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.

Стр 4

Работа в группах

Приводят примеры из жизненного опыта

1. Духовный мир.
2. Культурные традиции.

(А) Богатство нашей страны,  религиозные культуры,  морально-этические нормы.
(Б) Знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношения между людьми, отношение к миру.

У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

Контроль \оценивание

Работа в группе,

Актуализация житейского опыта

Лист самооценки

Этап Рефлексия

Цель: - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
- присвоить новое знание;
- сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

Закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
В будущем я бы хотел (а)…

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?

Составление синквейнов

     Родина

Могучая, великая.

Заботится, любить, беречь

Родина- мать, умей за неё постоять.

Мать.

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу  сделать все,  чтобы  жизнь у себя на Родине  была лучше и достойнее

Познавательные УУД:

«Прием информации».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Лист самооценки

Этап

Подведение итогов, домашнее задание

Стр. 5

Вопросы и задания

Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?

– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или  иллюстрациями.

Коммуникативные УУД:

форма групповой рефлексии.

Приложение 1

З - что мы знаем

+ что мы хотим узнать

 - что мы узнали, и что нам осталось узнать

В ходе урока я...

Всегда

Иногда

Никогда

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал активное участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...