Конспект урока по ОРКСЭ "Храм
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Урок знакомит учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Храм»

Цель: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

 Ключевые понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Задачи, ориентированные на достижение личностных результатов  

- развивать представления о духовно-нравственных ценностях,  осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;

- создание условий для понимания роли религии в жизни человека и её влияния на мир;

-усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме;

- формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения:

- формирование умения работать новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование форм рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение 

предметных результатов обучения:

- сформировать у учащихся представления о назначении и устройстве православного храма, нормах поведения в храме.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев, мультимедийный проектор, презентация, фрагменты аудиозаписи колокольных звонов.

Этапы

Ход урока

Примечание

I.Самоопреде-ление .

- Здравствуйте, ребята.

Вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением. 

Желаю нам успешной и плодотворной работы!

Ребята слушают и выполняют.

II. Проверка домашнего задания.

- Сформулируйте «золотое правило этики».

- Что помогает уберечь себя от осуждения?

Ребята отвечают на вопросы, по ранее изученной теме.

III. Мотивация к учебной деятельности

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

 На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою. (Татьяна Шорохова)

-Как вы думаете, ребята, о чём идёт речь?

Это -...(православный храм)

Ответы на вопрос

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами побываем в православном храме.

- А кто из вас бывал в храме?

Определение обучающей задачи для данного урока.

- Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

Слайд 1

Ответы детей.

V.Изучение нового материала (понятий).

1. Что такое храм?

- Что такое храм?

Слово "храм" означает "здание", "дом".

Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

Сравним свои ответы с учебником  (стр. 48), найдите определение слова «храм» и запишите  его в тетрадь.

- Для чего люди посещают храм?

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то. Это место для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту.

Ответы на вопросы

Слайд 2

Ответы детей

Слайд 3

2.Внешний вид храмов

- По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

Храм соединяет в себе мир земной (людей) и  

Небесный. Именно поэтому храм отличается

от обыкновенных зданий.

На главах храма ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа

Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

-Как вы считаете, зачем нужны колокола храму? Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Давайте послушаем колокольный звон:

- дети слушают колокольный звон в один колокол - "благовест" - радостная весть о богослужении;

- звон во все колокола - "трезвон", выражающий радость по поводу праздника;

- дети слушают мелодичный перезвон колоколов, который обычно звучит по поводу какого-то печального события.

-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Колокольный звон напоминает о вышнем, Небесном мире.

Ответы детей

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Ответы детей

Дети слушают колокольный звон.

Ответы детей

3. Внутреннее устройство храма

Теперь мы с вами мысленно перенесемся в храм.

- Что мы с вами увидим в храме?

, Начнем по-порядку: вот мы поднимаемся по ступеньками храма, и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Паперть - это площадка перед входом в церковь.

 Раньше здесь собирались  нищие, и калеки. Они  

садились на паперти и собирали милостыню

(подаяние) . Когда говорят "как на паперти" имеют в виду, что человек бедный или просит подаяние.

Православный храм во внутреннем строении делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Деление храма на части не случайно. Оно несет символический смысл. Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия - божественный мир. паперть притвор и храм символизирует земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть, притвор, храм. Алтарь символизирует Рай, как небо на земле.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Аналóй  это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.  В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники. Они здесь служат.

- А что это за служба?

-Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест.

Отгадайте загадку:

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, 
Все люди в храме зажигают … (свечи)

- Почему в храме так много свечей?

Посмотрите  на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним.

Обратимся к учебнику (стр.49) прочитаем информацию о внутреннем убранстве храма.

Игра «Самый  внимательный».

Представим, что , мы с вами в храме. Сейчас я буду рассказывать, что я  вижу, но в некоторых местах буду останавливаться. А вы будете мне помогать, называя понятия, с которыми только что познакомились. Готовы?

Вторая, самая большая часть храма - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Впереди целая стена икон, или… (иконостас). С левой стороны стоит панихидный столик – (канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В центре иконостаса – двери… царские врата). Главнейшая часть храма — это… (алтарь), место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без… (благословения )никто не имеет права туда входить.

- Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения?

– Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника и ответим на этот вопрос. 

 (Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле).

Слайд 7

У детей перед глазами схема храма из

приложения

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Дети внимательно читают учебник.

Дети заканчивают предложения новыми словами, изученными на уроке.

Ответы детей.

Ответы детей.

4. Правила поведения в Храме

В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

 Храм – Дом Божий.

- Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме?

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.

  В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…

Памятка девочке: 

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Как мы заходим в храм?

-Как мы стоим во время богослужения?

Запишите в тетрадь правила поведения в храме.

Слайд 11

Ответы детей на вопросы учителя.

Учащиеся читают стихотворение по ролям

Читает мальчик.

Читает девочка.

Слайд 12

Читает мальчик.

Читает девочка.

Слайд 13

Читает мальчик

Ответы детей.

Дети записывают в тетрадь правила поведения в храме.

VI. Итог урока

Наш урок подходит к концу.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какие храмы в нашей местности вам известны?

- Для чего люди ходят в храм?

Вы заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.          

Слайд 14

Ответы на вопросы

VII. Рефлексия

Лист самооценки урока

1. Сегодня я узнал…

2. Мне было интересно…

3. Мне было трудно…

4. Я понял, что...

4. Мне захотелось узнать больше о….

Детям раздаются листочки для рефлексии

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание: с. 48 -51 в учебнике, читать и отвечать на вопросы, рассказать родителям о храме, написать мини-сочинение на тему «Мой храм».

Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Устройство православного храма

Устройство православного храма изнутри

Источники:

http://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml

http://www.pravoslavie.ru/683.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...