Конспект урока "Храм" (ОПК)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

На уроке детям дается представление о православном храме: его внутреннем и внешнем устройстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk_hram.docx75.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Храм»

Учитель: Кулькова Наталья Владимировна

Модуль.  Основы православной культуры

Цель: сформировать у  обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.

Задачи:

Образовательные

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Дать представление  о назначении и устройстве православного храма;
  3. Познакомить  обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, икона, иконостас, царские врата, алтарь, священнослужитель, кадить

Развивающие

      1. Развивать интерес к новым знаниям  и расширение кругозора   знаний о православной  культуре;  

  1. Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами.
  2. Обогащать, активизировать словарь учащихся.

Воспитательные

       1.Воспитывать у детей ценностное  отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры;

2.   Формирование у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.

Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.

Оборудование:1.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

2. Электронное  приложение к учебнику А. В. Кураева

3.  Мультимедийное оборудование: презентация урока; аудиозапись колокольного звона; видеоматериал «виртуальный тур по Храму», видеозапись  - выпуск передачи « Купелька» от 13 мая 2013 г. на сайте телеканала «Союз»

4. Толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы. 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры». Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения.

Желаю всем успешной работы.

  1.   Актуализация усвоения знаний обучающихся.

Учитель:  Рассмотрите предлагаемые иллюстрации. Покажите, какие архитектурные постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? (Храмы, церкви, соборы)  

«Храм» такова тема нашего урока.

 На какие вопросы о храме вы хотели бы знать ответ?

 Планирование деятельности. Под руководством учителя на доске составляется план.

 Учитель:     Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? (Из книги, словаря, в беседе с учителем, обратиться к СМИ и т.д.)

 Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения модуля, дают ответ)

Учитель:  Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова и найдем значение слова «храм».

(Два ученика работают со словарём  Ожегова С.И., находят и зачитывают: храм – это здание для богослужения, церковь.)

 Учитель:  Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Храм – дом Божий, где незримым образом находится сам Господь.

         Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века.

Ученик читает стихотворение :

«Над виноградными холмами»

Над виноградными холмами

Плывут  златые облака.

Внизу зелёными волнами

Шумит померкшая река.

Взор постепенно из долины,

Подъемлясь, всходит к высотам

И   видит  на краю вершины

Круглообразный светлый храм.

Там, в горнем неземном жилище,

Где смертной жизни места нет,

И легче и пустынно-чище

Струя воздушная течет.

Туда взлетая, звук немеет,

Лишь жизнь природы там слышна,

И нечто праздничное веет,

Как дней воскресных тишина.

                                       (Фёдор Тютчев)

  1. Виды храмов.(На  слайде  изображения  православных храмов)                                       

Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие слова вы бы подобрали к их описанию:

Величественные                                      Устремленные ввысь

Обычные                                                  Прекрасные

Мрачные                                                   Великолепные…

Праздничные                                          Радостные

Запишите их на листе бумаги.

Учитель: На Руси издавна строили храмы.  Но было время, когда храмы разрушались. Сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые храмы.

Ученик читает стихотворение

Диво дивное,

  чудо чудное:

Пусть для Родины

  время трудное, –

Но не сказкою,

  не былинами

Белый храм встает

  над руинами.

Божий храм встает

  в волю вольную,

Ах, и песнь поет –

  колокольную!..

До небес плывет

  песня плавная –

Оживает Русь

  Православная!  (Евгений Санин)

Учитель: Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?(Из знаний ребят об истории возникновения Руси дети предполагают, что храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными, позже стали строить и каменные храмы)

  Учитель Храмы строили на месте будущих поселений в самых красивых местах, т.к. христиане во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место и только потом строители приступали к работе.

- Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? ( Предположения детей- чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу)

Учитель: В России всегда было много храмов.

Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения различных храмов, сравнивают:

  купола, кресты, колокольня).

- Куда устремлен храм?(вверх, к небу) 

- Чем внешне отличаются эти храмы?(Форма,цвет,размер)

2) Внешнее строение храма. (Обучающиеся рассматривают изображения храмов разной формы, по порядку следования сообщений)      

Ученик 1. Первые храмы строили в виде прямоугольника, по образцу самых величественных сооружений того времени. Это здание продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения. Впоследствии появился другой тип храма  - в виде креста,  напоминая о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой церкви. Иногда храм устраивается в виде круга – символа вечности Святой Церкви. Храм может быть  восьмиугольной формы, в виде звезды – означающей, что Церковь  подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству.          

Ученик 2.     Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Венчается  храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Крест – главный символ христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Число куполов всегда символично, например: один соответствует Божиему Единству, две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

     В русской архитектуре храмы строились с куполами различной формы – шлемовидные,  луковичные, шатровые.

      Луковичные купола — как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение, стремление к небесам.

      Шлемовидные купола делают храмы похожими на воинов, русских богатырей, защитников от сил зла и тьмы.

       Шатровые купола указывают человеку, что нужно стремиться  ввысь, к совершенству, к небу.

 Ученик 3.          При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм, а иногда рядом с храмом обычно строится колокольня или звонница. Колокольня – это образ высоты, непоколебимости, крепости. Вначале колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.

     Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

     Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.

 Различают перезвон (перебор) и трезвон. Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь. Разрешается подниматься на колокольню и звонить всем желающим только на Пасхальной неделе, на первой неделе после Пасхи.

Учитель: Вам приходилось бывать  в храме? (Ответы детей)

Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей) Учитель: А меняется ли поведение в храме?   Люди ведут себя в храме по-особенному. Давайте познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек).

Ученик:

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением.

В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.

 Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм.

В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой.

3)Внутреннее устройство храма

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по храму, находящемся в нашем районе.

Но прежде чем отправится, рассмотрим, из каких частей состоит храм?

Православный христианский храм разделяется на три части:

   -  притвор,

   -  собственно, храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане,

   -  алтарь.

1. Алтарь     2. Средняя часть          3. Притвор          4. Иконостас

 5. Престол   6. Жертвенник     7. Горнее место        8. Ризница

 9. Солея       10. Амвон       11. Клиросы                            

Обучающиеся слушают в записи колокольный звон. 

Колокольный звон приглашает нас в Храм.  

  1. Виртуальная экскурсия.

 (На слайде храм Святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино).

Ученик рассказывает о храме (Приложение)

Учитель: Собираясь в храм прочитай  молитвы. Подойдя к храму , остановись на мгновение: это дом Божий, это Божий удел.  Перекрестись на икону, которая видна  и на сам  храм: это место селения Божия. Все это пространство, все это место посвящено Богу. Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи, помилуй». При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или на предмет, значит, он благословляет его во имя Христа.

     БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Во имя Христа…», «Именем Христа…».

     (Далее работа ведется параллельно со схемой храма, показывая на ней в какой части мы находимся)  Входим в храм через притвор. Притвор – это  небольшое пространство между дверью и самим храмом. Раньше  в притворе стояли те люди, которые еще не были крещены, и те, кто  нарушил какую-либо христианскую заповедь. Над притвором обычно строится колокольня.

Проходим дальше. И вот мы во второй части храма, самой большой. В этой части храма находятся прихожане. В центре стоит аналой с иконой праздника.

     Мы перед алтарем. Алтарь означает « Царство Небесное».

     Православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком: «Восток имя ему», а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).

     Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом — перегородкой, состоящей из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии).

    Справа от Царских врат всегда расположена икона Христа, а слева – икона Божией Матери. Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие.

       В православном храме мы  видим иконы. Перед иконами горят лампады и свечи. Свечи ставят на подсвечники. Перед иконой мы можем помолиться о здравии родных и близких, поблагодарить Господа. Свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия).

     Что же такое икона? Найдем ответ в словаре.(Ребята работают со словарем)

Икона  - «живописное изображение Бога, святого или святых, образ». Через изображенный на ней образ молящиеся возносятся к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе: изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанных в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

      Мы находимся  в  храме, расписанном  фресками.

Обратимся к словарю. «Фреска - картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески. 2. Вид живописи — настенная роспись»[3].

        В этом пространстве вы видите образ Спасителя, святых апостолов, святых угодников Божиих. Здесь можно прочитать историю церкви. «Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить.» Художник-иконописец Филипп Давыдов

     Иконостас отделяет среднюю часть храма от алтаря.  Наш храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы.

     Каждый храм освящен в чью-либо честь и носит соответствующее имя. Мы с Вами пришли в храм св. мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба.

    Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный  престол. Приделы: святителя Николая Чудотворца и Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»  

     Перед царскими вратами.

      Справа  и слева мы видим храмовые иконы Николая Чудотворца  и  святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Алтарь (просмотр передачи)

      Во святое святых, никому не разрешается входить, кроме священнослужителей. А что находится в алтаре?

Сегодня у вас есть удивительная возможность увидеть своими глазами то,  находится за иконостасом. А расскажет нам об этом  священник Олег Чабанов.(выпуск передачи « Купелька» от 13 мая 2013 г. телеканала «Союз»)

Учитель: Когда  вы бывали в храме, кто встречает вас в храме? (священнослужители)

Работа с материалом учебника.

Учитель: Прочитайте в учебнике( стр.48-49) беседу ребят со священнослужителем.

Учитель(после прочтения):На какие вопросы вы получили ответы? ( что такое «кадило», что значит кадить, панихидный столик)

  1. Закрепление

1. «Блиц-опрос»

Ступеньки, ведущие в Храм…

Созывает на службу верующих...

Он похож на пламя горящей свечи…

Главная часть храма, означающая «Царство небесное»..

Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря…

Изображение лика Спасителя, Богородицы, святых…

Главный символ христианства…

2.Работа в тетради (работа в парах)

Задания 2, 3,5 стр.52-54

3.  Синквейн к слову ХРАМ (зачитываются некоторые работы)

Храм

Православный, священный

Объединяет, волнует, воодушевляет

Место соединения с Богом

Дом Божий

  1. Рефлексия

Я знаю…

Я узнал…

Я был заинтересован тем, что…

Я хочу рассказать родителям..

VI.Домашнее задание по выбору.

  1. Выполнить задание в тетради.
  2. Подготовить сообщение об одном из храмов
  3. Творческая работа: составить кроссворд или филворд по изучаемой теме.

Приложение.

    «Первое упоминание о селе Дегунине относится к 1339 году в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты.

       С 1585 года село Дегунино значится вотчиной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дворце, у царицы на Сенях в Московском Кремле, а в селе церковь Бориса и Глеба, деревянная.

   В начале XVII века во времена  польско-литовской интервенции храм сгорел, Дегунино стало числиться деревней.

     В 1633 год на месте старой церкви построена  новая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба с приделом св. Иоанна Богослова.»[2]

         « В 1676–1740 годы – церковь в селе Дегунине именовалась как церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом свв. Бориса и Глеба.

         В 1700 год – село Дегунино переходит в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами.

        В 1761–1762 годы – по благословению митрополита Московского Тимофея на средства Алексеевского девичьего монастыря игуменьей Ольгой с сестрами в селе построена и освящена новая деревянная на каменном подклете однопрестольная церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

   В 1863 году настоятель храма священник Симеон Флорович Страхов обратился с прошением к Московскому Владыке Филарету за благословением постройки каменного трехпрестольного храма с трапезной и колокольней.

      12 ноября 1863 года – Митрополит Московский Филарет подписал храмозданную грамоту о постройке новой каменной церкви во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба с двумя приделами.

        А в 1866 год каменный  храм был окончательно построен и освящен с приделами во имя святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

      После революции 1917 года Дегунинский Приход существовал до 1941 года.

         25 февраля 1941 года – решением Исполкома Мособлсовета за № 413 церковь была закрыта, а здание переоборудовано под амбулаторию.

        До 1987 года – в здании храма располагались цеха трикотажной фабрики «Родина».

1960 год – здание храма причисляется к памятникам архитектуры, выдается охранный договор.

1987–1991 годы – здание храма находилось в аренде ЭКП МНТК «Микрохирургии глаза».

     14 июля 1990 года – зарегистрирована православная церковная община и передано здание церкви.

8 октября 1991 года – в день памяти прп.Сергия Радонежского в храме совершена первая Божественная Литургия.

   С 1994 – 2005 г проводятся работы по восстановлению внешнего и внутреннего облика храма.» [2]

Использованные источники при составлении урока

  1. Материалы сайта «Азбука веры» http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pravoslavija.shtml#n167
  2. Материалы сайта Храма святых Бориса и Глеба в Дегунине http://www.hram-bg.ru/common/message.php?table=message&num=138
  3. Словарь Ожегова
  4. Санин Е.Г. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36870.php?ELEMENT_ID=36870&PAGEN_1=2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...