Главные вкладки

    Сборник притч для уроков ОРКСЭ.
    методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

      Татьяна Петровна Заруцкая

    Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sbornik_pritch_dlya_urokov_orkse.docx61.36 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                             Приложение 1.

    Урок 4. Особенности морали

    Притча «Девочка и морская звезда»

    Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.

    Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.

    На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!

    Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.

    И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за другой, не останавливаясь и не отдыхая.

    Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».

    Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».

    Мораль  притчи «Девочка и морская звезда»: каждый может помочь человеку, попавшему в беду.

    Урок 5-6. Добро и зло        

    ***

    Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

    — Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

    — Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

    — Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.

       А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

      Вы же — будьте мудры и не делайте так!

    Притча «Помни добро и забывай зло»

     Как-то, два друга много дней шли в пустыне.

     Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

     - Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

     Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

     Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

     - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

     Друг ответил:

     - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

    Притча о Доброте и Вежливости

    Однажды к старцу пришёл юноша и попросил разрешения учиться у него.

    — Зачем тебе это? — спросил тот.

    — Хочу стать сильным и непобедимым.

    — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

    — Почему?

    — Потому что тебе не с кем будет сражаться.

    Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к старцу.

    — Что тебе нужно? — спросил старец.

    — Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли Вы в помощи…

    Урок 7-8. Добродетель и порок

    Притча о змее

    Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

     В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

     Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

    Анализ притчи

    – Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

    – О чем спорили Хвост и Голова?

    – Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

    – Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

    – Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать) (Змея молчалива).

    – Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

    – В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии).

    – Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

    _ Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

    _ Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

    – Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

    Притча «Пчела и трутни» (Эзоп)

    – Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

    – Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

    Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

    Анализ притчи

    –  Кто является  героями притчи?

    –  Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники)

    – Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку -без: безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова?

    (Отсутствие чего-либо или недостаток).

    – Как вы считаете, какая интонация чувствуется в  голосе пчелы?

    –  Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья).

    – Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?!

    – Почему «труд», «трудно» и «трудность» - одного корня?

    Работа с пословицами и поговорками

    Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

    Без дела жить – небо коптить.

    Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

    Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

    Праздность – мать пороков.

    Для размышлений:

    «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер

    «Труд – отец счастья». В. Франклин

    «Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни» Д. Торро

    «Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут» Абу Шукур Бахли

    «Освобождение себя от трудаесть преступление против себя» Ж. Ж. Руссо

    «Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе».Сенека

    «Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

    Притча «Жадный Лев»

    Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

    Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко (аналитическое чтение).

    Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

    – Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

    Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

    Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал….

    + Жадность

     Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?!

    – К чему стремится жадный человек?! (стремится к наживе, хочет  получить больше, чем ему необходимо).

    – Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

    – Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде?

    (высказывания детей)

    и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

    – Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? ( Глупость)

    Чему учит притча?

    Для размышлений:

    «Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

    «Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы» П. Браччолини

    Урок 9. Свобода и моральный выбор

                                                             

    Притча «Два волка»

         Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

    — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

            Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

    — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

    — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Беседа по притче:

      - Кто главные герои притчи?

     - C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

      - Что представляет собой каждый волк?

      - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

        -В чём нравственный урок притчи?

    Урок 10. Свобода и ответственность

    Притча «Собака и волк»        

    Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

    — Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

    Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

    — Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

    — Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

    — Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

            Беседа по притче.

    -Что ценит Волк больше всего? (ценит Свободу)

    Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей.  Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

    В чем смысл притчи?

    Урок 12. Справедливость.

    Кошелек с золотыми монетами

    (еврейская притча)

     Нищий, гуляя по рынку, нашел кожаный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нем содержалось сто золотых монет.

     В этот момент нищий услышал крик человека в торговых рядах:

     — Награда! Награда ждет того, кто найдет мой кожаный кошелек!

     Будучи честным человеком, нищий подошел к потерявшему кошелек и отдал ему свою находку.

     — Вот ваш кошелек. Я могу теперь получить награду?

     — Награду? — усмехнулся торговец, жадно считая золото. — В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше чем награда. Уйди или я позову полицию!

     — Я — честный человек, — сказал нищий вызывающе. — Позвольте нам решить этот вопрос у судьи.

     Судья терпеливо выслушал обе стороны и сказал:

     — Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Торговец, вы заявили, что, когда вы обронили кошелек, в нем содержалось двести монет золота. Хорошо, это — значительная сумма. Но, кошелек, который этот нищий нашел, имел только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

     И, с этими словами, судья отдал кошелек и все золото нищему.

    Урок 13. Альтруизм и эгоизм

    ***

          Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
        — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

      — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
       Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

    Беседа по притче.

    1. Кто герои этой притчи?
    2. Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?
    3. Как объяснил причину своего поступка один из детей?
    4. Каким образом  слова мальчика:«Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?
    5. Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?
    6.  «Каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень». Как ты понимаешь значение этих слов?

                                             Притча о человеке, построившем дом.

    Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

    Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

    К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

    Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

    Беседа по притче.

    1. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

    2. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

    4. Вопросы и задания учащимся:

    1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

     - Как вы думаете, что произойдет дальше?

     - Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она         пробудила у вас?

     - На сколько частей можно разделить данную притчу?

    2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

    1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

    2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с         любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

    3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

    4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

    Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего  хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

    (Ступенька – и человек на вершине, показать (зарисовать) иллюстрацию на доске).

     - Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с         любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

     - Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

    (Ступенька ниже)

     - Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

     - Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

     - Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

     - Какие чувства он у вас вызывает?

    (Ступенька ниже)

     - Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

    (Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

     - Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

    3. Беседа

     - Охарактеризуйте качества человека? («равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

     - Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

     - Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

     - Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

    (Ступенька последняя – вниз)

    4. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней.

    5. Обобщение.

     - Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

    Русские народные пословицы

    Жизнь дана на добрые дела.

    Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

    Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

    Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

    Без добрых дел нет доброго имени.

    Доброе дело два века живет, этот и тот.

    Худо тому? Кто добра не делает никому.

    Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

    Урок 14.   Дружба

    Притча о настоящей дружбе

       В одной далёкой стране жили два друга.

       Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

       Любые решения они принимали сообща. А если не могли принять никакого решения, то неприятные последствия этого тоже делили поровну.

       Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное – друзья ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

       Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. А надо заметить, правитель этот, уже весьма убелённый сединами, окончательно потерял веру в настоящую дружбу.

       И велел он привести к себе наших неразлучных героев.

       – Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

       – Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.

       – И вы готовы это доказать?

       – Нам бы не хотелось ничего доказывать…

       – Ваше желание не имеет никакого значения! Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

       С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого – в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

       Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".

       Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если… Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

       Страшный эксперимент длился целый месяц. Повсюду только об этом и судачили. Народ, обуянный кривотолками и домыслами, нервно потирал потные ладошки в предвкушении драматичной развязки.

       Вот-вот, ещё немного – и можно будет наконец лицемерно вздохнуть или притворно улыбнуться, - в зависимости от того, каким будет финал: трагедия или комедия…

       Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

       А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их на аудиенцию.

       – Герои! – воскликнул он, как только двое бывших заключённых переступили порог величественных покоев. – Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства… Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

    Притча «Четыре дружбы»

     Однажды у мудреца спросили:

    — Сколько видов дружбы существует?

    — Четыре — ответил он. —

    Есть друзья, как еда — каждый день ты нуждаешься в них.

    Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо.

    Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя.

    Но есть такие друзья, как воздух — их не видно, но они всегда с тобой.

                      Урок 15. Что значит быть моральным

              Притча в стихах  «Оплачено стаканом молока»

    Мальчишка был голодный и босой,

    Давно не ел, кружилась голова.

    В дверь постучав, воды он попросил,

    Но женщина выносит… молока!

    И тот стакан — дал силы снова жить!

    Поверил он — есть в мире доброта!

    Минуло много лет… он доктор стал.

    Вперед его жизнь потихоньку шла.

    Он на обходе женщину увидел,

    Ту, что дала когда-то молока!

    Она была больна, причем серьезно!

    Ей срочно операция нужна!

    Он жизнь ей спас, все силы приложив,

    Живет и побеждает доброта!…

    Квитанцию к оплате принесли,

    - Всю жизнь платить! — подумала тогда,

    И взяв листок, не верила глазам!

    От радости заплакала она!

    Оплачен счет!

    Он рядом написал:

    «Оплачено стаканом молока!»

        Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

    Притча «Корзину-то возьми»

         Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

         Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

    - Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

    - На что она мне?

    - Твоему сыну пригодиться когда он захочет принести тебя сюда…

    Беседа по притче:

    -О чем эта притча?

    -О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

    -О каком важном законе нравственности  напоминает притча?

    -В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

    -Чему учит притча?

    Для размышлений:

    «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…

    ( Одна из заповедей христиан)

    «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

    «Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

    «Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

    М.Турежанов «Мать»

    Было четыре часа дня. Небо потемнело от туч, а сильный дождь намочил дороги.

     Прозвенел звонок, и из школьных ворот шумной толпой выбежали ребята.

     Рядом со школой стояла старая женщина. Она никак не могла перейти скользкую улицу и уже долгое время мерзла на ветру. Но никто из проходивших мимо и не думал помочь ей – все торопились укрыться от дождя.

     Мухтар был известным в школе спортсменом, капитаном футбольной команды. Увидев пожилую женщину, он оставил своих друзей и подошел к ней:

     - Почему вы мокнете под дождем? Я могу помочь вам, если надо.

     - Да, да, сынок, помоги мне, пожалуйста, перейти эту улицу. Мой дом на той стороне, но здесь так много машин и скользко для меня…

     Мухтар взял старушку под руку и медленно повел через дорогу. Когда он попрощался с ней, она подняла руки и сказала со слезами благодарности:

     - Будь счастлив, сын мой! Спасибо тебе!

     От этих слов Мухтару стало радостно и легко. Когда он вернулся к друзьям, они стали упрекать его, что он тратит время на незнакомую старушку.

     - Я помогал ей, потому что она чья-то мать! – спокойно сказал Мухтар.

     - Но почему ты должен помогать чьей-то матери? – возразили ребята.

     -  Как вы думаете, что ответил Мухтар? (Ответы детей).

     Послушайте, что же ответил мальчик.

     Мухтар ответил ребятам:

     - Я помог этой старой женщине, потому что может случиться так, что и моей маме будет нужна помощь, а меня не окажется рядом. Тогда ей поможет совсем незнакомый человек, как я сейчас помог этой слабой женщине.

     Ответ Мухтара показал мальчикам, как можно по-настоящему любить маму и заботиться о ней, даже когда ее нет рядом.

     • Как вы думаете, почему Мухтар помог незнакомой старушке?

     • Какие чувства испытывал Мухтар, когда вернулся к друзьям?

     • Почему же так важно проявлять любовь?

    Урок 21. Стыд, вина и извинения

                                                               Притча «Страшная ошибка»

    Много лет тому назад в высоком замке жил рыцарь со своей женой и маленьким сыном. Он обожал своего крошку сына и проводил много часов, играя с ним. Он также любил свою собаку, которая была ему верным другом во время охоты.

    Однажды пригласили рыцаря во дворец Короля. Рыцарь повел собаку в комнату и сказал ей, чтобы она присмотрела за сыном, пока он и его жена будут в отъезде. Он сказал собаке: «Смотри, чтобы ничего не случилось с моим драгоценным сыном».

    Турнир был большим праздником. Рыцари в блестящих доспехах и на своих лошадях состязались друг с другом. Вечером на пиру пели менестрели. И его жена хорошо провела время.

    Когда они вернулись в свой замок, рыцарь сразу пошел в комнату своего сына. Он тихонько открыл дверь, чтобы не разбудить ребенка, но увидел страшную картину. Колыбель была перевернута, детские вещи лежали в куче, всюду была кровь. Но самое страшное было то, что нигде не было видно ребенка. Собака стояла и виляла хвостом, приветствуя хозяина. На её шерсти была видна засохшая кровь. Рыцарь недоверчиво посмотрел на собаку, которую любил.

    «Как ты могла такое сделать?» – закричал он на собаку и в порыве гнева выхватил меч и заколол её.

    В этот момент он заметил движение под детскими вещами. Он откинул их и увидел под ними улыбающегося сына, целым и невредимым. Возле него лежала огромная змея со следами борьбы между ней и собакой. Рыцарь сразу понял, что случилось. Верная собака убила змею, защищая его сына. И он закрыл лицо руками.

    «Что я сделал? Что я сделал? Я убил моего верного друга. Если бы только я немного подождал, если бы и не поспешил!»

    Рыцарь долго оплакивал страшную ошибку, которую он совершил.

    С этого дня он никогда не позволял себе в порыве гнева принимать поспешные решения. Прежде чем совершать поступки, он всегда убеждался в правильности фактов.

     Беседа по притче.

    ¨  О чем эта притча?

    ¨  Понравилась ли она вам?

    ¨  Как вы думаете, почему рыцарь доверил мальчика своей собаке?

    ¨  Какие чувства охватили рыцаря, когда он, вернувшись в замок, вошел в комнату сына?

    ¨  Почему рыцарь оплакивал гибель собаки?

    ¨  Что вы чувствуете к героям притчи?

    ¨   Какое важно правило надо крепко-накрепко запомнить? Нужно ли его знать сегодня? А зачем?  

    Урок 23. Совесть

                                                         Притча «Совесть без муки»

           Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

    Притча «Слуга совести»

    Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

    — Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

    — Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

    — Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

    — Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

    Притча «Совесть»

    Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

    На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

    Думал-думал, как это сделать, и надумал…

    - Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

    - Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

    Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

    - Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

    Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

    Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

    Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

    - Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

    А в ответ – молчание.

    Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

    Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

    Зарыдал человек:

    - Как же я теперь без совести жить-то буду?

    И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

    - Здесь я…

    Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

    Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

    Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

    Притча о совести

    Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

    — Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

    — Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

    — Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

    — Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

    — Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

    — Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

    — Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

    — Почему невыполнимо?

    — Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

    От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

    Беседа по притче:

    - Почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

    - А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит  голос совести).

         

    Урок 29. Жизнь человека - высшая нравственная ценность

    Есть такая притча…

    Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

    – Эй, старик, – обратился падишах к садовнику, – твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?... Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

            -Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

            Беседа по притче:

            – Как к жизни и времени относится каждый из героев?

            – Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека)

            – Какие символы использовал автор в этой истории?

            Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека, тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

    «Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия..» [2.С.22]

            – О каких ценностях поведал автор? (Ценность – жизнь, наполненная делами, трудолюбие, уважение и почитание старшего поколения).

    Русские народные пословицы

    Кто добро творит, того Бог благословит.

    Без добрых дел нет доброго имени.

    Доброе дело два века живет, этот и тот.

    Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

    Доброе дело на два века: на тот и на этот.

    Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

    Для размышлений:

    «Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается» А. Исаакян

    Последняя притча может быть включена в уроки «Свобода и моральный выбор человека», «Моральный долг» и др. (по усмотрению учителя)

    Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

                                                                            ***

    Шел …………., а навстречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

    У первого спросил:

    -Что ты делал целый день?

    И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

    У второго спросил:

    -А что ты делал целый день?

    И тот ответил:

    - Я………….выполнял свою работу.

    А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

    - А я …………в строительстве храма.

    Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

    Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и туже работу, а ответы у них получились разные.

    Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

    Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

    Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

    - Кто работал как первый человек?

    - Кто работал добросовестно?

    - Кто принимал участие в строительстве храма?

    Скажи человеку «Здравствуйте» В.А. Сухомлинский

    Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел, и ручеек журчит в лесной глуши.

    Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

    -         Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

    -         Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «Здравствуйте», – сказал отец.

    -         Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем не знакомы.

    -         А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

    Вот и бабушка.

    -         Здравствуйте, – сказал сын.

    -         Здравствуйте, – сказал отец.

    -         Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

    И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

    На душе у мальчика стало радостно.

    -         Почему это так? – спросил сын.

    -         Потому что мы сказали человеку «Здравствуйте» и он улыбнулся.

    Доброго здоровья, дедушка! В.А. Сухомлинский

    Возле школы живет старик – дед Иван. Нет у него никого – ни родных, ни товарищей. Было два сына – погибли на фронте. А жена недавно умерла.

    Каждый день приходит дед Иван в школу за водой. «В школьном колодце очень вкусная вода», – говорит дед соседям.

    Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.

    -         Дедушка, давайте мы поможем вам воду вытащить, – говорят они.

    Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.

    -         Доброго вам здоровья, дедушка, – щебечут дети. Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на сердце становится тепло и радостно.

    Вот и сейчас вышел дед Иван из хаты и сел на лавку возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивается? На школьном дворе прозвенел звонок. Дедушка берет ведро и идет за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова:

    «Доброго вам здоровья, дедушка».

    Потому что я – человек              В.А. Сухомлинский

    Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взял за руку ребенка, пошел дальше.

    На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу.

    На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну:

    - Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

    - Дедушка, - спросил мальчик, - вы не видели здесь камень?

    - Я убрал его с дороги.

    - Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

    - Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

    - Почему же вы убрали камень?

    - Потому что я - человек.

    Вопросы для беседы:

    Что вы можете сказать о героях этой истории?

    Можно ли этот текст назвать притчей? Докажите. Чему он учит?

    /Притча - небольшой рассказ нравоучительного содержания, в них обычно нет указания ни на конкретное место действия, ни на время, их герой - человек вообще./

    -Как вы понимаете последние слова: "Потому что я - человек"?

    -Что значит - быть человеком?

    Обыкновенный человек    В.А. Сухомлинский

     

              В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

            На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

            - Что это за человек? - спросил внук деда.

            - Это не человек - ответил дед.

            В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

           - Что это за человек? - спросил внук деда.

           - И это еще не человек, - ответил дед.

            Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

           - А это что за человек? - спросил внук.

           - Обыкновенный  человек, - ответил дед .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

    Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

    Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

    Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

    Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

    Сборник сценариев " Уроки-мужества".

    Уважаемые коллеги!Вы прекрасно знаете, что классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии ...

    Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

    Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

    Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

    Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

    Сборник открытых уроков методической недели в начальной школе.

    Цель проведения методической недели: Совершенствование педагогического мастерства учителей в рамках ФГОС для учащихся ОВЗ.Задачи: • Провести в каждом классе мероприятия, содействующие р...