Использование инновационных приёмов в изучении учебного модуля «Основы исламской культуры»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Азиханова Голлия Зуфяровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_azihanovoy_g.z.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных приёмов в изучении учебного модуля     «Основы исламской культуры»

          Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Приём «фишбоун» широко использую на уроках «Основы исламской культуры», так как он позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи.

         При изучении темы «Место, где совершаются земные поклоны …», в голове скелета находится проблема, которая рассматривается на уроке. Поиск ответов на следующие вопросы. Что такое мечеть? Где и для чего строят минареты? На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

                         Процедура составления схемы:

 - на широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа, дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;

    - от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» (1 порядка) под углом 45 градусов, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»;  

- к линии 1 порядка дорисовываются дополнительные линии (косточки)второго порядка, которые уже определяют уже содержание отдельно взятой проблемы;

- при необходимости, для более глубокого изучения проблемы, к линиям второго порядка дорисовываются дополнительные линии(косточки)третьего порядка.    

       Таким образом, в одну схему «фишбоун» можно глубоко содержательно «вместить» несколько страниц машинописного текста. Идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.

                                  Варианты использования приёма «фишбоун»

1. На верхних косточках – причина, а на нижних – соответствующие им следствия.

2. На нижних косточках главные факты темы. А на нижних – самостоятельная оценка их значения.

Всегда: в голове – тема, на хвосте – общий вывод!

    Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Удобно использовать приём «фишбоун», когда проблема плохо поддаётся структурированию, когда имеется большой объём фактов, подтверждающих наличие проблемы.

        Приём «Инсерт»

 - Во время чтения текста «Место, где совершаются земные поклоны …» делайте на полях пометки:

 «v» - уже знал ;

«+» - новое для меня;

 «- » - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

      Таким образом, использование приёмов «Фишбоун» и «Инсерт» при изучении тем по «Основам исламской культуры» способствуют обогащению жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваивания информации, развитие творческих способностей, психологический комфорт.

(Видео фрагмент урока к теме: «Место, где совершаются земные поклоны …» - прилагается)

Составила: Азиханова Голлия Зуфяровна МБОУ «СШ№8»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы мировых религиозных культур по теме Священные сооружения в 4-ом классе.

Тема урока: Священные сооружения (1-й урок по теме)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийЦель урока: формирование представления о священных сооружениях через мировые рели...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...