Конспект урока по ОРКСЭ "КАК КРЕЩЕНИЕ ПРИШЛО НА РУСЬ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРКСЭ "КАК КРЕЩЕНИЕ ПРИШЛО НА РУСЬ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_orkse.docx71.97 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: ОРКСЭ

УМК: Школа России

Класс: 4

Тема урока: Как крещение пришло на Русь

Форма учебной работы: классно-урочная

Тип урока: урок развития умений

Цель: познакомить детей с фактами о крещении Руси, с новой терминологией.

Планируемые результаты

Предметные

- на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии,

- выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;

- познакомить учащихся с жизнью древних славян;

- сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;

- показать, как изменилась жизнь людей и самого князя после принятия христианства.

Личностные

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Мотивация учебной деятельности

Умение организовать свою деятельность

Метапредметные

Регулятивные

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач

- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Познавательные

- использовать общие приемы решения задач

- строить сообщения в устной и письменной форме

- представлять информацию в виде схемы

- добывать информацию из различных источников

- определять главные мысли и последовательность событий в тексте,

- осуществлять отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста;

- поиск необходимой информации в книге;

-  уметь ориентироваться в учебной книге.

Коммуникативные

- ставить вопросы

- обращаться за помощью

- задавать вопросы

- строить монологическое высказывание

-  находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги

Оборудование: учебник ОРКСЭ, раздаточный материал

План урока

I Организационный момент (2 мин)

  1. Приветствие

II.Актуализация знаний (5 мин)

Работа по картинам (изображение долов)

III. Постановка проблемы, поиск решения, определение темы, планирование деятельности (5 мин)

  1. Работа по картине «Крещение князя Владимира»
  2. Определение темы урока

IV. Открытие новых знаний (25 мин)

  1. Анализ легенды
  2. Просмотр фильма
  3. Работа над выводами
  4. Работа с текстом учебника
  5. Работа в парах

V. Рефлексия (5 мин)

1.  Работа по вопросам

VI. Итог урока (3 мин)

1. Анализ золотого правила этики


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Примерная деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд (на слайде незаконченная запись «В споре рождается….», ниже даны три варианта ответов: смекалка, истина, забота).

- Из предложенных вариантов ответов выберете тот, который по- вашему закончит смысл данного выражения.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

- Иногда, чтобы узнать правду, надо послушать несколько человек, ведь и ваше мнение может быть ошибочным.

- Это не просто предложение, это великое высказывание философа Сократа, казанное много лет назад, но актуально и по сей день.

-Это изречение будет девизом на нашем уроке.

2. Работа по картинам (с изображениями идолов)

- Перед вами картины, рассмотрите их.

- Кто изображен?

 - Кто такие идолы?

- Как называется религия,  которой поклоняются идолам? (язычество)

- Ваша одноклассница подготовила сообщение о некоторых божествах. Послушайте его.

-Спасибо, (имя ребенка), за интересное и познавательное сообщение.

- Вспомните, пожалуйста, в какое время существования нашего государства было распространено язычество?

Приветствие учениками учителя.

Садятся.

Читают незаконченное предложение, подбирают слово, которое поможет его закончить.

В споре рождается истина

Высказывания детей о понимании данного выражения.

Слушают, по возможности дополняют.

Рассматривают картины

На картине изображены идолы

Идолы - изображение Божеств

Язычество

Слушают сообщение одноклассницы

Сварог-Перун в народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого было направлено против злых духов; вероятно, действию злых духов приписывали сгущение атмосферы, прекращавшееся после грозы. Народные обычаи оказались настолько сильны, что еще в XIX в. многие люди, особенно в сельской местности, во время грозы затворяли окна, опрокидывали вверх дном сосуды (например чайные чашки и рюмки), веря, что злые духи, гонимые молнией, стараются спрятаться в каком-нибудь отверстии. На связь Сварога-Перуна с оружием указывает обычай клясться перед Перуном, положив рядом оружие.

Среди славян было распространено поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался Хоре (Хорос) или Ярило. Обожествлялись также месяц и звезды, находившиеся с Солнцем в «родственных» отношениях.

Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. В летописи он назван «скотьим» богом.

Бога ветра и повелителя вихрей звали Стрибогом.

В эпоху Древней Руси

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия

III. Постановка проблемы, поиск решения, определение темы, планирование деятельности

IV. Открытие новых знаний

  1. Работа по картине

«Крещение князя Владимира»

- Рассмотрите следующую картину

. http://gavriil.info/wp-content/uploads/2015/07/70115_big_1333438982.jpg

- Что изображено на ней?

-Рассмотрите окружение этого человека

- А  можем ли мы в наше время увидеть человека в чане с водой в окружении близких и священнослужителей?

2. Определение темы урока

- Вот мы подошли к теме нашего урока. Сформулируйте ее.

- Мы будем говорить о том, как крещение пришло на Русь (на слайде появляется тема урока).

- Исходя из темы урока, предположите, кто же изображен на картине?

- Что вы знаете об этом князе? (Владимир Красное Солнышко, крестил Русь в 988 году).

- Мы уже знаем, что перед христианством на Руси было распространено язычество, да и сам Владимир был язычником, и активно выдвигал новых идолов. Когда князь был язычником, он приносил человеческие жертвы. Он был храбрым, сильным воином, с которым опасно спорить, целеустремленным и напористым, он достигал своих целей и в политике и в личной жизни.  Он воевал и часто побеждал. Но не смотря на многочисленные победы, он все же решил отказаться от язычества.

- Как выдумаете, почему?

  1. Анализ легенды.

- Я предлагаю вам послушать одну легенду. А вы, работая в паре, проанализируйте ее и попробуйте ответить на вопрос: «Почему же Владимир отказался от язычества?»

- К какому выводу вы пришли?

- Молодцы, ребята!

- но почему именно Христианство?

2. Просмотр фильма

-Ответ на этот вопрос мы найдем в фильме «Как князь Владимир религию выбирал»

- Так и пришло христианство на Русь. Конечно, крещение Руси- не простой шаг, ведь люди тысячелетиями поклонялись идолам. Но, время шло, и люди постепенно принимали новую веру.

3. Работа над выводами

- Скажите, так для чего же Владимир крестил Русь? И почему он выбрал именно Православное Христианство?

4. Работа с текстом учебника

- Для того, чтобы проверить, кто же из вас был прав, обратимся к тексту учебника на стр. 60.

- Прочитайте текст со слов ….Вера в единого Бога…

- Какие слова из текста могут стать нашим первым выводом?

-верно, ребята.

5 Работа в группах

- Ребята, разделитесь на группы. Вам необходимо разгадать кроссворд, и поможет в этом текст учебника. Группа, которая разгадает кроссворд первой, дайте сигнал.

  1. По мнению

А.И.Солженицына во что наши предки вложили «самое лучшее, самое святое…»? (церковь)

2. Что наполнило смыслом жизнь людей? (вера)

3. Какую стану называли святой? (Русь)

4. Что строили наши предки, чтобы вдали от жилья, человек не чувствовал себя одиноким? (колоколенка)

5. как называется рассказ христианина о своих грехах священнику? (исповедь)

6. После крещения люди старались изменить свою жизнь по учению…(евангелие)

Проверка.

-Каждый ответ надо подкрепить доказательством из учебника.

- Молодцы, ребята.

- Разгадывая кроссворд, вы узнали, как изменилась жизнь народа Древней Руси.

- Как вы думаете, изменился ли сам князь? Можете ли вы это доказать?

- Конечно, изменился. После крещения Владимир начал жить правильно, придерживаясь Божьих Заповедей. Он стал помогать бедным, бездомным, все конфликты между государствами старался решить мирно. Вот за это его и прозвали Красное Солнышко.

- А в наше время актуальны Божьи Заповеди? Перечислите их.

- Во время работы с кроссвордом, мы познакомились с новым понятием «исповедь».

- для чего человек исповедуется?

- Где исповедуется человек?

- А что такое церковь?

- Прочитайте интересные факты о церкви в учебнике на стр. 59 в рубрике это интересно.

- В крестьянской церкви Владимира Красное Солнышко признали святым. Ведь благодаря ему люди приобрели новую веру, веру в чистое и светлое будущее.

6. Работа в парах.

- Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо вспомнить все, о чем мы сегодня говорили на уроке. На партах лежит тест. Выполните его в паре.

1.Укажите дату крещения киевского князя Владимира:

А) 911  Б)988   В)954

2. Отметьте неверную причину принятия христианства

А) необходимость централизации страны

Б) необходимость борьбы с хазарами

В) Стремление укрепить международный авторитет Руси

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством

А) многобожие  Б) трехбожие  В) единобожие

4. Первым правителем Руси, принявшим христианство, был(а)

А) Ярослав  Б) Владимир В) Ольга

5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси?

А) Ярослав  Б) Владимир В) Ольга

Проверка:

(на доске появляются правильные ответы)

пары меняются листочками и проверяют работу.

- Поднимите руку та пара, у которой ответы не совпадают с теми, что записаны на доске. (если такая пара есть, то читаем задание, разбираем всем классом, аргументируем ответ текстом учебника )

Рассматривают картину

Человек, в емкости с водой

его окружают священники, слуги

Да, можем, на праздник Крещение, и когда крестят маленьких детей

Высказывания детей (как раньше крестили, о крещении т.д.)

Изображен князь Владимир.

Высказывают свои предположения.

Все князья погибли, остался в живых только Владимир, и, чтобы защитить свою вотчину, он стал собирать весь народ для укрепления Руси. В честь этого он принес в жертву буйвола. Крови этого буйвола не хватило всем идолам, и многие стали негодовать и возмущаться, что их идолу жертву не принесли. Начался хаос. И Владимир понимал, что если будет междоусобица среди людей, то Русь станет легкой добычей для врага. Тогда срочно созвали собрание и решили, что народ надо сплотить. Сплотить верой.

Анализируют, высказывают свои мнения (князь решил отказаться от язычества, чтобы объединить свой народ одной верой).

Высказывают предположения

Просмотр фильма.

Владимир решил объединить свой народ, и для этого отправил послов в разные страны для выбора религии

Читают текст

Текст, выделенный жирным шрифтом.

Делятся на группы, разгадывают кроссворд, находят ответы в тексте учебника.

Да, изменился. Приводят доказательства

Да, актуальны. Перечисляют заповеди, которые знают.

 чтобы очистить свою душу от грехов, чтобы очистить свой разум, стать чище и светлее

в церкви

дом Божий

читают интересные факты о церкви.

Работая в паре, отвечают на вопросы теста

 

Пары меняются листочками, взаимопроверяют.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний.

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя); осуществляют логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы; следуют ранее оговоренному плану.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля  и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

Личностные: осознают свои возможности  в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации;
 учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии дляобоснования своего суждения;  достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению

V. Рефлексия.

VI. Итог урока.

-Я предлагаю вам подвести итог нашего урока. На доске записаны начало вашего ответа, выбрав любой из них, вы сможете его продолжить.

(Я узнал, кто……крестил Русь.

Я узнал, в каком году     произошло крещение Руси.

Я узнал почему…князь решил крестить Русь.

Я узнал, почему      была выбрана вера Православное Христианство.

Я узнал, что такое     исповедь.

Я узнал, для чего      люди исповедуются.)

- И в завершении нашего урока хотелось бы призвать всех вас жить по золотому правилу этики. И не важно, какую религию вы исповедуете, каким цветом ваша кожа и сколько вам лет.

Не поступай с ближним так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой.

По очереди несколько учеников выходят к доске и выбирают вопрос ,на который необходимо ответить.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса
и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности


Литература:

  1. Учебник «Основы православной культуры» А.В Кураев.  — М: Просвещение, 2012.
  2. Обернихина Г.А Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры»автора А.В Кураева.  — М: Просвещение, 2012.
  3. Рассказы начальной русской летописи (любое издание)
  4. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Научно-популярная энциклопедия).

http://fcior.edu.ru, http://www.youtube.com/watch?v=uwvI8HbLG80 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по изо: Рисование ежика чернильной ручкой в стиле НеоПопРеализм для уроков в 3 классе

ПланУрок изобразительного искусства Данный конспект подходит для уроков в 3 классе Тема урока: Рисование ежика чернильной ручкой  в стиле НеоПопРеализм...

конспект урока по окружающему миру "Пришла весна"

способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД1) личностных: мотивация учения, нрав...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь раскрывает крылья" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь расправляет крылья" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Лето пришло" (УМК ПНШ, 1 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и закрепление пройденного материала; создание условий для ознакомления учащихся с правилами безопасного поведения на водоёмах и природе Планируемые результаты: Пр...

Конспект урока по окружающему миру "Пришла весна" 1 класс (УМК "ПНШ")

     Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о признаках весны в живой и неживой природе, обобщение и углубление опыта наблюдений       детей ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» (УМК «Основы православной культуры», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении кириллицы, о Крещении Руси, принятия православия.Зпдпчи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями о появлении кириллицы.Объяснить с...