Семья – хранитель духовных ценностей
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Копиева Марина Юрьевна

Цель: привитие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям, формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека.

Задачи:

 1.Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

2.Формировать умение совместно работать в группе;

3.Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

4.Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие.

5.Воспитывать доброые отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

.. Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:   

  Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где   формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:                                                                                                                      Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.                                                                                              Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.                                                                                                                                    Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную   деятельность.                                                                  Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций –залог интереса к культурным традициям российского  народа.

Цель: привитие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям, формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека.

Задачи:

 1.Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

2.Формировать умение совместно работать в группе;

3.Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

4.Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие.

5.Воспитывать доброые отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

       Добрый всем день! День у нас сегодня совсем необычный!

                  В наш дом, нашу семью лицея , пришло много гостей. Они нечаянная радость для нас!

                         Умножим эту радость. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

                  Что вы почувствовали? Пусть это настроение сохранится до конца            

       нашего занятия.

Учитель: Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.                                                        

                  Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок?     

Установка: подумать о смысле, заложенном в песне  «Семья» - 2 мин.

Обсуждение:                                                                                                                                                                1. Вы послушали песню? О чем она? (что нам хотел сказать автор).                                                                         2.Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?  ( о семье )

                                                 Реши ребус  7 Я (семья)

Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.
3 - 4 мин.    Обсуждение:

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?                                                                                                                                                   1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»?                                                                                                              2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.

Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.

3. Изучение нового материала.                    10 – 12 мин.

Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.                                                                                                                                                                      Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится:

 "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

У каждого слова, есть своя история, как оно появилось. А, как вы думаете, как появилось слово Семья?

Учитель: послушайте замечательное стихотворение которое объясняет , как появилась слово семья.

«Семья»

Когда появилось слова  «семья»?

Когда- то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,, Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

-Кто их воспиттывает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я»

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

-Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит  жильё?

«Я, я»,- тихо молвила Ева – Я,я....

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья.

  А что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Что же может объединять семью?  (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

В словаре Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни. Чему он придает особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность».

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью. 

 Учитель: - Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них. (Слайд)

 Семья – это не только мама и папаЭто дедушки и бабушки, тети и дяди, племянники и племянницы, двоюродные сестры и братья. Семья – это маленький осколок большого рода.

Учитель: - А, какие еще есть родственные связи?

Активное занятие работа в парах  «Родовое дерево »

Внимательно прочитай слова в левом столбике и найди соответствующие им по смыслу в правом столбике. Соедини эти слова линией.

Прабабушка

Прадедушка

Бабушка

Дедушка

Дядя

Тетя

Двоюродный брат

Двоюродная сестра

Папин брат

Сын твоей тети

Мама твоего дедушки

Дочь твоего дяди

Дедушка твоего отца

Мама твоей мамы

Мамин папа

Мамина сестра

В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, поют песни. От своих родителей, бабушек и дедушек они знают множество считалок, потешек, присказок, игр. Слушая и запоминая эти фольклорные произведения, дети усваивают правила поведения в семье и в обществе.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

 ( "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)

Несмотря на то, что в сказках действуют животные, проблемы у них вполне человеческие, и решают они их тоже по-человечески, недаром за каждым животным закрепились человеческие черты характера: лиса - хитрая, заяц - трусливый, петух - хвастливый и т. д.

Работа с учебником, обсудим вместе (группа выбирает одну из сказок, и отвечают на вопросы). « В чем  ее смысл?». «Какие пороки человека она осуждает?». «Каким положительным качествам предлагает подрожать?»

Работа в группах:

1 группа: Воробей и курица (стр. 60)

2 группа: Падишах и садовник (стр. 60)

3 группа: Кукушка (стр. 65)

 Учитель:  - А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Давайте узнаем из притчи.

а) Чтение и обсуждение притчи.                                                                                                                                     «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…                                                                                    - Какое это слово? «ПОНИМАНИЕ»                                                                                                                     - Как вы понимаете это слово?                                                                                                                                          - Как можно назвать такую семью?                                                                                                                                     

А, вот народная мудрость вкладывала емкие понятия в пословицы, с некоторыми  из них мы сейчас и познакомимся.

Работа в группах. Поможем пословицам!

        (Каждой группе выдаются рассыпанные пословицы)

Учитель:  Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

1.В семье любовь        да совет,      так и нужды нет.

2.Не будет добра,       коли в семье            вражда.

3.Семья  без детей,       что цветок           без запаха.

4.Родители  трудолюбивы,         и дети  не ленивы.

5.Семья сильна,      когда        над ней крыша одна.

6.Добрая семья          прибавит               разума-ума.

7.За общим      семейным столом         еда вкуснее.

8.Вся семья вместе,      так и               душа на месте.

9.В родной семье и каша гуще.

Чтение и обсуждение легенды    - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».

Давным - давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила:

Пример: Уважайте мнение всех членов семьи. 

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.

 Учитель:  Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

Ребята, а ваш класс можно назвать семъёй? (ответы детей)  в какой-то степени можно.  Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что ваш  класс станет дружной семъёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание. 

В истории есть немало примеров крепких и счастливых семей. Покровителями семьи и брака в православии считают святых Петра и Февронию Муромских.

Учитель: Что вы о них знаете? (ответы детей)

Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. В нашей стране 8 июля в день их памяти отмечается всероссийский праздник – День семьи, любви и верности.  А, какой цветок стал символом праздника? (ответы детей - ромашка)

 И это не случайно. Издавна девушки гадали на ромашке, мечтая о суженом и о создании семьи, приносили в дом с желанием сохранить любовь, тепло и уют в семье.

 Итог урока .Рефлексия. Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.

Я хочу, чтобы моя семья была …                                                                                                                                            - У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.

Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.

 Я предлагаю вам записать на лепестках, какую вы видите свою семью.

 Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Согрейте их в своих руках. Представьте, как каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.

Учитель:  Дорогие ребята, спасибо вам за урок.

Домашнее задание: нарисовать свою семью,  подготовить  пословицы и поговорки поговорить разных народов о семье.

 

А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? 

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда   назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.

Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…

А почему дом был большим???

     Семья является  ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.    Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях.  Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

       Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.                                                 

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.

Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ....

Семья-хранитель духовных ценностей.

Технологическая карта урокаПредмет: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»Тема урока. Семья-хранитель духовных ценностей.Тема урока: Семья-хранитель духовных ценностейТип ур...

Урок-презентация по ОДНКНР 5 класс "Семья-хранитель духовных ценностей".

Презентация по дисциплине ОДНКНР по теме "Семья-хранитель духовных ценностей"...

Методические рекомендации к уроку. ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей." 4 класс.

Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...

Семья, как духовная ценность

Семья, как духовная ценность...