Внеурочное мероприятие "Герои России"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Конспект внеурочного мероприятие, которое можно провести в рамках внеурочной работы по ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_meropriyatiepo_kursu_orkse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:


                      ТЕМА: Герои России

Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания.

Оборудование и материалы:
презентация (компьютер, проектор, экран);  книжная выставка; высказывания М. Горького,  статьи из словаря С.И. Ожегова; портреты героев,  стенд с вырезками из газет о современных героях,  самостоятельно подготовленные сообщения учеников о современниках, проявивших героизм в мирное время.

                                Подготовительная работа:

Сбор группами учащихся материалов по теме:

  • О Дмитрии Донском;
  • Подвиг Зои Космодемьянской;
  • О Юрии Гагарине;
  • Подвиг мирного времени.

Место проведения: класс.

План мероприятия

1. Организационный момент;
2. Подготовка к восприятию темы: слово учителя;
3. Восприятие темы:
- работа с понятием;
- составление портрета героя;
- герои всех времен (развитие понятия «герой»);
- героизм Древней Руси;
- героизм во время Великой Отечественной войны;
- героизм в наши дни;
4. Итоги мероприятия

Ход мероприятия

1.Организационный момент
Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в истории и современной жизни.

2. Подготовка к восприятию темы:

Учитель. Понятия  «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

3.Восприятие темы

Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.

Герой –  выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)

Подвиг – самоотверженный героический поступок.

                                        Герои всех времен.

Учитель: А теперь давайте совершим путешествие по ленте времени.

   С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. Четырнадцатый век – 1380 год.

Первая группа представляет свою работу.

Дмитрий Иванович Донской, сын Ивана II, родился 12 октября 1350 года в Москве. Его отец умер рано, и Дмитрий стал Великим князем владимирским и московским на десятом году жизни, с 1359 года.

В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. При нём в 1367 году был построен первый каменный кремль в Москве, в 1368 и 1370 годах его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда.
Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием.
Дмитрий Донской первым из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: в 1378 на реке Вожа было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 году Дмитрий Донской во главе объединённых русских сил разбил в
Куликовской битве войска татарского темника Мамая, за что был прозван Донским.
Дмитрий умер рано – всего 39 лет от роду, 19 мая 1389 года. Погребен в Архангельском соборе в Москве. Канонизирован Русской православной церковью.
Продолжаем наше путешествие и отправляемся в двадцатый век.

Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Вторая группа представляет свою работу об одном из героев Великой Отечественной войны.

Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923 - 1941) – активистка, герой Советского Союза.

Родилась Зоя 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Тамбовской области. В 1929 году вместе с семьей стала жить в Сибири. В октябре 1941 года попала в диверсионную школу «Спрогиса». Став членом разведывательной партизанской части, успешно выполнила первое военное задание. Следующая операция, целью которой было избавить сёла от немецких захватчиков, оказалась более сложной. Группа, в которую входила Зоя, подожгла несколько домов с немцами. Затем, оторвавшись от группы, Зоя была задержана при попытке поджога еще одного дома.  Тогда в биографии Зои Космодемьянской прошли тяжелые пытки, но девушка не назвала даже своего настоящего имени. Казнь Космодемьянская выдержала гордо. Даже с веревкой на шее она произносила славящие родину речи.  А 16 февраля 1942 года ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

   Но не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики стояли у станков по 16 – 18 часов, превозмогая усталость и голод. В полях на себе женщины и дети тащили плуги и сеялки. Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей Победы. Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.

Но только ли на войне есть место подвигу?

    И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя.
Третья группа представляет сообщение о Юрии Алексеевиче Гагарине.

Юрий Алексеевич Гагарин (1934-68) - российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1961), полковник, Герой Советского Союза (1961).  Совершил первый в мире полет в космос на космическом корабле «Восток» продолжительностью 1 час 48 минут.  Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (ныне Гагарин), Гжатского (ныне Гагаринского) района, Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района.  12 апреля 1961 года впервые в истории человечества Юрий Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Этот полет открыл перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

Обращение к стенду с вырезками из газет ( сбор материала проведен учениками).

Героический поступок

В конце декабря прошлого года в районе дома №1 по улице Набережная Горького в Смоленске 18-летний житель нашего города Алексей Васильев, проживающий по 3-ему переулку Горького, совершил героический поступок – спас тонущего в реке ребенка. Восьмилетняя Илина Иванова вышла на неокрепший лед и оказалась в воде.

Находившийся неподалеку молодой человек, услышав крики о помощи, не раздумывая, бросился к полынье и вытащил девочку из ледяной купели.

За смелость и решительность, проявленные при спасении утопающего ребенка, А.А.Васильев, по представлению начальника Главного управления МЧС России по Смоленской области - полковника А.И.Муровицкого, был поощрен администрацией города Смоленска.

4. Итоги мероприятия

Учитель: А теперь составим портрет героя.

Портрет героя
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера.

Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? ( Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)

И Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».

Учитель: Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Программа курса внеурочной деятельности "Россия - Родина моя!" (духовно-нравственное направление )

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия - Родина моя!" рассчитана на детей 9-10 лет; срок реализации: 1 год.  Цель программы: во...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Занятие по внеурочной деятельности «Москва – сердце России» по программе «Моя семья, моя земля, моя Россия» 3 класс

Занятие по  внеурочной деятельности написано в форме технологической карты...

Сборник открытых классных часов и внеурочных мероприятий "Россия - Родина моя".

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство  -самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Од...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя". 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Россия - Родина моя". 3 класс...