Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Скобцева Елена Владимировна

Данная разработка используется на уроках ОРКСЭ(ОПК)в 4 классе. Дети знакомятся с понятием семьи в православии. Предусмотрена работа в группах и парах. Есть материал для работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА « Христианская семья»

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

Задачи урока:

а) образовательные: ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомиться со смыслом обряда венчания,  особенностями семейных традиций в православной культуре, с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи,

б) воспитательные: воспитание православного отношения к семье, духовно-нравственной основы в отношениях между родителями и детьми

в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Ключевые понятия урока: семья, венчание, бремя, семейные традиции.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом.  

 Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Надеюсь, что мы

будем отвечать активно,

хорошо себя вести,

чтобы гости дорогие

захотели вновь прийти.

  1. Введение в тему урока.

Учитель: Сегодня мы зажигаем ещё одну свечечку доброты, проводим очередной урок  православной культуры. Чтобы определить тему нашего  урока, вам нужно разгадать интерактивный кроссорд и прочитать  ключевое слово. (Слайды1-2)

А

П

О

С

Т

О

Л

Е

В

А

Н

Г

Е

Л

И

Е

И

О

А

К

И

М

З

А

П

О

В

Е

Д

Ь

Б

И

Б

Л

И

Я

1.Как называли первых ближайших учеников Христа? (Апостолы)

2.Какая книга в переводе с греческого означает « добрая весть»? (Евангелие)

3.Родителей Богородицы звали Анна и….(Иоаким)

4. Законы, данные людям Богом.(Заповедь)

5. Книга, рассказывающая о жизни и учении  Иисуса Христа.(Библия)

Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

- Мы будем говорить о семье. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Посмотрим, актуальны ли заветы наших предков сегодня. А помогут в этом наши родители, которые присутствуют на уроке. Сегодня они – не только гости, но и полноправные участники нашего урока и у них будут свои задания по ходу урока.

Тема нашего урока: «Христианская семья». (Слайд 3). Сегодня вы также узнаете, что такое венчание и что означает обручальное кольцо.

III. Работа по теме урока. (На магнитной доске –  слово «Семья»)

Учитель: Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в   первые секунды? Как бы вы определили, что такое семья?

А сейчас откройте страницу учебника 86. Прочитайте первое предложение.

С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

 Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод. Давайте вспомним литературные произведения, где герои являли истинный пример служения семье, своим родителям, а где поступали не очень правильно.

Обсуждение притчи :

Один человек пришел к старцу и сказал:

- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?

- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

-Какую Божию заповедь нарушает герой притчи?

Подбираем примеры из литературных произведений, знакомых учащимся.Рассказ Л Толстого  « Старый дед и внучек».Дети уже знакомы с этим проиведением и могут пересказать его самостоятельно.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Вывод: Любовь порой включает в себя и боль. Если другой радуется, тои я счастлив. Если он болеет, то и мне плохо. Вот как определил  Апостол Павел понятие любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».  ( Слайд 4).

Допустим, у земледельца есть небольшой пакетик семян и он их сеет. Потом он собирает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберет урожай, наполнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод. Хочу сказать, что то же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек — лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф. 25,25

В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви.

(Из книги слов старца Паисия Святогорца: Страсти и добродетели)

-Есть народные сказания, поучительнее и светлее которых трудно найти. Одно из них донесло красоту совершенной супружеской жизни благоверных князя Петра и княгини Февронии. История их жизни много лет живёт в преданиях Муромской земли. И неслучайно именно они являются святыми покровителями семьи. В России возродилась традиция 8 июля каждого года отмечать День любви, семьи и верности. (Слайды 5-6).

В православных традициях создать семью невозможно было без обряда  венчания.( Слайд 7)

- Чьи родители венчались? Кто из вас знает смысл этого обряда?

Сейчас я предлагаю вам использовать материалы сети Интернет. Вы прочитаете текст учебника на с 86.Далее мы просмотрим обряд венчания на сайте « Азбука православия» http://www.youtube.com/watch?v=sS3SPB2TzCM Вы сможете прокомментировать увиденное, исходя из тех знаний, что почерпнули из учебника.

-Для чего возлагают венцы на головы жениху и невесте?

-Символом чего являются кольца при венчании?

Христианская семья помнит слова из Нового Завета «Носите бремена друг друга и таким образом исполните Завет Христов». Послушайте библейскую историю и скажите, кто из детей исполнил Завет Христа. Один ученик рассказывает историю Хама.

- Как вы оцениваете поведение Хама? Других  сыновей?

В Древней Руси существовал свод законов, регулирующих семейную жизнь. Этот свод законов назывался «Домострой». ( Слайд 8).

А теперь я обращаюсь к родителям. Перед вами листы с заданиями.

В таблице  в первом столбике запишите свое поучение вашим будущим детям (1 предложение, самое главное, что бы вы хотели им сказать)

Мое поучение  детям

Поучение отца сыну в Домострое

А теперь давайте прочитаем 1-ю главу Домостроя. Возьмите карандаш и по ходу чтения подчеркивайте то, чему поучает отец своего сына. Впишите это во 2-ой  столбик таблицы.

1. ПОУЧЕНИЕ ОТЦА СЫНУ.

Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев - следовать христианским заветам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих - не понужденьем, не битьем, нетяжким рабством, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, живущим по-христиански, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.

Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного Суда, а я преступлениям и грехам не причастен, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам.

Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите все это в дело, - будет на вас милость Божья и Пречистой Богородицы и чудотворцев великих, а наше благословение - отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословеньем и за ваши труды, — да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь.

Дети в это время работают на лепестках ромашки. Каждый ребёнок пишет качество, необходимое в семейной жизни. Затем дети склеивают лепестки в один цветок.        

       Родители читают свои записи.

     - Сравните свои поучения с поучениями в Домострое.

-  Какой вывод вы можете сделать на основании сравнения? Актуальны ли сейчас наставления из «Домостроя»?

Дети группами выходят к доске и крепят свои ромашки, рассказывая о  качествах, необходимых в семейной жизни.

Итог урока. Слайд 12.

Ребята, как вы думаете, что сплачивает семью, делает её дружнее? Да, это семейные традиции». Я предлагаю вам написать мини- сочинения « Наши семейные традиции» .Мы прочитаем ваши рассказы на следующем занятии.

В заключение дети исполняют песню Н.Тананко « Только добротой сердец» и дарят гостям, присутствующим на уроке, сувениры, изготовленные своими руками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. 2. 3. 4. 5. Кроссворд:

Слайд 2

А П О С Т О Л Е В А Н Г Е Л И Е И О А К И М З А П О В Е Д Ь Б И Б Л И Я

Слайд 3

Тема урока: «Христианская семья»

Слайд 4

Отрывок из 1-го послания Апостола Павла к Коринфянам (глава 13) Любовь долготерпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Слайд 5

Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви. (Из книги слов старца Паисия Святогорца : «Страсти и добродетели»)

Слайд 6

Памятник в г. Абакане Памятник в г.Волгограде

Слайд 7

Города России, где есть памятники Петру и Февронии - святым покровителям семьи .

Слайд 8

Святые мученики Адриан и Наталия Святые праведные Иоаким и Анна

Слайд 9

http://www.youtube.com/watch?v=sS3SPB2TzCM

Слайд 11

«Домострой» - свод правил поведения в семье, описывающий все тонкости устроения быта в 15- 16 в еках. Даются рекомендации, как следует жить мужу с женой, детьми и домочадцами, как учить и воспитывать детей, а также указания о том, как детям любить отца и мать и им повиноваться, как муж должен учить жену, как жить человеку по своему достатку и прочее.

Слайд 12

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым.

Слайд 13

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих А с ; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. о временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить.

Слайд 14

Собери пословицу

Слайд 15

«Светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора». Ф.М. Достоевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Моя семья – моя самая большая ценность»

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть...

Методическая разработка классного часа "Наша дружная семья

Классный час формирует убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;  воспитывает у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;  формирует духовные и...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции моей семьи"

Семя добрый всход дает, Если на добре растет.Если добрая семья,Если ты живешь, любя!...

Методическая разработка проекта «Здоровый малыш-радость семьи»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования . Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается...

Методическая разработка тематического классного часа «Моя семья»

Актуальность данной темы            Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – ...