Технологическая карта открытого урока по ОПК.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Успенская Оксана Александровна

Тема урока .

«Монастырь»

Педагогическая цель.

Развивать нравственные качества личности детей, приобщая к духовной культуре русского.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx221.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы религиозной культуры и светской этики» – модуль

«Основы православной культуры»

Урок в 4 классе.

Учитель: Успенская Оксана Александровна

Тема урока .

«Монастырь»

Педагогическая цель.

Развивать нравственные качества личности детей, приобщая к духовной культуре русского.

Тип урока.

Урок открытия новых знаний.

Задачи урока.

Дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре, его обитателях; развивать нравственные качества личности; формировать коммуникативные, информационные компетенции.

Планируемые результаты (предметные)

уметь давать определение понятиям: монах, призвание, монашеские обеты;   узнать, когда  было основано монашество;   познакомиться с монашескими общинами - монастырями; узнать во что одеваются монахи, название облачения.

Личностные результаты

формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;  нравственно – этическое оценивание нового материала;

развитие способности – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

УУД (метопредметные)

Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи

Формы и виды деятельности.

Беседа, выборочное и комментированное чтение, работа в группах, работа с аудиофайлом «Колокольный звон», работа с иллюстративным материалом (презентация, иллюстрации учебника, видеофайл (фрагмент фильма «Остров», П. Лунгина), работа с тестовыми заданиями, участие в диалоге, составление кластера.

Технология построения урока

Проблемно-поисковая.

Базовая программа.

Образовательная программа  «Начальная школа 21 века».

Базовый учебник.

ОРКСЭ «ОПК» 4-5, А. В. Кураев; с 80-83.

Глоссарий терминов к уроку:

Монастырь  сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым  правилам (уставу)

Монах  христианин, посвятивший всю свою жизнь Богу через обеты послушания, безбрачия и   нестяжания.

Послушание  любое дело, любая работа, которое совершает в монастыре человек по  распоряжению настоятеля.

Обеты  обещания, которые человек даёт Богу при вступлении в монашество (при  пострижении).

Чётки  нить с нанизанными на неё бусинами или узелками для счёта прочитанных молитв.

Клобук  головной убор монаха в виде колпака или цилиндра с прикреплённой тканью,  которая спускается от головы до пояса.

Мантия  длинная до пят монашеская одежда в виде плаща в мелкую складку без рукавов.

Оборудование

ПК, презентация, видеофайл, аудиофайл, рабочие листы с заданиями, мультимедиа, проектор

Содержание урока.

Этап урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемый результат

1

2

3

4

5

1.Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

 «Поговорим? – О чем?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вас известно.

Поговорим? – Поговорим!

Нам будет интересно!»

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая интересная тема. Я прошу вас закрыть глаза, послушать музыкальное произведение и подумать о ком идет речь.

Звучит православное песнопение на стихи иеромонаха отца Романа в исполнении Сергея Безрукова «В келье я лампаду затеплю»

Приветствуют учителя. Занимают свои места.

Слушают муз. произведение.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на приветствие учителя.

II. Подготовка к изучению нового материала.

Элемент повторения

Беседа с учащимися.

-  Ребята, как вы думаете, о ком идёт речь в этом произведении? ( о человеке,   служащем в храме или  о человеке , произносящем молитву)

-Какие слова нам  помогают понять смысл? (псалтырь, молитва, Господи)

-Может быть, что – то вам не знакомо? (келья, аналой)

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:  выражать свои мысли, оценочные суждения.

III. Мотивация. Прием «Проблемный вопрос»

Постановка проблемного вопроса,

открытие темы урока.

-Какого человека можно назвать счастливым: бедного или богатого?

(Счастье каждый понимает по-разному: материальное и духовное.)

-Почему на один вопрос вы даете различные ответы?

Прослушивание аудиофайла.  «Колокольный звон»   (запись колокольного звона)

- Ребята, где можно слышать колокольный звон?

- Верно, в храме, в монастыре.

Чтение стихотворения.

Монастырь стоит на земле родной.

Колокольный звон нас зовёт домой.

Светит солнышко - купала горят

И с моей душой тихо говорят.

Монастырь у рек, на слиянии,

Смоет нашу боль и отчаянье.

Мы помолимся - Веру обретём

С покаянием к Господу придём.     Монастырь стоит на земле родной... Елена Панкратова

- О чем эти строки?

- Что изображено на фотографии?   (Слайд 1)

- Определите тему нашего урока.   Монастырь».

Высказывают предположения.

Слушают стихотворение, рассматривают фотографию монастыря, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Личностные: нравственно – этическое оценивание нового материала Регулятивные УУД: определяют и формулируют  тему урока.

IV.  Актуализация знаний.  Прием «Отсроченная догадка».

Настроить детей на решение проблемного вопроса.

- Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?

-Давайте ответим на этот вопрос в конце урока.

Высказывают предположения.

Коммуникативные УУД:  выражать свои мысли, оценочные суждения

1V.Целеполагание.

Постановка цели урока.

-Сформулируйте цель нашего урока в форме вопроса.

 

-Как живут в монастырях?

Регулятивные : формировать способность принимать учебную цель, планировать ее реализацию.

I V. Поиск путей решения проблемы.

Постановка учебной задачи.

_ Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нам мир, познакомимся с православным монастырем, узнаем кто такие монахи, чем они занимаются, какова их цель в жизни.

- Поставьте каждый для себя вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы.

- Помогут ли нам эти вопросы достичь цели?

Формулируют задачи  для достижения цели урока.

- Кто живет в монастырях?

- Чем занимаются в монастырях?
- Приносит ли радость людям жизнь в монастыре?

Регулятивные: планируют и свою деятельность.

VII. Решение проблемы.

Ведение диалога с учащимися, выборочное чтение, Поисковое чтение, извлечение информации из текста.

Комментированное чтение, (чтение текста со слов: «Первые  христианские  монахи  появились  в  конце 3 в.)

Самостоятельная работа.

1.Слово учителя.

Монастырь - это особый мир со своими законами и правилами. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить душу. Люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней.

А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.

  - Людям  естественно  жить  вместе, создавать  семьи, давать  жизнь  детям. Это  ценно  в  любой  религии  мира, и  православие – не  исключение. Поэтому  одна  из  удивительнейших  страниц    истории  человечества – это  появление  монахов, или  иноков.

(Слайд 2)

 «монос» (греч) – один

- Монах – человек, который  по  своим  религиозным  убеждениям  решил  жить  без  семьи.

- Сам  монах  считает, что  он  НЕ  ОТКАЗАЛСЯ, а  СОГЛАСИЛСЯ, согласился  с  зовом Бога, Который  указал  на  его  призвание.

  - Как  вы  понимаете, что  такое  призвание? (ответы  детей)

- Призвание  монаха – быть  всегда  только  с  Богом

- Первые  христианские  монахи  появились  в  конце 3 в. От Р.Х. Они  определили  главное  правило  монашеской  жизни:

(Слайд 3)  Трудись  и  молись

 2.Работа с информацией по учебнику ст.80- 81.

3. Работа в группах на  листочках.

 Словарная работа (работа над основными понятиями урока):

- В тексте встретились незнакомые слова. Заполните пропуски. Найдите в тексте значение этих слов.

1 группа

Монах

Послушание

2 группа

Монашеский обет

Постриг монаха

 

- Проверим, что у вас получилось.

4. Физминутка.

Утром ангелы проснулись.

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,

Два изящно покружились,

Три нагнулись и присели.

На четыре полетели.

5.Работа с иллюстративным материалом на карточке.

- Прочитайте текст на странице 81 в разделе «Это интересно». Подпишите предметы монашеского облачения

                  _                                                

                                        

                                        

                                        

6. Работа над понятием «монашеские обеты»

(слайд 4) Монастырь – община  монахов

  - Как  вы  думаете, легко  ли  стать  монахом?  (ответы  детей)

   Монахом  стать  трудно. Чтобы  отличить  призвание  от  случайного  каприза, тому, кто  пожелал  стать  монахом, предлагается  несколько  лет  просто  пожить  при  монастыре  в  послушании, т.е.  стать  послушником.

(Слайд 5)  Послушание

  - Сможете  объяснить  смысл  этого  слова? (ответы  детей)

  Это  значит  человек  принимает  серьёзное  и  очень  мужественное  решение: «Я  не буду  сам  решать, что  мне  сейчас  ко  благу  или  нет, а  буду  спрашивать  об  этом  у  более  опытных  и  мудрых  людей».

  Когда  послушник  лучше  присмотрится  и  к  себе, и  к  жизни   монастыря, он  просит  принять  его  в  монахи  и  приносит

(Слайд 6)     

 Монашеские  обеты (обещания)

Послушание (во всем слушаться более мудрых монахов)

Безбрачие (никогда не иметь семью)

Нестяжание (отсутствие  личных  вещей)

  - А  почему  монахи  не  имеют  личных  вещей? Когда  человек  более  свободен

7. Посмотрите отрывок из фильма «Остров»  режиссера Павла Лунгина. Содержание: в кочегарку  старца Анатолия (актер П. Мамонов) переселяется настоятель монастыря, отец Филарет (актер В. Сухоруков),  и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро. Стоп-кадр).

- Как вы думаете, что будет дальше?

(Ответы учащихся).

- Как поступили бы вы в этой ситуации?

(Ответы учащихся).

- Посмотрите – что было дальше.

(Учащиеся смотрят продолжение отрывка, где настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту)

- Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой?  

Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей,  такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

- И вот когда послушник научился соблюдать  монашеские обеты  происходит

 (Слайд 7)  Постриг ,  который  означает, что  он  сам, свободно  отдаёт  себя  в  слуги  Христу, чтобы  никто  другой  и  ничто  другое  не  владели  им. Для  него  начинается  другая  жизнь, поэтому  при  постриге  монах  получает  новое  имя.

- Отгадайте , дети, загадку:

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … (обеты)

Слушают, высказывают предположения, запоминают новую информацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают текст учебника с. 80-81.

Находят значение незнакомых слов.  Работают в группах.

Выполняют физминутку вместе с учителем.

Самостоятельно работают по карточкам с иллюстративным материалом.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя. Предполагают.

Учащиеся смотрят отрывок.

Предполагают поведение монаха.

Отгадывают загадку.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала.

Познавательные: формируют умение выбирать главное, синтезировать, оценивать,

услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формируют умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

VIII. Первичное закрепление

Применение полученных знаний при выполнении самостоятельно задания.

Тестовые задания 

 - На столах у вас листы с тестовыми заданиями, выполните их в группах.

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь

1) скучна, так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

Работа в группах.

Выполняют тестовые задания.

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.

IX. Систематизация знаний. 

«Прием отсроченная догадка»

 Возвращаются к поставленному вопросу в начале урока, дают ответ.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

- Испытывает человек счастье, когда достигает своей цели, делает свой выбор?

- Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?

_- Какой человек имеет право быть монахом?

- Можно ли заставить человека стать монахом?

- Кто такой монах?

Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции.

X.  Включение в систему знаний.          

Кластер. «Монастырь» 

Систематизируют полученные знания.

- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер.

 - У вас в рабочих листах набор различных терминов, выберите только те, которые относятся к теме, постройте кластер.

 (МОНАСТЫРЬ – призвание, послушание, монах, смирение, труд и молитва.)

Строят кластер. Работа в парах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

XI. Рефлексия

Соотнесение результата с поставленной целью.

Подведите итог урока, чему вы сегодня научились, что вам понравилось. Составьте свои высказывания, выбирая начало фразы из предложенных речевых конструкций.

(Слайд 8)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Строят высказывания с понравившимися речевыми конструкциями.

Регулятивные: оценивают результат своей деятельности по предложенному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....