Конспект урока ОРКСЭ "Природа и мы"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Устинова Наталья Михайловна

Конспект урока ОРКСЭ "Природа и мы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_urok_priroda_i_my_orkse.docx814.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3 ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан

Конспект  урока ОРКСЭ  в 4 классе

по теме: «Природа и мы»

Подготовила:     учитель начальных классов

                   Устинова Наталья Михайловна

C:\Users\Samsung\Pictures\%20поддерживают%20планету.jpg

2015 год

Тема урока: «Природа и мы» 
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы.
Задачи: 

  • формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека;
  • формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся;
  • способствовать формированию здорового образа жизни учащихся;
  • формировать знания, умения для понимания и оценки состояния окружающей среды;
  • развивать творческие способности в процессе исследовательской работы;
  • обучать работе в группах, ведению дискуссий, отстаиванию своей точки зрения, выступлению перед аудиторией;
  • способствовать воспитанию уважения и любви к природе, ответственности за её будущее.
    Формы работы: коллективная, фронтальная, парная, самостоятельная.

Оборудование: Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры. Я в мире людей: Учебник для 4 класса, 1-2 ч., Красная книга Башкортостана, презентация к уроку, презентация « Экологические катастрофы», печатные материалы для работы в парах.

Ход урока

1. Организационная деятельность.

Постановка темы и задач урока.

Обсуждение высказываний известных людей о природе. Слайд №1. 

- Выскажите своё мнение по поводу высказываний известных людей о природе.

Дети высказываю своё мнение.

- Догадались, о чем пойдет речь на этом уроке? Сформулируйте тему.

Авторы нашего учебника выбрали для нее такое название: «Природа и мы».

- Как вы думаете, почему?

//Отвечая, учащиеся осмысливают и значение каждого слова и их отношения, выраженные союзом «и». Именно эта сочинительная - равноправная - связь важна для истинного понимания отношений природы и человека.

- Что значит «природа»? Кто такой «человек»? Обсудите в парах.

- На какой вопрос легче ответить?

2. Мотивация учащихся.

Работа с текстом учебника с. 13 «Что такое природа».

- Познакомьтесь с мнением авторов учебника.

- Почему надо изучать и учиться понимать законы природы так же, как и нравственные законы.

-  Расскажи, опираясь на иллюстрации (с 13), как человек может влиять на природу.

//При обсуждении ответов уместно припомнить пример из 1 части учебника на с. 36:

«У каждого поступка есть причина и результат. Внутренняя причина обычно не видна окружающим, а потому они судят и о поступке, и о человеке по результату.

Но бывает так: человек задумал что-то одно, а получилось совсем другое. Например, дети захотели очистить лес. Они трудились, собрали мусор в большую кучу и подожгли. Было очень сухо, и огонь от костра перекинулся на лес, который загорелся».

Возможно, кто-то из учеников вспомнит и об «эффекте бабочки». 

3. Информационный блок.

- Как вы думаете, какие последствия приносит лесу посещение его людьми? (Ответы детей)

 - А теперь прочитайте в учебнике, чем грозят природе наши прогулки по лесу. (второй снизу абзац на  с. 14).

Слайд №2-4.

 //Чтобы пример был еще ярче, на слайде демонстрируется изображение 1 га и схематичные фигурки людей, добавляя их в соответствии с указанным в тексте количеством. Зрительно количество людей, наносящих непоправимый вред лесу, не выглядит устрашающим, и учащиеся в полной мере смогут увидеть неочевидный вред, наносимый лесу просто посещением его определенным количеством людей.

Чтение подготовленным учеником фрагмента текста на с. 15, посвященного любке двулистной.

Обсуждение прочитанного.

 - Какие условия нужны для того, чтобы любка росла и цвела?

- Почему В. Солоухин так строит свое высказывание о любке: «Дай вам бог каждому… увидеть хоть раз в жизни…»?

//Важно, чтобы учащиеся отметили в ответах не только красоту растения, его аромат, но и его редкость, почти уникальность, и связали это со сложностью устройства мира природы.

- Каким должно быть поведение человека в природе, почему?

 //Обсуждая варианты ответов, обращается внимание на последствия воздействия человека на природу, даже «неспециального»: просто гуляли, просто сорвали цветок, просто сбили ногой мухомор, просто заглянули в гнездо… - всегда надо попытаться представить последствия своих поступков и в отношении к природе, ведь одним движением руки можно разрушить то, что будет восстанавливаться долгие годы или не восстановится никогда.

- Знаете ли вы, какие растения Башкирии находятся на грани исчезновения? Что можно сделать чтобы сохранить их?

Показ Красной книги Башкортостана.

Работа с материалом «Книжной полки». Чтение притчи В. Сухомлинского (с. 17).

(Текст читает подготовленный ученик.)

- Почему некогда цветущий уголок природы превратился в пустыню?

- Ты согласен (согласна) с выводом, который сделал старик? Почему?

- Как должен поступать человек, чтобы жизнь становилась лучше?

  • Осознание понятий экологической катастрофы, техногенной катастрофы.

Рассказ учителя.

Учёные понимают, что любое вмешательство может быть губительным для природы. Наука, изучающая отношения между живыми существами и их сообществами с окружающим миром, называется экология.

Иногда на Земле возникают экологические катастрофы, которые могут быть следствием извержения вулкана, землетрясения, засухи и т. д. Такие катастрофы называются природными. Если причиной катастрофы становятся механизмы, сооружения, техника, созданные человеком, она называется техногенной. И даже обычная деятельность людей сказывается на окружающей среде. Наибольший вред наносят транспорт, промышленные предприятия, их отходы.

Экологические катастрофы имеют как природный, так и техногенный характер.

Показ презентации «Экологические катастрофы».

4. Аналитическая деятельность учащихся.

Работа в группах.

- Разделите на 2 группы экологические катастрофы: землетрясение, цунами, атомный взрыв, наводнение, оползень, лавина, сель, пожары, извержение вулкана, метеорит, вспышка на Солнце, кислотный дождь, разлив нефти, провал грунта, парниковый эффект, выброс вредных веществ (в воду или в атмосферу), захоронение отходов производства, свалки и т.п.

//При проверке работы обращается  внимание, что многие события (например, пожары, оползни, лавины, провалы грунта и т.д.) могут иметь как природный, так и техногенный характер.

Повтор вопроса:

-  Как должен поступать человек, чтобы жизнь становилась лучше?

Ответ: - Не вредить природе и защищать ее.

- Выпишите на листочки те формы защиты природы, которые указаны в тексте и назовите другие известные вам. (Общественные организации, Красная книга и др.)

Самостоятельная работа учащихся с  текстом на с. 18.

//Учитель  подчеркивает роль государства в деле охраны природы (создание безотходных технологий, рекультивация земель, прекращение деятельности «вредных» производств; установление ответственности за нарушение природоохранительных норм и т.д.)

5. Подведение итогов урока.

- Что важнее - человек или природа? Почему? (Высказывания детей без обсуждения.)

- Может ли природа существовать без человека? А человек без природы?

ПРИРОДА                    ЧЕЛОВЕК

Прочитайте фрагмент текста учебника с. 18:

«Природа - источник нашей жизни. Общество пока не научилось обходиться без ее даров. Без того, что дает нам природа, мы не умеем производить продукты питания и одежду, свет и тепло, обеспечивать свои передвижения и строить жилье».

-Какое же высказывание отражает наши рассуждения? Слайд №1

- Можно ли представить, что когда-нибудь человек сможет обходиться без природы?

- Об этом подумайте дома и следующий урок начнём с обсуждения этого вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...