Конспект урока по теме "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Евгения Анатольевна Петрова

Материал содержит конспект урока по теме "Храм", рабочий лист к уроку, памятки о поведении в храме для мальчика и для девочки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_eme_hram.docx112.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение школа № 645

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по предмету

Основы религиозных культур и светской этики,

  модуль Основы православной культуры

             Тема: «Храм»

Составила:

 Петрова Евгения Анатольевна

 учитель начальных классов

Санкт-Петербург 2017 год

Тема урока: «Храм»

Цель:  дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «храм».
  2. Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  3. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.
  4. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные:

Узнают  о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах.

Научатся  различать части православного храма, храмы от других строений, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться  в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.  

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

Учить детей осмысливать нравственные ценности  и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Занимайте свои места. Проверяйте все ли вы подготовили. Мы начинаем урок.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний.

- Ребята, сегодня я предлагаю начать наш урок с разгадывания кроссворда

  • Человек, который принял учение Иисуса Христа? (христианин)
  • Недоброе чувство, мысль или дело, то, что противоречит голосу совести? (грех)
  • Торжественный православный праздник в честь воскресения Иисуса Христа? (пасха)
  • Обращение к Богу? (молитва)

Какое ключевое слово получилось у нас в выделенных клетках? (храм)

- Невозможно  представить себе современный русский город или крупное село без храма. Издавна, где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Место для строительства храма выбиралось красивое, высокое. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

- А как вы думаете что такое храм? (ответы детей)

- Где мы можем узнать точное определение? (в толковом словаре)

(два ученика выходят к словарю и читают определение)

ХРАМ, -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь.(Ожегов С. И.)

Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. (Даль В. И.)

- По другому храм еще называют ЦЕРКОВЬ. К этому определению еще можно добавить что в храме происходят различные таинства – крещение, венчание, причащение

3. Целеполагание. Постановка учебной задачи

- А кто из вас был в храме? По какому поводу ходил? Что чувствовали там? (ответы детей)

- А как вы думаете, для чего люди ходят в храм?

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о храмах)

- А что вы знаете о храме? (ответы учащихся)

- Как думаете, что еще нового вы сегодня узнаете? (предположения учащихся – как устроен храм, что люди делают в храме)

4.Изучение нового материала

Внешнее строение храма

- Ребята, перед вами, в конвертах, лежат картинки, рассмотрите и ответьте на всех ли картинках изображены именно храмы? (рассматривают картинки и дают ответы)

- А как вы поняли, что это храмы? (есть купола и кресты)

- То есть мы можем сделать вывод что храм отличается от других строений.

- Ребята, а какие бывают храмы? Давайте все вместе подберем слова, которыми можно охарактеризовать храм ( большой, красивый, великолепный, добрый, строгий, светлый и др.) Посмотрите, ребята, что можно заметить. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они чем-то похожи. И все — разные. И как у каждого человека есть имя, так и у храмов есть свои названия.

- У меня есть для вас задание (работа в группах) Перед вами картинки храмов и их названия. Попробуйте распределить их по группам и тогда мы узнаем в честь кого или чего храмы освящают.

(Храм преп. Сергия Радонежского, Храм Покрова Божией матери, Храм иконы Божией матери «Всех скорбящих радость», Храм св. Марии Магдалины, Храм Казанской иконы Божией Матери, Храм Воскресения Христова)

 Дети работают в группах и делают вывод, что храмы освящают в честь православных святых, в честь православных праздников и в честь икон.

От каждой группы выходит представитель к доске и представляет свою группу (вывешивает картинки с изображением храмов)

- А теперь посмотрите на слайд. Этого храма еще нет, но если вы посмотрите вокруг него, то увидите, что это место вам знакомо. Как вы думаете где появится этот храм? ( в Славянке) Называться он будет Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница». В честь чего он освящен? ( в честь иконы).

- Все эти храмы, которые мы рассматривали относятся к Царскосельскому Благочинию, а как вы думаете сколько всего храмов и часовен находится в окрестностях Царского Села? (предположения детей) (Ответ - больше 30-ти)

- Как вы могли заметить на картинках все храмы и церкви внешне разные, но несмотря на это их внешнее строение имеет одинаковые черты

- Мы уже сделали вывод, что Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектурной форме храмы бывают нескольких видов – в виде креста, корабля, круга. А теперь выполните задание в парах на рабочем листе.

Задание в парах на рабочих листах.  

Подумать и отметить что символизирует форма храма (соединить линиями подходящие ячейки)

Храм в виде креста

Означает что Церковь, подобно кораблю ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесное.

Храм в виде продолговатого корабля

Символизирует и напоминает нам вечность Церкви Христовой.  

Храм в виде круга

Этот храм посвящен распятому за нас на кресте Иисусу Христу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола

- Чем завершается здание храма сверху?  (куполом и крестом)

- Рассмотрите купола храмов, которые представлены у вас на картинках. Что вы могли заметить? (они разные по форме и по цвету)

  На что похож купол? (на пламя свечи, шлем богатыря, на луковку)

- Каждая деталь храма имеет свой смысл и значение. Цвет куполов и их количество тоже не случайно, как вы думаете с чем это связано? (с символикой цветов) Мы не будем на этом сегодня останавливаться, но если кого-то из вас это заинтересовало, то вы можете найти информацию об этом в дополнительных источниках и на следующем уроке поделиться с нами. ( по желанию дети узнают это дома)

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Обычно она очень высокая. Как вы думаете почему? (чтобы далеко был слышен звон)

- А зачем нужны колокола? (предположения детей -  колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех)

 -  Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Физкультминутка – передать колокольчик так, чтобы он не зазвенел

Внутреннее строение храма

- Теперь давайте рассмотрим внутреннее устройство храма.

- Ребята, может кто-то может назвать из каких частей состоит храм? (ответы детей)

- В православном храме есть три пространства

1.Притвор (как прихожая в доме)

2.Центральное помещение, где люди молятся

3.Алтарь

- Работа на доске  

Перед вами схема храма, вид сверху. Давайте отметим где какое пространство храма находится (дети по одному выходят к доске и прикрепляют карточки с названиями частей храма)

Попутно идет объяснение учителя:

В центральном помещении церкви или храма во время богослужения стоят только верующие христиане, а в притвор может войти и постоять там любой человек. А в алтарь могут заходить только священнослужители.

Православные христиане говорят, что три пространства храма обозначают духовный путь человека: сперва он только смотрит, потом трудится над своей душой, а затем служит Богу.

- Ребята, те кто был в храме, расскажите что или кого можно там увидеть? Что есть в храме? (можно увидеть священника, иконы, свечи, цветы, )

- Давайте рассмотрим репродукцию картины русского художника Милорадовича С. Д. (небольшой рассказ учителя о художнике)

С. Д. Милорадович родился в семье дьякона, учился в Московской духовной семинарии, после окончания которой 25 лет служил в церкви. Его творчество тесно связано с православной жизнью русского народа, на его картинах мы можем увидеть сцены связанные с историей православия на Руси, бытовые сцены в храмах, и др.)

- Найдите на картине иконы, свечи. (дети показывают)

- А кто из вас слышал слово иконостас? Что оно означает? Где в храме расположен иконостас? ( предположения учащихся)

- А как вы думаете где на этой репродукции мы можем увидеть иконостас?

- Иконостас – это целая стена из икон, которая отделяет алтарь от храма.

Найдем на нашей схеме на доске и отметим иконостас (ученик у доски)

- А теперь давайте откроем учебник на странице 48 и найдем значение слов, которые у нас есть в рабочем листе, в задании 2

(учащиеся ищут значения слов и зачитывают их вслух)

При поиске определения слова «Благословение» останавливаемся.

- Ребята, а благословение можно получить только от священника? (предположения детей)

- А кто еще может благословлять? (родители, близкие люди)

- Заканчивая наше заочное путешествие в храм давайте подумаем, а зачем люди приходят в храм? Почему нам хочется ходить в храм? (дети дают свои ответы, размышляют какие чувства испытывает человек в храме, почему)

 Знакомство с «церковным этикетом»

-Ребята, мы с вами знаем, что в любых общественных местах есть свои правила поведения, и в школе, и в театре и даже на улице. А как Вы думаете, есть ли какие-то специальные правила поведения в храме? ( предположения детей, не шуметь, не смеяться и т.д.)

- В рабочих листах у вас есть задание. Выполните его самостоятельно

Распределите действия человека по двум столбикам таблицы:

Громко разговаривать, ставить свечи, молиться, громко смеяться, шутить, петь, вести себя с благоговением, шуметь.

Некоторые выражения ты можешь записать как в левый, так и в правый столбик.

В храме

Вне храма

Можно:

Можно :

Разбор задания выполненного детьми.

- А сейчас посмотрите, на ваших столах лежат памятки, они разные, ваша задача прочитать их и подумать для кого они предназначены? Поработайте в парах и определите кому эти памятки.

(У учащихся на партах памятки мальчику и девочке в стихах, прочитав, они должны определить где чья памятка)

Затем два ученика зачитывают и объясняют где памятка для мальчика, а где для девочки

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

- Вы хорошо справились с этим заданием, а теперь послушайте слова, которые подходят и для мальчиков и для девочек (зачитывает учитель)

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

- А сейчас, подходя к концу нашего урока, я хочу чтобы вы подумали и подобрали ассоциации, которые возникают у вас со словом храм. Но не просто так, а чтобы они начинались на каждую букву этого слова Х Р А М

(учащиеся вслух предлагают свои ассоциации: христиане, Христос, радость, алтарь, молитва, музыка и др.)

- Подводя итог урока хочу сказать, каждый из нас ходит в храм не просто так, каждый ходит в храм для чего-то ( дети высказываются, полюбоваться, ощутить легкость, единство с богом, причаститься и т.д)

- А кто из вас после сегодняшнего урока захотел пойти в храм и рассмотреть все то, о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

- У нас совсем рядом есть храм, в который мы можем сходить все вместе, мы можем запланировать наше совместное посещение храма в ближайшее время.

        

Рабочий лист к уроку.

Тема урока _____________________________________________________

Задание 1.

Подумать и отметить что символизирует форма храма (соединить линиями)

                                       

Храм в виде креста

Означает что Церковь, подобно кораблю ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесное.

Храм в виде продолговатого корабля

Символизирует и напоминает нам вечность Церкви Христовой.  

Храм в виде круга

Этот храм посвящен распятому за нас на кресте Иисусу Христу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола

Задание 2.       Найти определение слов в учебнике и прочитать

Икона –

Благословение –

Иконостас –

Царские врата –

Алтарь –

Задание 3.

Заполни таблицу, используя следующие выражения:

Громко разговаривать,  ставить свечи, молиться, громко смеяться, шутить, петь, вести себя с благоговением, шуметь.

Некоторые выражения ты можешь записать как в левый, так и в правый столбик.

В храме

Вне храма

Можно:

Можно :

Памятка о поведении

                  в храме

    Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

                               

Памятка о поведении

                  в храме

    Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

                               

Памятка о поведении

                  в храме

    Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

                               

Памятка о поведении

                  в храме

    Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

                               

Памятка о поведении

                  в храме

 Скромную надень одежду,

 В брюках в храм идёт невежда,

 Голову платком покрой

 И тихонько в храме стой

                                                   

Памятка о поведении

                  в храме

 Скромную надень одежду,

 В брюках в храм идёт невежда,

 Голову платком покрой

 И тихонько в храме стой

                                                   

Памятка о поведении

                  в храме

 Скромную надень одежду,

 В брюках в храм идёт невежда,

 Голову платком покрой

 И тихонько в храме стой

                                                   

Памятка о поведении

                  в храме

 Скромную надень одежду,

 В брюках в храм идёт невежда,

 Голову платком покрой

 И тихонько в храме стой

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...