Приобщение детей к духовным ценностям в условиях деятельностного подхода и реализации ФГОС
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

О преподавании   Курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_osnovy_svetskoy_etiki.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к духовным ценностям в условиях  деятельностного подхода и реализации ФГОС

(ОРКСЭ  Модуль «Основы светской этики»)

Приоритетная задача общества и государства – воспитание высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России.

Хочу показать на примере личного опыта преподавания   Курса «Основы религиозных культур и светской этики», введенного  в 4 классах. Цель уроков ОРКСЭ - формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и диалогу культур и мировоззрений. Уроки строятся совместно с изобразительным искусством, технологией, литературным чтением, окружающим миром.

  На уроках много работы проводится с текстами литературных произведений, афоризмами, пословицами, дети полюбили притчи. Но мы анализируем чужие слова, поступки, действия. Даем героям положительные и отрицательные оценки.

О ком – то говорить легче, нежели о себе.   А какими растем мы, какова наша активная жизненная позиция. Этот вопрос остается в стороне. Поэтому внимательно изучив тематику модуля  «Основы светской этики» выбрала темы, которые считаю наиболее важными  для  глубокого осмысления  и привития нравственных качеств обучающимся. Это темы «Добро и зло», «Ответственность», «Справедливость», «Дружба».  

  Хочу предложить рассмотреть уроки по теме «Ответственность». «Дружба».  

Данные уроки построены по  следующему алгоритму:

I часть    

  1. Работа с притчами, художественными текстами.
  2. Практическая деятельность (творческие задания, игры. Работа проводится в группах).

 II часть

  1. Рассматривание фотографий (Презентация)

III часть

  1. Анализ, выводы «Мой выбор».

 

Цель: 

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение тем

Задачи: 

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное;

предметные

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемый результат:

личностный:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный:

осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

метапредметный:

 навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Основные термины и понятия:

свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального выбора.

Оборудование:

учебник;  творческие рабочие тетради; компьютер; проектор; презентация; мелкие предметы по количеству групп, например: коробки, листы бумаги, скотч, краски, гуашь, тексты притч.

Для проведения урока по теме «Свобода и ответственность» детям было предложено построить улицу Школьная. Для этого нужно принести коробки для строительства дома.

На уроке технологии я объявила, что мы все являемся строительной организацией и получили заказ: построить 4 дома. Выбираем четырех бригадиров. (Выбор делает учитель. Я сделала по наличию принесенных коробок детьми, т.е. как дети отнеслись ответственно к заданию. Ученикам о моем выборе бригадиров я скажу только на анализе). Бригадиры в свою очередь набрали себе бригады по 5-6 человек. И дальше ученики строят дома, а учитель молча, терпеливо наблюдает за происходящим, делая снимки для анализа работы. По фотографиям легче детям прокомментировать их роль и деятельность в данной работе.  

Для анализа делаю презентацию и называю ее «Мы строим дом».

Начинаем анализ с приглашения бригадиров к доске. Выясняем,  по какому принципу они выбирали себе команду. Даю в качестве оплаты конфеты по количеству детей в бригаде и еще одну в качестве премии. Бригадиры раздают своей бригаде.

После этого анализируем работу каждой бригады по отдельности по фотографиям, постоянно напоминая об ответственном отношении к поручению.  Что получается:

- были дети, которые перешли из одной бригады  другую (не ужились)

- бригадиры не оставили себе конфеты, все раздали команде, даже тем кто в их бригаде не трудился (Себя не любят)

- не проявили активности, проигнорировали задание принести коробки, простояли весь процесс работы (а конфеты взяли…)

- бригадир одной группы оставил работу

- провалили дело (не построили дом)

В конце предлагается оценить себя и подумать где ему его безответственность мешает и какую работу начать проводить над собой. Заполняется таблица «Мой выбор», где прописывают над чем им нужно работать, от каких качеств они хотят избавиться, а что им  нужно приобрести.

Для поведения урока  по теме «Дружба» была предложена игра «Войнушки».

  • Обучающиеся разбились на два фронта, выбрали командиров, получили флаги. Во дворе школы построили крепости. В конце игры организовали захват флага.
  • Деятельность учителя на данном этапе сфотографировать моменты действий детей, чтобы показать их отношение, интерес, а может и азарт желания вести «войну» против своих же одноклассников.  
  • При анализе было важно показать итог игры: слезы, обиды, ушибы, желание бросить комок снега в друга, сверстника, одноклассника. Для более ярких впечатлений детям предлагается рассмотрение фотографий с Великой Отечественной войны и соотнесение их со схожими снимками проведенной игры.

(Просмотр презентации по теме)

В процессе  такой деятельности обучающиеся начинают размышлять  о своих поступках, критически оценивать свои поступки, анализ работы напоминает об обязанностях, о долге, об ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.

Это хороший материал и для проведения родительских собраний. Родители видят свои плюсы, а некоторые и упущения в вопросе воспитания детей по формированию активной жизненной позиции.

Спасибо за внимание.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям

В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

Системно -деятельностный подход в реализации ФГОС

Выступление на стажировочной площадке по внедрению ФГОС....

системно-деятельностный подход - основы реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС...

Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС

Выступление на педагогическом совете по теме: "Системно - деятельностный подхд  - основа реализации ФГОС,"...