Искусство в религиозной культуре
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Светлана Ивановна Казакова

Урок №14

Технологическая карта и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc97 КБ
Файл urok_no14.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Организационный момент.

Приветствие детей и гостей

      Прозвенел уже звонок,    

      Начинаем мы урок.

Психологический настрой к учебной деятельности. Приветствие гостей.

Личностные  УУД:

Эмоциональный настрой на урок, создание ситуации доверия

Познавательные УУД:

- Извлекать информацию из разных источников

- Строить речевое высказывание в устной форме

  1. Актуализация знаний. 

.

- Ребята, решите, пожалуйста, кроссворд:

1. Дом собраний у иудеев (синагога).

2. Место для икон в православном храме (иконостас).

3. Росписи стен христианском храме (фреска).

4. Буддийское религиозное сооружение (ступа)

5. Переносной шатёр у древних евреев (скиния).

   6. Священная книга иудеев (свиток Торы).

    7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву (минарет).

с

и

н

а

г

о

г

а

и

к

о

н

о

с

т

а

с

ф

р

е

с

к

и

с

т

у

п

а

с

к

и

н

и

я

с

в

и

т

о

к

м

и

н

а

р

е

т

п

р

а

в

о

с

л

а

в

и

е

п

а

г

о

д

а

8. Направление в христианстве (православие).

  9. Многоярусные священные строения в буддизме (пагода).

- Прочитайте слово, которое получилось? (искусство)

- Что такое искусство? (чаще всего мы употребляем это слово в значении «художественное слово», создание чего – то оригинального, непохожего на то, что создано другими)

Работают в паре. Разгадывают кроссворд.

Отвечают на поставленные вопросы

Познавательные УУД:

- Строить речевое высказывание в устной форме.

- Делать выводы на основе анализа объектов.

- Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные  УУД:

- Определять цель деятельности на уроке.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Принимать и сохранять учебную задачу.

- Планировать свои действия.

Коммуникативные

- Слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД

- Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

  1.  Целеполагание и мотивация.

Учащимся предлагаются перекрестные вопросы.

1. Назовите  основные мировые религии. (Слайд 1)

(а) буддизм; в) христианство; г) ислам)

2. Какой религией является иудаизм?

(национальной)

3. Почему мы изучаем эти четыре религии?

(самые распространённые на территории нашего государства)

4. На прошлом уроке мы познакомились со священными сооружениями, где верующие совершают религиозные обряды. Сопоставьте изображения с названиями религий. Назовите постройки. (Слайд 2).

(христианство – храм, ислам – мечеть, иудаизм – синагога, буддизм – ступа, пагода)

- Мы с вами говорили не только об истории этих священных сооружений, правилах пребывания в них, но и любовались неповторимой красотой и уникальностью каждого вида сооружения. Многие из них являются памятниками  архитектуры.

-  Сегодня я вас приглашаю войти во внутренние помещения и познакомиться с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.

Тема сегодняшнего урока - “Искусство в религиозной культуре”. (Слайд 3)

Вспоминают понятия, находят, сопоставляют, дают ответы

Познавательные УУД:

- Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

-  Строить речевое высказывание в устной форме.

- Делать выводы на основе анализа объектов.

- Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД:

-  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-  Принимать и сохранять учебную задачу.

- Планировать свои действия.

- Развивать  умения высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;

Коммуникативные УУД

- Слушать и понимать других.

IV. Изучение нового материала.

1) Работа с выставкой православных икон.

- Посмотрите, что я принесла на урок. Как называются эти изображения? (иконы)

Где мы их можем увидеть? (в православных храмах) (Слайд 4)

- Действительно, это часть моей коллекции икон, собранной во время путешествий по России.

- Кого изображают на иконах? (святых людей) Но главным иконописным изображением является лик Иисуса Христа. Как вы думаете, почему? (Иисус Христос – основатель христианской веры) (Слайд 5)

2) Работа со статьёй учебника «Искусство в религиозной культуре христианства». (C.34-35)

- Что означает слово «икона»? (от греческого «образ, изображение»)

- Как появились иконы? (Первой христианской иконой был Нерукотворный Образ Спасителя. Царь Эдесский, больной проказой, прослышав о чудесах, творимых Христом, захотел исцелиться. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти к нему и передал его с живописцем Ананием. На случай отказа тот должен был хотя бы нарисовать лик, чтобы царь имел в болезни утешение.

Придя в Иерусалим, Анания увидел Христа, поучающего народ, и стал украдкой рисовать с него портрет. Но у него ничего не получалось: лик Спасителя постоянно менялся, его черты было невозможно запечатлеть. Господь Сердцеведец видя напрасный труд пришельца и его огорчение, подозвал его для беседы. Во время разговора Христос попросил воды. Умывшись, он вытерся полотенцем – и о чудо, на нем запечатлелось изображение его лица! Так появился Нерукотворный Образ. Вручив его Анании, Господь сказал: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Помолившись перед Образом, принесенным верным слугой, царь Авгарь очистился от проказы. В благодарность за исцеление он приказал повесить Образ над городскими воротами, чтобы каждый проходящий через них воздавал ему поклонение.

- Христиане общаются с Богом не только в храме (Слайд 6), они молятся и дома. Поэтому в каждой семье обязательно были иконы. Они находились в особом месте – красном углу.

Обращение к словарю:

Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — красивый, прекрасный; святой угол, передний угол, кутныйугол, кутник) — часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.(Слайд 7)

3) Иконопись.

- Искусство создания икон называют иконописью.

- Как называют человека, который пишет иконы? (Иконописец)

Обращение к словарю:

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон. (Слайд 8)

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука (Слайд 9) , написавший образ Богородицы. Первые иконы Божией Матери были написаны евангелистом Лукой по просьбам верующих. Сначала он сделал на доске живописное изображение Царицы Небесной с Младенцем на руках. Потом, написав еще две похожие иконы, принес их Пресвятой Богородице. Та, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес.

- Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, один из самых почитаемых в Христианстве. За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий.

Обращение к словарю:

Богоматерь, БогородицаДева МарияПресвятая Дева, (20 г. до н. э. — 45г. н. э.) - в христианстве земная мать Иисуса Христа (Слайд10)

- Для чего иконы нужны? (икона это сама молитва, окно, через которое мы можем заглянуть в высший мир)

- Самым известным русским иконописцем был Андрей Рублёв. (Слайд 10,11)

- Как создаются иконы? (Самостоятельная работа с  вкладкой учебника «Это интересно» - с.35).

- Вы заметили, что я не случайно расставила иконы на выставке. Кто догадался, по какому принципу я их разбила на группы? (1-ая – изображения Иисуса Христа, 2-ая – образы Богоматери, 3-ья – лики Святых).

4)Каллиграфия (Слайд 16)

- Ислам не рекомендует изображать людей и животных. Мусульмане большое значение придают Священному писанию – Корану. Поэтому большое значение имеет каллиграфия.

Обратимся к словарю. (Слайд17)

Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку изображает не образы, а Само Слово Божье. Иногда, несмотря на запрет, каллиграфы изображают фразы из Корана в виде животного или даже молящегося человека.

Очень популярно стало декоративное искусство, создание орнаментов.

5) Работа со статьёй учебника «Искусство в религиозной культуре ислама». (C. 35)

- Прочитайте на с.35, как называются сложные орнаменты.

Сложные орнаменты называются арабески –

это орнаменты, состоящие из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих фигуры животных, растения (Слайд 18,19)

Такими узорами украшены мечети (Слайд 20)

Рассматривают иконы, делятся впечатлениями и знаниями, приобретенными в семье

Регулятивные УУД:

- анализировать свою объекты, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: - Делать выводы на основе анализа объектов.

- Осуществлять синтез

Коммуникативные УУД:

-Умение слушать и понимать других

- Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия

V.  Подведение итогов и рефлексия.

Какие предметы  религиозной культуры присутствовал у нас на уроке?

(иконы)

- Какую религию они представляют?

(христианство)

- Что означает слово икона?

(изображение, образ)

- Чем икона отличается от других произведений изобразительного искусства?

(на них изображены образы Святых, перед ними молятся)

- Какие иконописные образы вы запомнили?

- Что вам понравилось в искусстве ислама?

 - Хотелось ли вам продолжить знакомство с произведениями искусства христианства?

(Слайд21)

 - Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства и ислама. На следующем уроке мы с вами познакомимся с художественными произведениями религиозного назначения иудаизма и буддизма.

Отвечают на вопросы,

оценивают себя и учителя

 

 

Личностные УУД: развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции

Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников;

- умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей

Регулятивные УУД:

- анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее.



Предварительный просмотр:

Урок 14.

Предмет: ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Тема урока: Искусство в религиозной культуре

Класс: 4-ый

Учитель: Казакова С.И., ГБОУ СОШ №215,  г. Санкт-Петербург

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление  о роли искусства в разных религиях; познакомить с формами искусства православной культуры России
  • Развивающие: развивать умение формулировать вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, делать выводы
  • Воспитательные: воспитывать уважение к разным религиям и их представителям; внимание к богатству своего внутреннего мира; понимание ответственности за свои поступки, желание творить добро
  • Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение на тему, творческая работа, самостоятельная работа с тестом)

Методы:  словесный, проблемно - наглядный, частично-поисковый,  метод диалога,

иллюстративно-репродуктивный

Основные понятия: икона, иконописец, каллиграфия, арабеска

Форма проведения: урок с применением ИКТ

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация
  • Учебник «Основы мировых религиозных культур» (автор уроков - А.Я.Данилюк) Урок № 14 “Искусство в религиозной культуре”.
  • Выставка православных икон
  • Электронные словари и справочные системы
  • Интерактивная доска

Планируемые результаты:

Личностные:

  •  осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

  • - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
  • - познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
  • - коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
  • - предметные: научатся осознанно воспринимать красоту культурного наследия православия и ислама; получат возможность научиться понимать нравственное содержание икон, каллиграфии; высказывать суждения о произведениях искусства, отвечать на вопросы по содержанию.

Ход урока

  1. Организационный момент.

            Прозвенел уже звонок,          Начинаем мы урок.

  1. Актуализация знаний. 

(Учащиеся поделены на группы. В каждой группе на столе лежит  кроссворд)

- Ребята, решите, пожалуйста, кроссворд:

1. Дом собраний у иудеев (синагога).

2. Место для икон в православном храме (иконостас).

3. Росписи стен христианском храме (фреска).

4. Буддийское религиозное сооружение (ступа)

5. Переносной шатёр у древних евреев (скиния).

            6. Священная книга иудеев (свиток Торы).

            7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву (минарет).

с

и

н

а

г

о

г

а

и

к

о

н

о

с

т

а

с

ф

р

е

с

к

и

с

т

у

п

а

с

к

и

н

и

я

с

в

и

т

о

к

м

и

н

а

р

е

т

п

р

а

в

о

с

л

а

в

и

е

п

а

г

о

д

а

8. Направление в христианстве (православие).

            9. Многоярусные священные строения в буддизме (пагода).

     

- Прочитайте слово, которое получилось? (искусство)

- Что такое искусство? (чаще всего мы употребляем это слово в значении «художественное слово», создание чего – то оригинального, непохожего на то, что создано другими)

  1. Целеполагание и мотивация.

Учащимся предлагаются перекрестные вопросы.

1. Назовите  основные мировые религии. (Слайд 1).

(а) буддизм; в) христианство; г) ислам)

2. Какой религией является иудаизм?

(национальной)

3. Почему мы изучаем эти четыре религии?

(самые распространённые на территории нашего государства)

4. На прошлом уроке мы познакомились со священными сооружениями, где верующие совершают религиозные обряды. Сопоставьте изображения с названиями религий. Назовите постройки. (Слайд 2).

(христианство – храм, ислам – мечеть, иудаизм – синагога, буддизм – ступа, пагода)

- Мы с вами говорили не только об истории этих священных сооружений, правилах пребывания в них, но и любовались неповторимой красотой и уникальностью каждого вида сооружения. Многие из них являются памятниками  архитектуры.

-  Сегодня я вас приглашаю войти во внутренние помещения и познакомиться с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.

Тема сегодняшнего урока - “Искусство в религиозной культуре”. (Слайд 3)

III. Изучение нового материала.

1) Работа с выставкой православных икон.

- Посмотрите, что я принесла на урок. Как называются эти изображения? (иконы)

Где мы их можем увидеть? (в православных храмах) (Слайд 4)

- Действительно, это часть моей коллекции икон, собранной во время путешествий по России.

- Кого изображают на иконах? (святых людей) Но главным иконописным изображением является лик Иисуса Христа. Как вы думаете, почему? (Иисус Христос – основатель христианской веры) (Слайд 5)

2) Работа со статьёй учебника «Искусство в религиозной культуре христианства». (C.34-35)

- Что означает слово «икона»? (от греческого «образ, изображение»)

- Как появились иконы? (Первой христианской иконой был Нерукотворный Образ Спасителя. Царь Эдесский, больной проказой, прослышав о чудесах, творимых Христом, захотел исцелиться. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти к нему и передал его с живописцем Ананием. На случай отказа тот должен был хотя бы нарисовать лик, чтобы царь имел в болезни утешение.

Придя в Иерусалим, Анания увидел Христа, поучающего народ, и стал украдкой рисовать с него портрет. Но у него ничего не получалось: лик Спасителя постоянно менялся, его черты было невозможно запечатлеть. Господь Сердцеведец видя напрасный труд пришельца и его огорчение, подозвал его для беседы. Во время разговора Христос попросил воды. Умывшись, он вытерся полотенцем – и о чудо, на нем запечатлелось изображение его лица! Так появился Нерукотворный Образ. Вручив его Анании, Господь сказал: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Помолившись перед Образом, принесенным верным слугой, царь Авгарь очистился от проказы. В благодарность за исцеление он приказал повесить Образ над городскими воротами, чтобы каждый проходящий через них воздавал ему поклонение.

- Христиане общаются с Богом не только в храме (Слайд 6), они молятся и дома. Поэтому в каждой семье обязательно были иконы. Они находились в особом месте – красном углу.

Обращение к словарю:

Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — красивый, прекрасный; святой угол, передний угол, кутныйугол, кутник) — часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.(Слайд 7)

3) Иконопись.

- Искусство создания икон называют иконописью.

- Как называют человека, который пишет иконы? (Иконописец)

Обращение к словарю:

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон. (Слайд 8)

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука (Слайд 9) , написавший образ Богородицы. Первые иконы Божией Матери были написаны евангелистом Лукой по просьбам верующих. Сначала он сделал на доске живописное изображение Царицы Небесной с Младенцем на руках. Потом, написав еще две похожие иконы, принес их Пресвятой Богородице. Та, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес.

- Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, один из самых почитаемых в Христианстве. За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий.

Обращение к словарю:

Богоматерь, БогородицаДева МарияПресвятая Дева, (20 г. до н. э. — 45г. н. э.) - в христианстве земная мать Иисуса Христа (Слайд10)

- Для чего иконы нужны? (икона это сама молитва, окно, через которое мы можем заглянуть в высший мир)

Самым известным русским иконописцем был Андрей Рублёв. (Слайд 10,11)

- Как создаются иконы? (Самостоятельная работа с  вкладкой учебника «Это интересно» - с.35).

- Вы заметили, что я не случайно расставила иконы на выставке. Кто догадался, по какому принципу я их разбила на группы? (1-ая – изображения Иисуса Христа, 2-ая – образы Богоматери, 3-ья – лики Святых).

4)Каллиграфия (Слайд 16)

- Ислам не рекомендует изображать людей и животных. Мусульмане большое значение придают Священному писанию – Корану. Поэтому большое значение имеет каллиграфия.

Обратимся к словарю. (Слайд17)

Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку изображает не образы, а Само Слово Божье. Иногда, несмотря на запрет, каллиграфы изображают фразы из Корана в виде животного или даже молящегося человека.

Очень популярно стало декоративное искусство, создание орнаментов.

Работа со статьёй учебника «Искусство в религиозной культуре ислама». (C. 35)

- Прочитайте на с.35, как называются сложные орнаменты.

Сложные орнаменты называются арабески –

это орнаменты, состоящие из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих фигуры животных, растения (Слайд 18,19)

Такими узорами украшены мечети(Слайд 20)

IV.  Подведение итогов и рефлексия.

Какие предметы  религиозной культуры присутствовал у нас на уроке?

(иконы)

- Какую религию они представляют?

(христианство)

- Что означает слово икона?

(изображение, образ)

- Чем икона отличается от других произведений изобразительного искусства?

(на них изображены образы Святых, перед ними молятся)

- Какие иконописные образы вы запомнили?

- Что вам понравилось в искусстве ислама?

 - Хотелось ли вам продолжить знакомство с произведениями искусства христианства?

(Слайд21)

 - Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства и ислама. На следующем уроке мы с вами познакомимся с художественными произведениями религиозного назначения иудаизма и буддизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Искусство в религиозной культуре".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой бес...

Конспект урока по теме "Искусство в религиозной культуре (продолжение)".

Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с чле...

Тест: Искусство в религиозной культуре

В данной работе представлен материал по курсу Основам Мировых Религиозных культур...

Урок по ОРКСЭ по теме "Искусство в религиозной культуре".

Представлена технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре христианства и мусульманства" Модуль " Мировые религии"....

Урок по теме "Искусство в религиозной культуре"

Предмет: ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс....

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...