Урок по теме "Искусство в религиозной культуре"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Франчук Раиса Анатольевна

Предмет: ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 14.

Искусство в религиозной культуре

Предмет: ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Класс:4-ий.

Учитель:Франчук Р.А., ГБОУ СОШ №939 ЮАО г. Москвы

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление  о роли искусства в разных религиях (урок 14 – в христианстве); познакомить с формамиискусства православной культуры России.
  • Развивающие: развивать умение формулировать вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать уважение к религиям и их представителям; внимание к богатству своего внутреннего мира; понимание ответственности за свои поступки, желание творить добро.
  • Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение на тему, творческая работа, самостоятельная работа с тестом).

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование:

  • Мультимедийнаяпрезентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003).
  • Учебник. Урок № 14 “Искусство в религиозной культуре”.
  • Выставка православных икон.
  • Справочная литература об иконописи.
  • Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона.
  • Электронные словари и справочные системы.
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Актуализация знаний. 

Учащимся предлагаются перекрестные вопросы.

1. Назовите  основные мировые религии.(Слайд 1).

(а) буддизм; в) христианство; г) ислам)

2. Какой религией является иудаизм?

(национальной)

3. Почему мы изучаем эти четыре религии?

(самые распространённые на территории нашего государства)

4. На прошлом уроке мы познакомились со священными сооружениями, где верующие совершают религиозные обряды. Сопоставьте изображения с названиями религий. Назовите постройки.(Слайд 2).

(христианство – храм, ислам – мечеть, иудаизм – синагога, буддизм – ступа, пагода)

II. Целеполагание и мотивация.

- Мы с вами говорили не только об истории этих священных сооружений, правилах пребывания в них, но и любовались неповторимой красотой и уникальностью каждого вида сооружения. Многие из них являются памятниками  архитектуры.

-  Сегодня я вас приглашаю войти во внутренние помещения и познакомиться с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.

Тема сегодняшнего урока - “Искусство в религиозной культуре”. (Слайд 3)

III. Изучение нового материала.

  • А) Работа с выставкой православных икон.

- Посмотрите, что я принесла на урок. Как называются эти изображения? (иконы)

Где мы их можем увидеть? (в православных храмах)(Слайд 4)

- Действительно, это часть моей коллекции икон, собранной во время путешествий по России.

- Кого изображают на иконах? (святых людей) Но главным иконописным изображением является лик Иисуса Христа. Как вы думаете, почему? (Иисус Христос – основатель христианской веры)(Слайд 5)

  • Б) Работа со статьёй учебника«Искусство в религиозной культуре христианства». (C.34-35)

- Что означает слово «икона»?

- Как появились иконы?

- Для чего они нужны?

- Христиане общаются с Богом не только в храме, они молятся и дома. Поэтому в каждой семье обязательно были иконы. Они находились в особом месте – красном углу.

Обращение к словарю:

Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — красивый, прекрасный; святой угол, передний угол, кутныйугол, кутник) — часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.(Слайд 6)

  • В) Иконопись.

- Искусство создания икон называют иконописью.

- Как называют человека, который пишет иконы? (Иконописец)

Обращение к словарю:

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.(Слайд 7)

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Самым известным русским иконописцем был Андрей Рублёв. (Мини-презентация ученика ««Троица» Андрея Рублёва»)(Слайд 8,9)

- Как создаются иконы? (Самостоятельная работа с  вкладкой учебника «Это интересно» - с.35).

  • Г) Работа в группах.

- Вы заметили, что я не случайно расставила иконы на выставке. Кто догадался, по какому принципу я их разбила на группы? (1-ая – изображения Иисуса Христа, 2-ая – образы богоматери, 3-ья – лики святых).

- Посмотрите на иконы с изображением Богоматери. Это одна или разные женщины? Кто она?

Обращение к словарю:

Богоматерь, БогородицаДева МарияПресвятая Дева, (20 г. до н. э. — 45г. н. э.) - в христианстве земная мать Иисуса Христа.(Слайд 10)

- Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, один из самых почитаемых в христианстве.За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. 

- Ваша задача – выбрать иконописное изображение Богоматери, используя справочный материал, подготовить небольшое сообщение о своём образе. (Для выбора: иконы Владимирской (Умиление), Казанской, Смоленской (Одигитрия), Фёдоровской Богоматери, «Прибавление ума», «Троеру́чица»).

Пример сообщения.

File:Pribavlenie uma.jpg

«Прибавление ума» («Подательница ума») — почитаемая в

Православной церкви икона Богородицы. По преданию икона была написана

в XVII веке после видения иконописцем, страдавшим беспамятством и

приступами безумия, Божией Матери и по Её указанию, — и автор

исцелился.

На иконе Богоматерь и Христос изображены спелёнутыми ризой. На

                                    головах у Марии и младенца царские венцы. В левой руке у Христа держава.

В верхней части иконы находится арка и светильники. По обеим сторонам нарисованы ангелы, которые держат в руках зажжённые свечи. Под ногами Богоматери и над её головой изображёны херувимы с распростёртыми крыльями.

К ней обращаются за помощью в учёбе, избавлением от душевных заболеваний, просветлением мыслей и т. п. В Москве образ Божией Матери «Прибавление ума» есть в храме у метро «ВДНХ».

IV.  Подведение итогов и рефлексия.

Какой предмет религиозной культуры присутствовал у нас на уроке?

- Какую религию он представляет?

- Что означает слово икона?

- Чем отличается от других произведений изобразительного искусства?

- Какие иконописные образы вы запомнили?

 - Хотелось ли вам продолжить знакомство с произведениями искусства христианства? Предложите план дальнейших мероприятий. (Экскурсия в залы Древнерусского искусства Третьяковской галереи, посещение православных храмов, приобретение икон в иконных лавках храмов, составление выставки книг о древнерусском искусстве и т.д.)

 - Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства. На следующем уроке мы с вами познакомимся с художественными произведениями религиозного назначения ислама, иудаизма и буддизма

Франчук Р.А.Страница


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...